ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

141

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (23), июль ‘21

Дата публикации 23.07.2021

Поделиться

В данной статье освещены вопросы духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьников в современном образовательном процессе.

Дети приходят в нашу жизнь, чтобы помочь миру стать ещё прекраснее, мудрее и благороднее. Будущее нашей земли зависит, в первую очередь, от степени духовно – нравственного состояния каждого человека живущего на ней. Знания, интеллектуальные способности будут иметь прогрессивное значение, смысл только при наличии высокого уровня духовности человека. Проблема духовно – нравственного воспитания детей актуальна, и роль современного педагога, на мой взгляд, в решении этой проблемы велика.

В настоящее время особую тревогу у государства и общественности вызывает психическое и духовное здоровье современного подрастающего поколения. Школа – это то место, где учат добру, справедливости, честности, уважению и любви к своему ближнему. Кто, как не школа, должна заботиться о нравственном становлении личности подрастающего поколения? В первую очередь, в нашей Боброводворской школе деятельность педагогов сосредоточена не только на образовательной, но духовной  и культурной жизнь учащихся. 

В рамках реализации программы ФГОС одной из приоритетных задач становится духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся в общеобразовательных школах страны. Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача учащимся тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиций русского народа, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на основе духовно-нравственных ценностей. Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учеников при получении начального образования в Боброводворской школе определены по основным направлениям, каждое из которых тесно взаимосвязано с другими направлениями и раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития и социализации личности обучающегося, как всесторонне развитого, нравственного, ответственного, гражданина России. Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основано на определённой системе базовых национальных ценностей, в контексте национального воспитательного идеала и должно обеспечивать хорошее усвоение их учащимися современной школы. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

Реализация программы духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьников Боброводворской  школы будет способствовать: овладению обучающимися в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями разных  видов деятельности (учебной, трудовой, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру; формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности; формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению и жизни. Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого благоприятного климата школьной жизни, частью которого является урочная деятельность, внеурочная деятельность, кружковые занятия и т.д. [4, с.11]

В основе развития новой воспитательной системы лежат современные воспитательные технологии и как одно из средств воспитания позволяют получить определённые положительные результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности с окружающими людьми. В социально значимых поступках младших школьников впервые проявляется их стремление к участию в жизни школы, и окружающего их общества в целом. Формируются социальные потребности в активности, самостоятельности, проявлении своего личностного достоинства, личностного самоопределения и самореализации, восприятия себя, как индивидуальной личности. Возникает и возрастает стремление быть полезным и активным членом современного общества. Принятие учеником духовно-нравственных ценностей должно происходить через его собственную учебную или творческую деятельность. Правильно организованное педагогическое взаимодействие с учителями и воспитателями школы, родителями, обучающимися Боброводворской школы, другими значимыми для учеников людьми также способствует благоприятному воспитательному процессу и социализации. Именно в школе, в процессе постоянного общения со сверстниками и учителями ребенок начинает ценить доброжелательное и дружеское к себе отношение, выражаемое в том, как к нему обращаются и относятся окружающие его люди. Своё доброжелательное отношение ребенок стремится выразить таким же образом – он учится приветливым формам общения и обращению к другому человеку. Стремится проявлять к окружающим уважение, понимание, доброжелательность и оказывать посильную помощь. Ценностные ориентации духовно-нравственного воспитания становятся нормой жизни для ученика. [2, с. 68]

Одним из методов организации социально значимой деятельности младших школьников в Боброводворской школе является их добровольное и посильное участие в учебной деятельности и творческих внеклассных мероприятиях. Учащиеся начальной школы должны принимать посильное участие, необходимой для их позитивной социализации. Формирование социального опыта младших школьников осуществляется в ходе реализации проектов, коллективных творческих дел, сюжетно-ролевых и деловых игр, коллективного посещения театров, музеев, концертов, экскурсий, встреч с представителями религиозных и общественных организаций и т. д. [3, с. 14]

Очень важной в системе по духовно-нравственному воспитанию детей в Боброводворской школе является работа с родителями. Ни для кого не секрет, что в последнее время наблюдается достаточно потребительское отношение детей к собственной семье. Дети требуют от родителей дорогостоящих вещей, зачастую не считаясь с материальным положением в семье. На мой взгляд, необходимо ребёнка учить любить, уважать и беречь свою семью. Поэтому необходимо наладить тесную взаимосвязь родитель-ребёнок. Взаимодействие школы, семьи и общественности имеет важнейшее значение для организации нравственных позиций в жизни детей. [1, с. 69] Ведущей формой повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся является родительское собрание, которое обеспечивает как информирование, так и психолого-педагогический тренинг. Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласовывается с планами воспитательной работы школы, классных руководителей и предшествует работе с обучающимися и подготавливают к ней. Также в системе повышения педагогической культуры родителей в Боброводворской школе используются различные формы работы, в том числе: родительские собрания, родительские конференции, родительские лектории, и другие мероприятия. Учителя нашей школы считают, что важно не только научить ребёнка каким-либо наукам, но и приобщить к духовным и культурным ценностям. Опыт педагогов Боброводворской школы показывает, что работа в этом направлении будет эффективной только в том случае, если в воспитании детей принимают активное участие родители учащихся, если работа проводиться целенаправленно, обеспечивая связь образования и воспитания.

Следовательно, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, так как общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко-нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Список литературы

  1. О духовно-нравственном воспитании младших школьников: уроки литературного чтения / Н. Г. Аверина // Начальная школа. - 2005. - № 11. - С. 68-71.
  2. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68
  3. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Мудрик А.В. Под ред. В. А. Сластенина. - 5-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Ака-демия», 2005 - 200 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее