Влияние географического расположения интернатного учреждения на социализацию выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Влияние географического расположения интернатного учреждения на социализацию выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье проведен анализ влияния территориальной расположенности учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на социализацию выпускников данных учреждений и их интеграцию в общество после выпуска из учреждения. Выявлены характерные черты, влияющие на социализацию воспитанников учреждений для детей-сирот, связанные с географическим расположением интернатного учреждения.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (50), февраль ‘22

Дата публицакии 29.01.2022

Поделиться

Подготовка воспитанников к успешной самостоятельной жизни является основной задачей учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - учреждения для детей-сирот). Важными факторами для успешной социализации выпускника можно выделить такие факторы, как: выбор профессии; трудоустройство; состояние физического и психического здоровья; отсутствие пагубных привычек; уровень самоорганизации, самоконтроля и ответственность; интерес к внешнему миру; выбор жизненной позиции и социальная активность; умение и возможности организовать досуг; построение планов и целей на ближайшее будущее. Все эти факторы тесно связаны с местом проживания выпускника после выпуска из учреждения для детей-сирот.

Развитие социальной компетенции ребенка в условиях города или большого поселка имеет ряд отличительных особенностей. На нее оказывает сильное влияние интенсивность межкультурного взаимодействия, взаимопроникновение национальных, семейных, молодежных и прочих субкультур. Поэтому влияние общества, в котором живет ребенок, на его социализацию чрезвычайно многообразно, сложно и неоднозначно.

Сельский образ жизни существенно отличается от городского. Относительная замкнутость социального пространства, удаленность от культурных центров и мест полезного досуга, необходимость раннего приобщения к тяжелому сельскому труду влияет на судьбу воспитанника после выпуска из учреждения для детей-сирот.

Одной из главных проблем в условиях маленьких и удаленных поселков является ограниченный выбор кружков дополнительного образования и секций, занимаясь в которых можно выявить способности к конкретной сфере трудовой деятельности, ограниченный выбор профессиональных учреждений для получения качественного образования и как следствие выбор профессии. Чаще всего воспитанникам приходится выбирать профессии, обучение по которым даст им возможность устроится на работу, востребованную в их городе, и выбор данных профессий обычно не велик. Многие воспитанники не видят для себя перспективы получения высшего образования, довольствуясь училищем или колледжем, сужаются возможности школьников для самообразования и развития.

Учреждения для детей-сирот, находящиеся в сельской местности так же испытывают недостаток квалифицированных кадров, имеют слабую материально-техническую базу, что затрудняет удовлетворение образовательных потребностей воспитанников. В соответствии с тем, что уровень требований к образовательной системе снижен, у воспитанников так же снижается уровень к своим жизненным устремлениям и целям, что в свою очередь затрудняет успешность их социализации.

В то же время в условиях маленьких городов очень силен социальный контроль поведения человека; анонимное существование практически невозможно, и многие действия выпускника могут стать объектом для оценки со стороны окружения. Для села характерна «открытость» и искренность общения, что для выпускника учреждения для детей-сирот, может быть большим плюсом, так как рядом с ним будут находится люди, которые могут оказать значимую помощь в адаптации в обществе и с решением возникших проблем.

В условиях же большого города существуют неформальные группы и объединения с антисоциальной направленностью; существуют устойчивые преступные группировки, вовлекающие в свой состав и в сферу своего влияния молодежь и подростков. Условия жизни в большом городе также имеют такие особенности как: кратковременные и поверхностные межличностные отношения; небольшая значимость территориальных общностей жителей; высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного несемейного общения; большое количество ценностных установок и стереотипов; неустойчивость социального статуса; слабый социальный контроль и значительная роль самоконтроля в поведении человека. Человек в условиях крупного города существует более независимо и не всегда отвечает за свое недостойное поведение, что создает условия для закрепления асоциального поведения.

Но и у крупных городов есть множество плюсов, способных повлиять на качество и успех интеграции воспитанника в общество, создающие потенциальные возможности для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности.

Одним из главных критериев социализации является досуг и строится он должен не только в стенах учреждения, но также и за ее пределами. Для успешной адаптации в обществе воспитанникам необходимо выезжать в город для посещения культурно – массовых мероприятий, таких как посещения концертов, выставок, театров, кино, экскурсий и лекций, мастер-классов, конференций или круглых столов, посещения кафе, торговых центров и прогулок по паркам.  Когда ребенок покидает учреждение, он должен будет сам себе организовывать досуг и ему будет гораздо более комфортно находиться в обществе, если он уже имел такой опыт.  К тому же не маловажный фактором социализации является то, что воспитанники должны уметь пользоваться общественным транспортом, ориентироваться в большом городе, уметь строить маршрут до места назначения.

Еще одним большим плюсом больших городов является широкий выбор профессиональных учреждений для получения профессии, которая действительно интересует ребенка и множество предприятий, которым необходимы сотрудники, в деревнях и поселках вакансий намного меньше и выбор профессии более ограничен. К тому же можно отметить уровень заработной платы, которая в городах на порядок выше, что открывает возможности качественного улучшения уровня жизни и материального положения.

В дополнение можно отметить возможность создания более широкого круга интересных и полезных знакомств, а также больше возможностей в построении личной жизни и создании семьи.

Резюмируя, важно отметить, что и в малых и в больших городах есть свои плюсы и минусы и они будут играть свою роль только при условии, что с выпускником учреждения для детей-сирот была проведена качественная работа по его социализации и его подготовка была организованна с учетом всех сложностей и проблем, с которыми он может столкнуться в условиях среды, в которой он будет проживать.

Список литературы

  1. Алтынцева, Е.Н. Мой жизненный путь: программа по подготовке выпускников детских интернатных учреждений к самостоятельной жизни / Е.Н. Алтынцева, А.П. Лаврович. - Минск: В.И. З.А. ГРУПП, 2009. - 216 с.
  2. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности. / Л. П. Буева. -М.: Изд-во МГУ, 1968. —267с
  3. Зимбардо Ф. Социальное влияние / Филипп Зимбардо, Майкл Ляйппе. СПб.: Питер, 2001. - 448 с.
  4. Каширина А. С. Роль поселенческого фактора в формировании ориентаций на профессиональную деятельность учащейся молодежи // Там же. Сер. 3: Общественные науки. 2007. № 54, вып. 4.
  5. Мархадаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.- сост. Л.В. Мархадаев.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 368 с.
  6. Назарова, И.Б. Возможности и условия адаптации сирот / И.Б. Назарова// Социологические исследования, №4, 2001.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary