Формирование системы ценностей личности в семье

Формирование системы ценностей личности в семье

В данной статье поднимается тема формирования системы ценностей личности в семье. Данный вопрос является актуальным, так как в современном обществе во многих семьях возникают разногласия: как воспитать ребёнка и какие ценности ему привить? В статье отражены различные системы ценностей и факторы, которые влияют на формирование данных систем. Также изучены противоречия, возникающие в  процессе формирования системы морально-нравственных ценностей личности ребенка в современном обществе.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 32 (34), Октябрь ‘21

Поделиться

Развитие личности – это объективная, закономерная историческая тенденция и в смысле временного ее проявления, и как развитие всех сторон сущности человека. К. Маркс писал: «Человек не стремится оставаться чем-то окончательно установившимся, а находится в абсолютном движении становления».

Процесс нравственного развития личности один из самых сложных, длительных и трудоемких, порою результаты кажутся незаметными. Условно процесс нравственного развития личности можно разделить на два взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа: этап нравственного воспитания и этап самовоспитания. Этап нравственного воспитания состоит из нескольких уровней, основные из которых: этический, уровень вежливости, воспитанности и собственно нравственный уровень. В этап нравственного самовоспитания мы включаем последовательность следующих уровней: интеллигентность, уровень культуры и духовность. Первый этап нравственного воспитания – это в основном воздействие взрослых на ребенка и взаимодействие с ним. Второй этап – самовоспитание, саморазвитие и самосовершенствование, это сознательное духовное возвышение, это стремление к полной реализации всего потенциала личности.

Можно выделить такие способы формирования личности в семье: механизм подражания, игра, общение, музыка, фильмы и т. д. С помощью механизма подражания ребёнок смотрит на своих родителей, на то, как они общаются между собой, с другими людьми, как поступают, и старается перенимать их привычки. Далее, игра, по мнению А. Н. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника, то есть такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития. С помощью игры ребёнок учится общаться со сверстниками, устанавливать с ними различные игровые связи, взяв на себя какую-либо социальную роль, тем самым он учится находить себе место в обществе и проявлять себя как личность. «Первый опыт игры ребёнок получает в семье: мама поёт колыбельную, поглаживает малыша, играет с его ручками, ножками. Чуть позже ребёнок приобщается при помощи народного творчества к первым словесным играм, затем у него появляются игрушки, манипулировать которыми малыш учится, глядя на взрослого. В этот момент происходит развитие эмоциональной сферы ребёнка, развивается образное и наглядно-действенное мышление. Ребёнок, воспринимая речь взрослого, учится слушать, действовать и говорить». В процессе игры складываются межличностные отношения, осваивается их операциональная сторона, дети на протяжении всего дошкольного периода учатся управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

Далее, рассмотрим общение как один из этапов формирования личности. Р.С. Немов писал: «Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации». В период детства ребенок нуждается в эмоциональном общении с ближайшим его окружением, выдавая в качестве ответной реакции улыбку, что является базовым условием его социального становления. Теперь рассмотрим творчество (музыка, фильмы и т. д.) как способ формирования личности в семье. Музыке принадлежит особенная роль в социализации личности с позиции психологического влияния на еще недостаточно сформированную психику ребенка. Благодаря этому осуществляется не только процесс формирования эстетических идеалов человека, но и способность видеть и воспринимать мир на личностном уровне, что играет важную роль в организации социальных отношений. Далее, рассмотрим влияние телевизионных передач на формирование личности. Среди всех телевизионных жанров самым популярным у детей, безусловно, остаются мультипликационные фильмы. Они содержат социальные нормы, правила, статусные роли, ценности и модели поведения. Данные сюжеты не раз обыгрываются детьми, закрепляя образ действия в тех или иных ситуациях.

В современном обществе существует ряд проблем, которые мешают хорошему семейному воспитанию. Родители, в силу своей частой занятости, не могут уделить ребенку достаточное количество внимания и заботы, в следствии чего утрачивается ценность семейных традиций и праздников. Также, раньше из-за частой занятости родители делегировали свои воспитательские обязанности старшему поколению (бабушкам и дедушкам). А сейчас многие семьи живут далеко от своих родственников, поэтому им приходиться нанимать няню. В следствии этого родители проводят мало времени с ребенком и он начинает перенимать те ценности и привычки, которым его научит няня, которая зачастую бывает из другой культурной среды. Далее, дети чаще всего воспринимают представления о морально-нравственных ценностях из мультфильмов, которые отражают ценности преимущественно глобализационной культуры. В таких мультфильмах ребенок воспринимает всё происходящее буквально и старается воплотить это в жизни, хотя это в большинстве случаев бывает не совсем правильно. Например, в американском мультфильме «Том и Джерри» кот Том постоянно гоняется за мышкой Джерри, они друг другу делают различные пакости. В данном мультфильме существует такой пример, где кот бьет мышку кувалдой. Ребенок, увидев это, может подумать, что данный поступок является нормой в обществе, и будет переносить его в жизнь на своих друзей и близких, а ведь это неправильно. Далее, родители и дети всё больше и больше живут в смартфонах и гаджетах. Родитель иногда не знает чем занять ребенка, поэтому дает ему смартфон, из которого в дальнейшем ребенок не вылезает. Родители, «живя» в смартфонах, забывают о своих детях, они начинают страдать из-за дефицита внимания, что может привести к серьезным последствиям в будущем. Из этого можно сделать вывод, что родителям не стоит забывать о своих детях, которым необходимо постоянное внимание, особенно в раннем возрасте.

Таким образом, анализируя роль семьи в жизни человека, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится (или должна становиться) тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, получает поддержку и помощь, учится любви к миру и к людям. Роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна, большую роль играет самовоспитание и тот багаж жизненного опыта, также роль внесемейного воспитания, который человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая роль семьи.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка «необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

•         принимать активное участие в жизни семьи;

•         всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

•         интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

•         не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

•         иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

•         уважать право ребенка на собственное мнение;

•         уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

•         с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться».

Список литературы

  1. Mead G. H. The Social Self // Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Method. 1913. V. 10.
  2. Пазыч Н.В. Семья как первичный институт социализации ребенка, журнал «Международный студенческий вестник», выпуск №3, 2011.
  3. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000.
  4. Харчев А.Г. О диалектике процесса воспитания – Философские пауки, Научные доклады высшей школы, №1, 1971.
  5. Кон И.С. Психология ранней юности, М., Просвещение, 1989. [Электронный ресурс] – Режим доступа: static.iea.ras.ru/books/Kon_psihologiya_yunosti.pd
  6. Остапчук Л.Ю. Психология семейных отношений и формирование личности, журнал «Сервис в России и за рубежом», выпуск №2, 2008. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-semeynyh-otnosheniy-i-formirovanie-lichnosti
  7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология дошкольного возраста; под ред. Б.С. Волкова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : КНОРУС, 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://static.my-shop.ru/product/f16/273/2724203.pdf
  8. Кольчикова Н.В. Игра как фактор социализации личности ребёнка, журнал «Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова», выпуск №4, 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kak-faktor-sotsializatsii-lichnosti-rebyonka

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary