Включение семьи «Особого Ребенка» в единое образовательное пространство посредством современных интерактивных форм партнерского взаимодействия

Включение семьи «Особого Ребенка» в единое образовательное пространство посредством современных интерактивных форм партнерского взаимодействия

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

17

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 33 (131), Август ‘23

Дата публикации 24.08.2023

Поделиться

В данной статье описывается использование современных форм познавательно-исследовательской деятельности для организации взаимодействия с семьями детей с особыми потребностями. Рассматриваются такие формы работы с семьями, как фотокросс, геокешинг, посткроссинг, маршрут выходного дня.

Один из долгожданных и волнительных моментов в жизни каждой семьи – это появление на свет малыша. Однако это радостное событие для каждого родителя иногда омрачается приговором – ребенок родился «особым». С этого момента в семье начинается борьба за успешное развитие ребенка, стремление сделать его жизнь такой же, как и жизнь его сверстников. Часто эта борьба сопровождается внутренними страхами родителей, неуверенностью в собственных силах и чувством вины перед ребенком. В этой ситуации очень важно, чтобы родители не остались один на один с открывшимися перед ними проблемами, чтобы нашли отклик и необходимую помощь у родных и близких, медиков, социальных работников, педагогов.

Наш детский сад также имеет опыт обучения детей с особенностями в развитии: долгое время в саду функционировала группа для детей с ДЦП, в данный момент образовательное учреждение посещают дети с нарушениями речи. Поэтому нами в течение многих лет решались задачи не только обучения и развития «особых» детей, но и создания единого образовательного пространства «детский сад-семья» с использованием современных эффективных форм взаимодействия. Опытом данной работы мы бы хотели поделиться с вами в рамках данной статьи.

Познание окружающего мира, успешная социализация ребенка возможна при условии включения его в различные виды познавательной деятельности, взаимодействие с социумом, создания ситуаций успеха. В жизни каждого современного человека большое значение играют различные гаджеты, поэтому мы активно используем их при создании единого образовательного пространства в образовательном учреждении и семье «особого» ребенка.

Создание условий, среды обучения детей с ОВЗ является одним из важнейших факторов успешности решения образовательных задач. «Особым» детям сложнее адаптироваться, вливаться в группу сверстников. Однако, используя педагогические ресурсы семьи, можно, с одной стороны, значительно облегчить данный процесс,  с другой, наладить эффективное взаимодействие с семьями воспитанников.

Одной из современных форм познавательно-исследовательской деятельности является «маршрут выходного дня». При реализации данной формы работы через прогулку осуществляется изучение истории, культуры и географии родного края, искусства, природы и других тем, в зависимости от комплексно-тематического планирования и образовательных задач.  Эту форму работы можно использовать и при организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с семьями «особых» детей, но при этом следует изменить сложность маршрута в зависимости от возраста и возможностей ребенка. Например, прогулка в парк может превратиться в увлекательную игру по изучению растений, насекомых, которые там обитают. При реализации данной формы дети должны не просто получать готовые знания о каком-либо объекте, а участвовать в их добывании вместе с родителями. Конечно, подготовка таких «маршрутных» листов требует особого мастерства педагогов, учета места проживания детей, возможностей семьи осуществить передвижение по запланированному маршруту, не только психологических, но и физических возможностей ребенка. Однако, его реализация позволит ребенку не только получить новые знания, а родителю повысить свою педагогическую компетентность, но и значительно расширит кругозор ребенка, познакомит его с важными и интересными местами родного города, что положительно скажется на успешной социализации воспитанника в социуме.

Совершенно новой и еще малоиспользуемой в детских садах и школах формой организации познавательно-исследовательской деятельности является фотокросс. Также, как и при проведении традиционного фотокросса, педагог сообщает участникам тему фотокросса («Правила дорожного движения», «Природа родного края», «Мир рукоделия» и другие) и раздает кросс-листы. Время выполнения фотокросса ограничено (обычно фотокроссы проводятся в выходные дни или во время каникул), количество членов команд может варьироваться  (но не менее 2 человек – 1 ребенок и один взрослый), возраст участников не ограничен. Кросс-лист (задание) включает в себя несколько подтем, на которые и нужно сделать фотографии. При выполнении фотокросса ребенок знакомится со спортивными и культурными объектами своего города, его природой, достопримечательностями. Список этот достаточно широк и зависит от возраста детей, их физических возможностей, особенностей психологического развития, тем, с которыми знакомятся дети при освоении образовательной программы учреждения и творчества организаторов фотокроссов. При организации фотокроссов с семьями детей с ОВЗ следует исключить момент соревновательности. Фотокросс будет считаться пройденным при выполнении командой-участником всех заданий, указанных в кросс-листе.

Включение семей «особых» детей в проведение фотокросса будет оказывать положительное влияние не только на познавательно-исследовательской деятельности детей, расширять их представление о родном городе, но и способствовать успешной социализации ребенка, так как дети знакомятся с важными культурными, спортивными и иными объектами родного города, людьми различных профессий. Также, каким бы не было задание (найти объект по названию или фотографии), оно предполагает, что ребенок должен вспомнить или выяснить с помощью взрослого, информационных источников, где он расположен, его культурную значимость или назначение. Сами задания кросс-листов, используемые при проведении фотокроссов также активизируют познавательную деятельность детей: чтобы узнать, какой объект необходимо сфотографировать, ребенку нужно отгадать загадку, ответить на вопрос или выполнить другое задание. После того, как ребенок самостоятельно или с помощью взрослого выполнит задание кросс-листа и сфотографирует нужный объект, у него может возникнуть ряд вопросов: Что такое спортивная школа? Музыкальная школа? Какими видами спорта занимаются дети в этой спортивной школе? Чем известен человек, которому посвящен этот памятник? Почему этот музей называют музеем-Диорамой? Чтобы ответить на эти вопросы ребенок должен включиться в познавательно-исследовательскую деятельность.

Еще одной новой и интересной для современного ребенка и родителя формой работы является геокешинг (geocaching от geo — Земля и cache — тайник, в прямом переводе «поиск тайника в земле») — игра с элементами туризма и краеведения, в том числе с применением спутниковых навигационных систем и устройств, имеющих GPS приемник (ноутбуки, навигаторы, смартфоны или КПК и другие).

Использование геокешинга с «особыми» детьми имеет ряд особенностей. Например, педагог с детьми может проводить данную игру в здании детского сада, группе, на прогулочной площадке. Можно вынести игру за пределы детского сада и провести ее в ближайшем к нему окружении. Если включить в игру родителей, то провести ее с семьями воспитанников можно в городе и даже в области. Для участия в данной игре педагог готовит сценарий, задания и атрибуты (карта-схема, тайник с кладом и другое) для проведения геокешинга. Затем дети (если игра проводится за пределами детского сада – в городе или области, то в ней принимают участие и родители воспитанников) отправляются на поиск клада. Клад ищется с помощью загадок, примет, по карте-схеме или с помощью устройств имеющих GPS приемник. С этой целью игроки изучают карту-схему, отвечают на вопросы, которые помогают найти место тайника или определить, что в нем спрятано, ищут тайник и делают фотоснимки того места, где был спрятан клад. Кладом может быть не предмет, а, например, слово. После того, как клад был найден, педагог с детьми и родителями может оформить полученные результаты в виде презентации, альбома или любого другого творческого продукта.

Чтобы поиск клада способствовал расширению представлений обучающихся об окружающем мире, его можно прятать в местах культурного или спортивного значения: вблизи памятников, музеев, стадионов и других культурных объектов города. Задания, которые выполняют дети при поиске клада, также способствуют расширению кругозора, социализации ребенка.

С целью успешной социализации ребенка, развития его познавательной активности, кругозора можно использовать такую форму работы, как посткроссинг – обмен почтовыми открытками между образовательными учреждениями, семьями, находящимися в различных городах и даже странах. Значение слова «посткроссинг» происходит от слияния двух английских слов: «почта» и «обмен» из английского языка «postcrossing» и переводится на русский язык, как "почтовый марафон". Обязательным условием данной игры в образовательном учреждении является то, что на открытке обязательно должны быть изображены достопримечательности, виды города, из которого она пришла. Как вариант – это может быть электронный носитель с презентацией о городе, которую подготовили педагоги с детьми, выславшие письмо. Данный проект позволяет познакомить детей в игровой форме с другими городами и странами: на открытках можно увидеть места, о которых адресат даже не слышал, животных, не встречавшихся ни в одном учебнике, сказочные сюжеты из эпоса страны-отправителя. Использование данного проекта поможет ребенку общаться со сверстниками из других городов, что всегда затруднено для «особых» детей, это повысит возможности социализации ребенка в обществе.

Все перечисленные формы работы позволяют создать единое образовательное пространство «детский сад-семья», что позволяет повысить эмоциональный комфорт не только детей, но и всех участников образовательных отношений. Ведь самая главная задача взрослых при воспитании детей с особенностями в развитии – познакомить ребенка с окружающим миром, научить его быть счастливым и самодостаточным членом современного общества.

Список литературы

  1. Аксенова Т.А. Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 1-6.
  2. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. / Н.В. Алешина. М.: Элизе Трейдинг, 2004 г. – 246 с.
  3. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. М.: Теревинф, 2004 г.– 240 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее