Социализация детей в современном обществе

Социализация детей в современном обществе

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Просмотры

20

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публикации 17.01.2022

Поделиться

В данной статье рассматривается проблема социализации современной молодежи. Автор подробно описывает данный процесс, обращая внимание на мнения учёных. Предпринята попытка рассмотреть характерные этапы социализации, которые соответствуют определенным жизненным периодам. Автор уделяет отдельное внимание каналам социализации, уделяя особое внимание интернету. Сформулировано, что в связи с развитием общества в интернет пространство активно входят люди старшего поколения. Активный анализ социальных сетей показывает каким же образом влияет интернет на развитие молодежи.

Общество XXI века стремительно развивается, а вслед за этим меняется и восприятие окружающего мира человеком.  Процесс социализации в эпоху информационного общества проходит иначе чем на предшествующих этапах развития мира.

Французский социолог Э. Дюркгейм один из первых обратил внимание на вопрос социализации. Он подчерчивал, что любое общество стремится к тому, чтобы сформировать человека в соответствии с имеющимися у него идеалами, которые зависят от морального, интеллектуального, а также физического развития. Социализация - это определённый процесс усвоения и воспроизводства индивидуумом социального, культурного, духовного опыта, который передаётся старшим поколением.

Процесс социализации начинается с момента рождения человека и проходит на всем пути его жизни. Почему так важна социализация? Во-первых, данный процесс даёт понять каким вырастет этот человек, во-вторых, в период социализации человек учится общаться с другими людьми, примеряет на себя разные роли. Благодаря активному взаимодействию людей друг с другом, индивиды формируют свои собственные убеждения, привычки, принципы - все то, что определяет уникальность человека, превращая его таким образом в личность.

Нормальное развитие человека возможно только в контакте с другими людьми. Одиночество, изоляция от общества тормозит социализацию. Ребёнок должен тесно контактировать хотя бы с одним взрослым, перенимать от него жизненный опыт. Как правило, поддержка со стороны других людей очень важна для любого человека, поэтому взрослые должны построить «мост доверия» к своему сыну или дочери, благодаря которому смогут понимать и общаться друг с другом.

Американский социальный психолог Д. Мид утверждал, что общество взаимодействует с личностью, значит никакого «Я» отдельного от внешнего мира не может быть. Как было указано ранее, дети «примиряют» на себя различные роли, в связи с этим и данной теорией, молодое поколение играя в игры, изображая взрослых, перенимают от них определённое поведение, манеры общения. Позднее повзрослевшие дети уже не играют роли, они проецируют все то, чему научились ранее в те отношения, которые у них складываются. Ученик, выполняя в школе поставленную задачу, должен применить все знания, которые получил. При этом очень важна работа в группе, так дети учатся находить компромисс при наличии разных мнений, а также развивают в себе лидерские качества, управления командой.

Нужно понимать, что наряду с понятием социализация идёт такое понятие как - социализированность. Что же это такое? Смысловое значение данного слова состоит в том, что человек соответствует социальным требованиям, которые предъявляются к определённой возрастной группе. В связи с этим следует отметить стадии социализации, которые включают:

  1. Раннюю стадию (длится с момента рождения и до поступления в учебное заведение);
  2. Стадия обучения (начало при поступлении в школу, заканчивается на этапе окончания очных форм профессионального образования);
  3. Стадия социальной зрелости;
  4. Стадия завершения жизненного цикла (с момента трудоустройства).

Так можно понять, что данные ступени соответствуют принятой в обществе возрастной периодизации жизни человека, а именно - детство, юность, зрелость, старость.

Существуют каналы социализации, к которым относят: семью, детские учреждения воспитательного характера, школу, друзей, СМИ, интернет. Последнее преобладает в современном мире.

Интернет неотъемлемая часть информационного общества, это всемирная сеть, охватившая и объединившая практически все население земного шара. Анализ статистических данных за 2019 год показывает, что в России интернетом пользовалось 94.4 млн. человек, старше 12 лет, однако данный показатель с каждым годом растёт. Так в 2020 году в среднем пользователей сети составило 95.6 млн. Это объясняется рядом многих факторов, во-первых, пандемия заставила перейти на удалённую работу, во-вторых, технический прогресс, ситуация при которой молодое поколение почасту сменяет гаджиты, отдавая предыдущие модели своим бабушкам и дедушкам, способствует вовлечению старшего поколения в социальные сети. Так согласно данным в 2020 году число представителей категории 65+ увеличилось с 26 до 36%, а категория 50-64 года с 63 до 66%.

Для того, чтобы точнее понять каким образом влияет интернет на социализацию человека необходимо провести социальную статистику, а именно установить статистическое наблюдение. Под которым понимается - планомерная, систематическая и научно обоснованная работа по сбору массовых данных о явлениях социокультурной жизни путём регистрации существенных признаков по заранее определённой программе. Данные о каждой полученной единице наблюдения, полученные в результате официального статистического учёта являются - первичной информацией, а их система образует совокупность первичной информации.

Обратясь к данным социальной статистики, видно какие социальные сети преобладают. Большим спросом среди населения обладает TikTok. Однако по мнению большинства экспертов, психологов, это интернет пространство приводит к тому, что у детей в незрелом возрасте формируются больше материальные ценности, а не духовные. Прокрастинация проникает в сознание человека все больше и больше. Многие начинают злится на всех вокруг, задают вопрос – а почему я так не могу? Что мне мешает снимать видео и зарабатывать на этом деньги? Таким образом, нормальное привычное для всех образование, профессия уходят на второй план, а порой и вообще забываются. Дети, взрослые не проходят дальше путь социализации, не развивают своё мышление, потому как для данной деятельности особых мыслительных процессов не требуется. Инфантильность возрастает. Однако несмотря на минусы, по моему мнению, социализация все же возможна. Почему? Занимаясь данной деятельностью людям так или иначе приходится коммуницировать с обществом, подписчиками, такими же блоггерами в целях создания совместного контента.

YouTube - медиапространство, на котором можно найти практически любую информацию. Начиная от развлекательного контента и заканчивая учебным, познавательным. Однако данная платформа также опасна для развития и становления личности. Почему? Существует разного рода контент, в том числе и запрещённый. Министерство юстиции ведёт реестр экстремистских материалов, в которые частенько попадает контент YouTube. Процесс изъятия данных материалов из этой социальной сети довольно непрост, в связи с этим может попасть к несовершеннолетним, взрослым, повлиять на их сознание. На наш взгляд эта платформа будет очень хорошим шагом в социализации людей, ведь благодаря ей можно найти своё призвание, в том числе приносить пользу обществу. Прочтение стихов, размещение видео-контента путешествий из разных стран, изучение иностранных языков - все это помогает человеку в современном мире.

COVID-19 вынудил людей перевести свою деятельность на интернет поле. Все больше стали развиваться видеоконференции, вебинары, онлайн-образование. Если посмотреть на эту ситуацию с двух сторон, то в первом случае - интернет помощник, благодаря которому люди смогли продолжить свою работу, благодаря ему стала развиваться программа, утверждённая ещё в 2017 году «Цифровая экономика». С другой стороны, процесс личного взаимодействия между людьми ослаб. В современном мире все больше отдают предпочтения смс, общению по телефону, встречам в ZOOM.

Таким образом, процесс социализации в современном обществе не ограничивается только лишь общением с людьми, он также включает в себя поиск новой информации в интернете, чтение книг, просмотр телевизора, обзор новостей, видеоигры. Однако мы должны понимать, что полностью социализироваться человек сможет только среди других членов социума. Нам необходимо общение, перенятие чужого опыта, ведь благодаря этому можно избежать ошибок, совершения необдуманных действий.

Список литературы

  1. Заславская Т. И. Социетальное пространство трансформационного процесса // Россия, которую мы обретаем. Труды Новосибирской экономико-социологической школы. Новосибирск, 2003;
  2. Ксения Кривотулова Руководитель отдела «Интернет и СМИ» [Эл. ресурс] // Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2021/05/14/search/;
  3. М. Мид Культура и мир детства [Эл. ресурс] // Режим доступа: http://base.dnsgb.com.ua/files/book/kultura-i-mir-detstva.pdf
  4. Министерство Юстиции. Экстремистские материалы [Эл. ресурс] // Режим доступа: https://minjust.gov.ru/ru/extremist-materials/;
  5. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М.: Проспект, 2004. 336 с;
  6. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011;
  7. Учебное пособие / Н.В. Трофимова. - Москва: Издательство «Инфинити», 2017- 215 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее