Формирование Социокультурной Компетенции Средствами Дисциплины «Английский Язык» На Старшем Этапе Обучения

Формирование Социокультурной Компетенции Средствами Дисциплины «Английский Язык» На Старшем Этапе Обучения

Авторы публикации

Рубрика

Лингвистика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 40 (42), декабрь ‘21

Дата публикации 01.12.2021

Поделиться

Основные способы формирования социокультурной компетенции, место и составляющие в общем блоке коммуникативных компетенций.

Основной целью на старшем этапе обучения иностранным

языкам является развитие личности учащегося, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

При этом особая роль отводится социокультурному содержанию обучения, как фактору, во многом определяющему использование языка в конкретных ситуациях, тем самым влияющему на иноязычную коммуникативную компетенцию обучающихся.

Согласно словарю русского языка компетенция — это круг деятельности, та область вопросов, в которой человек хорошо осведомлен [6, c. 355].

Основные цели и задачи: определить основные способы формирования социокультурной компетенции; определить место и составляющие в общем блоке коммуникативных компетенций.

В основе любой компетенции лежат знания и умение их использовать, но компетенция отличается от умения тем, что всегда сопряжена с психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процессе решения различных проблем, с наличием определённых морально – этических установок и качеств личности.

Рассмотрим какое же место занимает социокультурная компетенция в общем блоке иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. В. В. Сафонова выделяет следующие компоненты иноязычной коммуникативной компетенции:

- языковая компетенция;

- речевая компетенция;

- социокультурная компетенция;

- компенсаторная компетенция;

- учебная компетенция. [7].

Стоит заметить, что социокультурная компетенция занимает почётное третье место и включает в себя ряд компетенций:

- социолингвистическая компетенция;

- предметная/тематическая компетенция;

- общекультурная компетенция;

- страноведческая компетенция.

При формировании социокультурной компетенции содержания обучения предполагает:

  1. Формирование знаний о своей стране и странах изучаемого языка (географическое положение стран, их столицы, достопримечательности, политическое устройство , традиции,, культурное наследие стран изучаемого языка, менталитет, стиль и ритм жизни людей определённой культуры или страны, факторы, предопределяющие развитие и становление культуры, искусства, истории стран).
  2. Развитие умений соотносить свою собственную и иноязычную культуру, воспринимая различия как норму сосуществования культур в современном поликультурном мире, гибко использовать различные стратегии для установления контакта с представителями других культур, представлять свою страну и её культуру.
  3. Воспитание готовности к общению и сотрудничеству с людьми в инокультурной среде, культурной непредвзятости, толерантности, речевого и социокультурного такта и вежливости.

Самым эффективным средством развития социокультурной компетенции является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в саму атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны.

Ввиду того, что учащиеся не имеют такой возможности, необходим поиск эффективных путей и способов развития социокультурной компетенции вне языковой среды.

Главным социокультурным компонентом содержания обучения является учебный текст. В качестве учебного текста используются:

• тематические, страноведческие, художественные тексты,

• диалоги и полилоги,

• стихи,

• песни,

• письма,

• интервью,

• аудиотексты с носителями языка. Важно, чтобы текст был аутентичным, соответствовал интересам и возрасту учащихся и был максимально приближён к естественной ситуации.[5, с.92].

Для успешного общения необходимо не только владеть одинаковыми языковыми средствами собеседника (фонетическими, лексическими, грамматическими навыками), но и общими содержательными знаниями о мире. [2].

Включение детей в учебную деятельность с помощью ролевых игр развивает положительную мотивацию изучения английского языка. Именно во время этих игр учащиеся учатся культуре общения: как сделать покупки, как приветствовать, как поздравить друзей, родных, знакомых, как обратиться с вопросом для получения информации.

Рассмотренные выше направления и приемы способствуют повышению эффективности формирования у обучающихся социокультурной компетенции средствами иностранного языка.

Список литературы

  1. 1.http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/razvitie-sociokulturnoy-kompetencii Статья (английский язык) на тему: развитие социокультурной компетенции. Опубликовано 14.02.2013 - 12:43
  2. 2.http://education1246.rusedu.net/post/5375/55582publications | Январь 26, 2012,23:12 Федотов С. А. Учитель английского языка ГБОУ СОШ №1246 13.11.13 21.34
  3. 3.http://www.moluch.ru/conf/phil/archive/78/3308/15.11.13 Иванова Н. М. Некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции средствами иностранного языка в техническом вузе [Текст] / Н. М. Иванова // Современная филология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 69-72.
  4. 4.Беленкова, Н.М. Атабекова, А.А. Иноязычная коммуникативная компетенция как средство социальной адаптации будущего специалиста в вузе: результаты экспериментального обучения[Текст] // Высшее образование сегодня. — 2009. — № 8. — С. 63–67.
  5. 5.Лутовинов, В.И. Обсуждаем ФГОС: стандарт требует доработки[Текст] / В. И. Лутовинов // Администратор образования. — 2010. — № 21. — С. 90–94.
  6. 6.Шведова, Н.Ю. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АНСССР [Текст]/Н. Ю. Шведова.—20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.
  7. 7.Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: Автореф. докт. диссерт.– М., 1993.-47 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary