Современные проблемы деятельности мировых судей в рф

Современные проблемы деятельности мировых судей в рф

В данной статье раскрываются некоторые проблемы деятельности мировых судей. Рассмотрены существующие проблемы в работе Института мировых судей. В частности к ним можно отнести  порядок формирования мирового судейского корпуса, организация и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, высокая нагрузка, приходящаяся на каждого мирового судью и так далее.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 27 (72), июль ‘22

Дата публицакии 29.06.2022

Поделиться

Своевременный и эффективный доступ к правосудию является гарантом обеспечения судебной защиты для граждан. Мировые судеи, осуществляющих правосудие в РФ согласно федеральным законодательствам и законов субъекта Российской Федерации, наиболее приближены к народу. Их деятельность охватывает бытовые, социальные проблемы граждан. (4,133-134), соответственно, основная нагрузка задач по реализации защиты граждан, ложиться на мировых судей.

Под понятием «мировой судья», принято рассматривать физическое (должностное) лицо, которое принадлежит к корпусу мировых судей, осуществляющих правосудие и иную деятельность. Они назначаются или избираются центральными  органами государственной властиили. Мировые судьи рассматривают различные дела граждан единолично и способствуют установлению мирных отношений между спорящими сторонами. Но в Российском законодательстве статус мирового судьи имеет некое двойственное правовое положение. Так согласно Федеральному закону от 17  декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О  мировых судьях Российской Федерации»  [4], мировой судья —это должностное лицо, наделенное правом отправления правосудия (ч.1ст.1), а по Федеральному конституционному закону от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации» [3]

определяет мирового судью как орган, входящий в систему судебной власти (ч. 2 ст. 4).Это говорит о сложном правовом статусе мирового судьи, с одной позиции он относится к судьям принимающим решения от имени субъектов РФ, а с новых другой —является  нижестоящим судьей.

Согласно ФЗ «О  мировых судьях Российской Федерации» судебные участки обслуживаются только одним мировым судьей. Мировые суды односоставные, и в случае болезни, отпуска мирового судьи либо отсутствия его по другой причине, очень часто дела, находящиеся в производстве судьи, не рассматриваются. Вопрос о замещении временно отсутствующего мирового судьи в настоящее время законодательно не решен. Это приводит к нарушению конституционных прав граждан на судебную защиту, гарантированные им пунктом 1 статьи 47 Конституции РФ. Но в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ и Уголовно-процессуальным кодексом РФ дела, подсудные мировому судье, никто другой рассматривать не вправе.

Целесообразно дополнить Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" нормой, в которой был бы определен порядок замещения отсутствующего мирового судьи. В Законе не решен вопрос оплаты труда, если мировой судья другого судебного участка должен рассматривать и дела временно отсутствующего мирового судьи.

Финансирование суда субъекта Российской Федерации, в том числе и мировых судей, отражены в ряде законодательных актов, (статья 3 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статья 10 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", часть 1 статьи 5 ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"). Аппарат мировых судей должен финансироваться как суд субъекта Российской Федерации. Но ни один из названных Законов не предусматривает источник финансирования аппарата мировых судей. В законе должно быть четко определено, что аппарат мировых судей должен финансироваться из бюджета субъекта Федерации; организационное обеспечение мировых судей и аппарата мировых судей должно финансироваться в том же порядке.

К компетенции мирового судьи относится рассмотрение уголовных дел о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет, значительное количество составляют гражданские дела, дела по возмещению материального ущерба стоимостью до 30000рублей. Объем работы у мировых судей достаточно большой. Предусматривается, что после введения института мировых судей на их рассмотрение перейдет значительная часть дел, примерно до 20% уголовных дел, до 60% гражданских дел, дела об административных правонарушениях. Поэтому, для повышения качества осуществляемого правосудия институтом мировых судей, необходимо улучшить организационное обеспечение мировых судей. Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

В соответствии с действующим законодательством полномочия и компетенция  мирового судьи, в уголовном судопроизводстве, как судьи местного суда  сужены по сравнению с правами других представителей судебной власти. Так, мировой судья при рассмотрении уголовных, не наделен полномочиями  по контролю  на досудебных стадиях и не может пересматривать свои решения при открывшихся обстоятельствах. Значительно сужена его компетенция и в стадии исполнения приговора.Проблема интеграции судопроизводства мирового себя судьи остается нерешенной.

Президентом Российской Федерации было дано поручение, связанное с подготовкой заключения о возможности передачи на федеральный уровень вопросов деятельности мировых судей. Что позволило бы завершить формирование стройной системы судебной власти. Но данный вопрос оказался нереализованным.

По мере развития института мировых судей в России возможно, возникновение ряда проблем, которые необходимо разрешить в ходе судебной реформы. Проблемы, которые имеются уже сегодня, нуждаются в обсуждении и соответствующим законодательном разрешении. Принятые законы лишь в общих чертах определили принципы организации и деятельности института мировых судей.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках)
  2. Конституции РФ от 30.12.2008г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008г №7-ФКЗ, от 05.02.2014г №2-ФКЗ, от 21.07.2014г №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014г, №31, ст. 4398.
  3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996г №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997г.№1. Ст.1.
  4. Федеральный закон от 17.12.1998г №188-ФЗ (ред. от 05.04.2016г) «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 21.12.1998г, №51, ст. 6270.
  5. Ватанин С. Н. Компетенция мировых судей: проблемы и пути их решения / Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008г. — Ст. 35.
  6. Крамская М. С. Проблемы организации деятельности мировых судей в Российской Федерации // Молодой ученый, 2019г. №1.
  7. Соловьев В.Н. К вопросу о распределении юрисдикционных полномочий между судами общей юрисдикции и мировыми судами (научная полемика) // Вестник гражданского процесса. 2017г. № 1.
  8. Тяпкина Е.А. Современное место мировых судей в осуществлении судебной защиты граждан. // Актуальные проблемы политического, правового и социального развития России: Материалы VIII Международной научно-практической конференции студентов, (17 апреля 2015 г. Саратов). [Электронный лицо ресурс]
  9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. 2008. 6 ноября.
  10. Сангаджиев Б. В. Институт мировых судей: правовая природа и особенности деятельности / Пробелы в Российском законодательстве. Юридический журнал. — 2012г.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary