Правовой статус главы муниципального образования: полномочия и нормативно-правовые акты

Правовой статус главы муниципального образования: полномочия и нормативно-правовые акты

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

5

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (119), Июнь ‘23

Дата публикации 04.06.2023

Поделиться

Статья рассматривает вопросы правового статуса главы муниципального образования, с акцентом на проблематике руководства. Авторы анализируют законодательство по данному вопросу, выделяют основные аспекты, касающиеся полномочий главы, его ответственности и правового статуса. Особое внимание уделяется проблемам обеспечения прав главы муниципального образования. Авторы приходят к выводу о необходимости дополнительных механизмов, обеспечивающих эффективное руководство муниципальными образованиями и защиту прав глав муниципалитетов.

Создание эффективной системы управления – это одна из важных задач, стоящих перед всеми странами мира. Установление четкого и гармоничного взаимодействия между субъектами власти должно быть реализовано посредством специального механизма управления. В современных условиях таким механизмом является вертикаль власти.

Определение основных проблем в государстве, решение вопросов по обеспечению согласованных решений государственных органов, а также выстраивание многоуровневой системы в стране – задачи государства, определяющие необходимость в формировании эффективной системы управления в целом.

Одним из уровней системы управления в государстве является местное самоуправление. Четко и обоснованно разграниченные функции, полномочия, обязанности, права органов местного самоуправления, а также гармонизация интересов общества, согласование их желаний и потребностей могут создать конструктивную модель властной вертикали, обеспечивающей эффективную систему управления в стране.

Недостаток инструментов, методов и механизмов реализации и юридического определения взаимодействия между разными уровнями власти приводит к закреплению неэффективных и юридически несовершенных отношений, не позволяет быстро решать важнейшие социально-экономические проблемы, определяет основу для развития бюрократизма и коррупции, что, непосредственно, отрицательно воздействует на политический климат в государстве. 

Актуальность изучения проблемы правового статуса главы муниципального образования обусловлена отсутствием четкости и определенности полномочий органов местного самоуправления. Так как федеральные органы власти все больше перекладывают ответственность и полномочия на органы местного самоуправления, но в меньшей степени обеспечивают их ресурсами для реализации обязанностей, тематика местного самоуправления играет важную роль в построении управленческого аппарата государством.

Отметим, что организационно-правовой статус высшего должностного лица муниципального образования в Российской Федерации определяется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ [1] (далее – ФЗ-131) и другими нормативными актами.

Согласно законодательству РФ, высшее должностное лицо муниципального образования – это лицо, занимающее должность главы муниципального образования или руководителя органа местного самоуправления. Он назначается или избирается на соответствующий период и функционирует на основе Конституции РФ, Федеральных законов и иных нормативных актов, включая Устав муниципального образования.

Полномочия высшего должностного лица муниципального образования включают в себя: развитие муниципального образования, защиту прав и свобод жителей, обеспечение безопасности и принятие решений по соответствующим вопросам, возникающим в ходе реализации деятельности государственного управляющего.

Организационно-правовой статус высшего должностного лица муниципального образования включает в себя правовые нормы, регулирующие процедуру его назначения или избрания, условия работы и общение со средствами массовой информации, а также взаимодействие с другими муниципальными органами и властями.

Этот статус также определяет порядок ответственности таких должностных лиц за нарушение законодательства, превышение полномочий или неэффективное управление муниципальными ресурсами. В случае злоупотребления полномочиями, высшее должностное лицо муниципального образования может быть уволено или снято с должности в соответствии с установленной процедурой [2].

Анализируя законодательство России в контексте определения правового статуса главы  муниципального образования, можно выделить несколько недостатков. Первым недостатком законодательства, касающегося правового статуса главы муниципального образования, является весьма слабая защита от недобросовестных действий со стороны других должностных лиц и членов местного самоуправления. В частности, в законодательстве не прописываются четкие механизмы защиты главы от давления со стороны местных депутатов или других должностных лиц, что может приводить к многочисленным спорам и конфликтам.

Второй недостаток законодательства заключается в том, что он не всегда уделяет достаточно внимания вопросам компетенции муниципальных властей. Это может вести к тому, что глава муниципального образования может столкнуться с трудностями при осуществлении своих полномочий, если законодательство не ясно устанавливает, какие функции и обязанности ему присваиваются.

Третий недостаток законодательства заключается в том, что он не учитывает особенности местных регионов и конкретных территорий, что может привести к неравномерному развитию регионов и неравенству в социально-экономической сфере.

Четвертым недостатком законодательства является недостаточная степень прозрачности и открытости муниципальной власти. Не всегда глава муниципального образования может надежно узнать о работе органов власти и правильно организовать деятельность с целью улучшения работы местного самоуправления.

Пятый недостаток законодательства заключается в недостаточном уровне ответственности должностных лиц за свои действия. Такой подход может привести к тому, что должностные лица могут нести ответственность исключительно перед своими избирателями и не нести ответственности за свои действия в сфере местного управления [3].

Для совершенствования законодательства в области правового статуса главы муниципального образования можно рассмотреть следующие меры:

1. Уточнение полномочий главы муниципального образования. Необходимо определить, какие полномочия должен иметь глава муниципального образования, чтобы обеспечить эффективное управление территорией. Важно выделить основные функции и полномочия главы муниципального образования и четко определить границы его компетенции.

2. Установление требований к квалификации главы муниципального образования. Квалификационные требования к кандидатам в главы муниципальных образований могут быть уточнены в соответствии с уровнем ответственности и сложностью работы. Необходимо установить минимальные требования к образованию, опыту работы и профессиональным навыкам главы муниципального образования.

3. Уточнение порядка организации выборов главы муниципального образования. Важно определить регламент выборов, прописать правила финансирования, установить процедуру регистрации кандидатов, уточнить порядок контроля за выборами.

4. Установление ответственности главы муниципального образования за свою деятельность. Необходимо определить ответственность главы муниципального образования за неправомерные действия или бездействие, невыполнение своих обязанностей, нарушение законодательства. Также важно разработать механизмы контроля за деятельностью главы муниципального образования.

5. Создание механизмов участия населения в управлении муниципальным образованием. Важно установить механизмы, которые обеспечат активное участие населения в принятии решений по важным вопросам, освещающим управление местом проживания, глава муниципального образования должен взаимодействовать с населением на постоянной основе.

6. Определение экономического и финансового статуса муниципальных образований. Очень важно установить правила организации муниципальных финансов, другими словами, надо законодательно разрешить определять и контролировать муниципальные расходы.

Вышеописанные меры помогут улучшить и уточнить правовой статус главы муниципального образования, что позволит сделать муниципальное управление более эффективным и прозрачным для населения на всех уровнях.

Определение основных недостатков законодательства в области обеспечения полномочий главы муниципального образования позволяет выделить проблемы руководства. К ним стоит отнести следующие положения:

1. Дисбаланс интересов: в некоторых случаях интересы жителей, предпринимателей и других заинтересованных сторон могут не совпадать, что может приводить к конфликтам.

2. Отсутствие эффективной коммуникации: главы муниципального образования могут столкнуться с проблемой отсутствия эффективного обмена информацией и коммуникации с местными жителями и сообществами.

3. Влияние политических фракций: главы муниципального образования могут столкнуться с проблемой вмешательства политических фракций в их работу и решения.

4. Недостаток компетентности: главы муниципального образования могут столкнуться с проблемой отсутствия опыта или знаний в определенных областях управления, что может привести к неэффективности решений [4].

Для решения существующих проблем правового статуса главы муниципального образования необходима выработка мер:

– усиление контроля над расходованием бюджетных средств, привлечение инвестиций, разработка новых проектов и программ, направленных на улучшение качества жизни граждан;

– повышение уровня образования и профессиональной подготовки главы муниципального образования, привлечение к работе высококвалифицированных специалистов;

– усиление общения и взаимодействия с населением, проведение регулярных встреч и консультаций, организация слушаний и общественных обсуждений;

– создание системы мониторинга и контроля над выполнением решений, внедрение электронных сервисов для получения обратной связи и контроля за работой органов местного самоуправления.

– участие граждан в общественных слушаниях, консультациях, создание интернет-платформ для общения и предложений, расширение участия граждан в работе органов местного самоуправления.

Одним из решений проблемы правового статуса главы муниципального образования было внедрение сити-менеджеров в местное самоуправление. Взаимодействие этих двух органов власти обеспечивается посредством регулярных встреч, обмена информацией и участия в общих мероприятиях. Глава муниципального образования рассматривает предложения сити-менеджера и дает рекомендации по их внедрению. Сити-менеджер, в свою очередь, представляет главе муниципального образования отчеты о работе городской администрации и прогрессе в реализации стратегических планов.

Совместное решение проблем местного управления главой и сити-менеджером направлено на достижение общих целей по улучшению качества жизни жителей города и обеспечение эффективного управления им. Комплексный подход и согласование усилий помогают сформировать единую цель и достичь лучших результатов в различных сферах городской жизни.

Таким образом, одной из основных проблем правового статуса главы муниципального образования является отсутствие четкой дифференциации полномочий и ответственности между муниципальными и федеральными органами власти. Кроме того, не всегда устанавливаются механизмы заявления обжалования решений, принятых главой муниципального образования. Другими проблемами, возникающими в рамках правового статуса главы муниципального образования, являются: нарушение прав граждан на участие в управлении муниципалитетом; неэффективное использование муниципальных ресурсов; нарушения в сфере закупок и контроля над бюджетом муниципалитета.

Решение проблем правового статуса главы муниципального образования может быть найдено только в рамках законодательной реформы, направленной на установление четких прав и обязанностей всех сторон, работающих в муниципальном секторе. А также в вопросах взаимодействия главы муниципального образования и сити-менеджера. Только при комплексном подходе к местному самоуправлению могут быть достигнуты высокие результаты. 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, № 202, 08.10.2003.
  2. Кязимов М. Д. Правовой статус главы муниципального образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – №12-4. – С. 20-23.
  3. Носонова Е.В. Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации // Вестник науки. – 2021. – №12 (45). – С. 152-161.
  4. Агибалов Ю.В. Становление и развитие института главы муниципального образования в россии: теоретические и правовые основы // Вестник ВГУ. Серия: Право. – 2022. – №4 (51). – С. 353-365.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее