На сегодняшний день взаимодействие предпринимателей и государства обретает все большую важность, поскольку зачастую бюджетных средств недостаточно для реализации некоторых проектов. Для привлечения инвесторов государство создает особые условия: предоставляет в соответствии с концессионными и иными соглашениями государственное и муниципальное имущество, землю, а также оказывает финансовую поддержку в виде субсидий, грантов или налоговых льгот.
Инвестиции представляют собой финансовые и нефинансовые активы, которые вкладываются в объект предпринимательской деятельности с целью получения прибыли или другого полезного эффекта. Классификация объектов инвестиционной деятельности представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Классификация объектов инвестиционной деятельности
Государственная инвестиционная политика – это часть внутренней социально-экономической политики, направленная на стимулирование экономического роста, развития отраслей и улучшения общественного благосостояния через эффективное распределение и использование инвестиций.
Государственные органы используют различные инструменты для осуществления данной политики, так, например, на рисунке 2 представлены основные их них.
Рисунок 2. Государственные инструменты инвестиционной политики [1]
Цели, задачи и полномочия органов государственной власти в области инвестиционной политики на государственном уровне закреплены и регулируются федеральными законами, например, Федеральным законом от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» С точки зрения местного самоуправления, сожалению, не существует закона, который бы прямо определял полномочия муниципальных органов власти в области инвестиционной политики, косвенно некоторые задачи закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, одной из важных является «принятие и выполнение программы социально-экономического развития», которая и включает в себя стимулирование инвесторов и увеличение притока инвестиций в муниципальное образование [2].
В большей степени инвестиции в местном самоуправлении представляют собой привлечение средств в социально-значимые процессы, следовательно, результат от этих инвестиций должен непосредственно приносить благоприятный эффект для жителей муниципальных образований. Существует непосредственная классификация инвестиций на муниципальном уровне, подразделяющаяся на три важные составляющие: инвестиции в социальное развитие, в развитие инфраструктуры и благоустройство, в развитие экономической деятельности (рисунок 3).
Рисунок 3. Классификация инвестиций на местном уровне [3]
Инвестиционная политика органов местного самоуправления реализуется в соответствии со следующими важными этапами:
- На первом этапе определяются приоритетные проблемы и задачи, которые требуют непосредственного решения при помощи привлечения инвестиций;
- На втором этапе определяются цели, которые позволяют укрепить основные составляющие управленческого аппарата муниципального образования;
- На третьем этапе происходит разработка необходимых мер и механизмов привлечения инвестиционных ресурсов;
- На четвертом этапе применяются закрепляющие методы, которые формируют систему поддержки инвестиционной деятельности.
Структура механизма инвестиционной политики органов местного самоуправления может быть представлена следующим образом (рисунок 4):
Рисунок 4. Структура механизма муниципальной инвестиционной политики [4]
Кроме того, не стоит забывать о бюджетных инвестициях, муниципальные образования имеют право финансировать средства из бюджетов с целью увеличения стоимости муниципального имущества, чаще всего такие инвестиции направлены на финансирование проектов, а получателями таких средств могут быть как государственные, так и частные компании, которые несут выгодный для муниципального образования экономико-социальный потенциал.
На сегодняшний день большая часть инвестиций в муниципальные образования поступают от местных организаций и предприятий, связано это с тем, что они в большей степени заинтересованы в развитии территории, на которой находятся их основной капитал. Далее, меньшую часть составляют инвестиции от региональных и федеральных крупных предприятий. Кроме того, большой вклад в развитие инвестиций на муниципальном уровне осуществляют региональные органы власти, так, во многих муниципальных образованиях создаются особые экономические зоны (далее – ОЭЗ) и площадки для развития промышленной и иной деятельности. Одним из ярких примеров является создание ОЭЗ «Ростовская» на территории г. Новочеркасск.
Инвестиционная политика в области развития данной ОЭЗ осуществляется совместно органами муниципальной власти г. Новочеркасска, органами региональной власти Ростовской области, а также федеральными органами власти. Благодаря развитию данной площадки в городе происходят благоприятные изменения, так, с начала реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.2024 №280 «О создании на территории муниципального образования «Город Новочеркасск» Ростовской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа» [5], были осуществлены меры по благоустройству города, строительству и ремонту дорог, увеличению выпускаемых на линии автобусов общественного транспорта, кроме того, началась реализация крупного проекта по благоустройству центра города. Важно также отметить, что благодаря данной ОЭЗ, планируется строительства дополнительной дороги и связки с федеральной трассой «М4-Дон». Данный проект благоприятен не только для предприятий-инвесторов с точки зрения дополнительных логистических возможностей, но и для жителей муниципального образования, поскольку появится дополнительный альтернативный вариант передвижения в соседние города.
Улучшить инвестиционный климат в муниципальном образовании можно при помощи нескольких важных механизмов, которые включают в себя эффективную налоговую систему, проведение мониторингов и аудитов инвестиционной деятельности. Кроме того, на климат влияет и прозрачность деятельности органов муниципальной власти, например, можно вести отдельные порталы для инвесторов, где будет публиковаться не только информация стимулирующего характера, но и общие показатели социально-экономического состояния в муниципальном образовании. Одним из позитивных примеров может послужить инвестиционный портал г. Ростова-на-Дону, который показывает хорошую динамику привлечения инвесторов.
Таким образом, инвестиционная политика органов местного самоуправления является одним из важнейших механизмов муниципальной политики, который позволяет не только повысить благосостояние, но и привлечь средства для реализации социальных и других важнейших проектов, которые так или иначе благоприятно влияют на развитие территории. Необходимо уделить особое внимание законодательному регулированию муниципальной инвестиционной деятельности, определить основные задачи и функции муниципальных органов власти, а также разработать и закрепить в законах механизмы привлечения новых инвесторов – все это может позитивно повлиять на будущее инвестиций в местном самоуправлении.
Список литературы
- Галинский А.В., Халиулин А.А. Основы формирования инвестиционной политики / А.В. Галинский, А.А. Халиулин // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2024. – №2-1 (108). – С. 47-50
- Белоглазова Ю.С., Князева Г.А. Анализ влияния инвестиционной деятельности на социально-экономическое развитие муниципального образования/ Ю.С. Белоглазова, Г.А. Князева// Экономика и социум. – 2022. – №10 (101)-1. – С. 277-281
- Сорокина М.С. Особенности реализации инвестиционной политики в муниципальных образованиях / М.С. Сорокина // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2021. – №16-1. – С. 1100-1101
- Хапаева С.Ю. Роль инвестиций в социально-экономическом развитии муниципального образования / С.Ю. Хапаева//Внешние связи регионов юга России: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2020. – №1. – С. 127-138
- Особая экономическая зона «Ростовская» // Инвестиционный портал Ростовской области [Электронный ресурс] URL: https://invest-don.ru/ru/osobaia-ekonomicheskaia-zona-rostovskaia/ (дата обращения: 11.10.2024)