Нравственное воспитание младших школьников на уроках окружающего мира

Нравственное воспитание младших школьников на уроках окружающего мира

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (103), Февраль ‘23

Дата публикации 07.02.2023

Поделиться

В данной статье рассматриваются пути нравственного воспитания младших школьников на уроках окружающего мира.

Актуальность исследования заключается в том, что вопросы нравственного развития, образования и совершенствования человека всегда и во все времена волновали общество. Особенно сейчас, когда жестокость и насилие становятся все более распространенным явлением, проблема морального развития приобретает все большее значение. Некоторые школьники страдают социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах. Тот, кто, не являясь учителем, имеет возможность влиять на воспитание ребенка, должен отводить этой проблеме решающую роль в своей деятельности. Поэтому при решении воспитательных задач в процессе учебной деятельности учитель должен опираться на рациональное и нравственное в человеке, помогать каждому ученику определять ценностные основы своей собственной жизни. Это поможет нравственному развитию на уроках "окружающего мира", которые органично вплетаются в учебный процесс, делая его неотъемлемой частью.

Целью обучения предмету "Окружающий мир" в начальной школе является  обучение детей рациональному пониманию окружающего их мира. Следовательно, в рамках этого предмета можно решать проблемы нравственного воспитания.

Нравственное воспитание материализуется в социально ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности и общении. Глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, муки совести, страдания, стыд и сочувствие свидетельствуют о нравственном воспитании. Его отличает зрелость нравственного сознания: умение анализировать, оценивать явления жизни с точки зрения нравственного идеала, давать им независимую оценку.

В процессе нравственного воспитания младших школьников важно использовать разнообразные методы и приемы воспитания. Каждый из методов и приёмов имеет свои особенности и области применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все методы и приёмы без исключения требуют высокой педагогической квалификации.

Приемы воспитания - это образовательное взаимодействие, которое используется для обеспечения эффективной реализации выбранного метода воспитания.

Мы предлагаем вам некоторые из приёмов, которые можно использовать на  уроках окружающего мира:

Прием «Общее мнение». Учащиеся по цепочке высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся через введение соответствующих ограничений (требований).

Прием «Обнажение противоречий». Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнениях, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Прием «Справедливое распределение» предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной» инициативы, когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь — добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе представителей всех групп учащихся.

Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация порождает новые приёмы, каждый учитель использует те из множества приёмов, которые он считает наиболее плодотворными. Приём, который подходит одному ученику, может оказаться неприемлемым для другого.

В.А. Сухомлинский утверждал, что в основе нравственного воспитания лежит развитие нравственных чувств личности и способность к нравственному воспитанию, поиск лучших методов.

Метод - это способ достижения цели, решения определенной проблемы; совокупность приемов или операций практического или теоретического овладения (познания) реальностью.

Методы формирования сознания учащихся используются для передачи информации от учителя к ученику и обратно, к ним относятся беседы, коллективное обсуждение, диспуты, пример, наблюдение, демонстрация и иллюстрация материала и т.д.

 Среди этих методов большое внимание уделяется беседе. Беседы способствуют приобретению молодым поколением моральных знаний, развитию у учащихся этических идей и концепций, развитию интереса к моральным проблемам и стремлению к оценочной моральной деятельности. Основная задача беседы - помочь учащимся разобраться в сложных моральных вопросах, сформировать у детей твердую нравственную позицию.

Пример - педагогический метод исключительной силы. Он дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения и активизирует деятельность. Особенно на примере конкретных людей - родителей, педагогов, друзей. Пример героев книг, фильмов, сказок, исторических личностей также обладает воспитательной силой.

К методам демонстрации относятся прослушивание музыки, показ фильмов, компьютерных программ и презентаций. Фрагменты фильмов и видеороликов - это своего рода ресурс, который позволяет получить опыт решения проблем, развить кругозор и интеллект ребенка, познать себя и мир, научиться понимать свои мысли, чувства, поступки и других людей.

Методы организации продуктивной деятельности учащихся. К ним относятся разыгрывания нравственно - этических ситуаций, экскурсии по святым местам, игры, познавательные викторины и т.д.

Разыгрывания нравственно - этических ситуаций, дают детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким.

Игра – один из эффективных методов духовно - нравственного воспитания младших школьников. В игровой деятельности формируются и моральные качества ребенка. На протяжении всей игры школьники учатся оказывать помощь товарищам, учитывать мнения и интересы других, сдерживать свои желания.  В воспитании нравственных качеств личности ребенка особую роль играют содержание и правила игры. Большинство игр носят коллективный характер. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, что, в свою очередь, закладывает основу для правильного поведения и взаимоотношений между людьми.

Экскурсия играет важную роль в нравственном воспитании. Экскурсии на природу дают возможность учителю привить ученикам чувство хозяина Родины, бережного отношения к ней. Развитие современных технических средств, улучшили возможности использования экскурсий в образовательном процессе, сделав путешествие виртуальным.

Следует отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания предстают в сложном и противоречивом единстве. Ключевым моментом здесь является использование существующих методов обучения, а не отдельных, но гармонично организованных систем. Конечно, на определенном этапе образовательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированной форме.  Но без достаточного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними оно теряет свою цель, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

Список литературы

  1. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2020. - 318 c.
  2. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2019. - 224 c.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary