Особенности лексического запаса у младших школьников с задержкой психического развития

Особенности лексического запаса у младших школьников с задержкой психического развития

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (120), Июнь ‘23

Дата публикации 11.06.2023

Поделиться

В статье представлена характеристика лексического запаса детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, дается краткое описание речевых особенностей данных детей.

Понятие «лексический запас» синонимично понятию «лексика». В лексическом запасе выделяют пассивный (импрессивный) словарь – включающий лексемы (слова) понимаемые ребенком, а также активный (экспрессивный) словарь – те лексемы, которые входят в активную речь ребенка. Слово – это основная лексическая единица, выражающая понятие [2].

Лексическая система – представляет собой взаимосвязанные лексические единицы, объединенные друг с другом определенными устойчивыми отношениями. Свойствами лексической системы является, огромное и постоянно растущее количество объектов системы, постоянно сменяемых под воздействием системных и асистемных тенденций.

Системность лексики обнаруживается в том, что все слова в речи не существуют изолированно, а тесно взаимосвязаны между собой представляя словарные группы (лексико-семантические и тематические группы, семантические поля, цепочки синонимов, антонимы и т. д.) [1]. С использованием лексических единиц в речи кроме того связаны такие навыки как словоупотребление и словообразование.

Выделяют следующие взаимодействия значений слов и их отношений его с другими словами:

  • ­в пределах одного слова – определение значений и выделение новых оттенков значений в развитии;
  • ­ в пределах словарного состава – выделение групп слов имеющих общие и противоположные признаки, с учетом разных видов семантических связей;
  • ­в пределах общеязыковой системы – исследование зависимости семантической структуры слова от грамматических признаков, фонетических изменений, лингвистических и нелингвистических факторов.

В настоящее время самой распространенной формой нарушения развития психики является задержка психического развития (ЗПР). ЗПР – причина роста соматических и психических заболеваний, а так же разных функциональных расстройств[2].

Дети с задержкой психического развития имеют наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), нарушения различных сторон речи. В речи детей с ЗПР в основном используются существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный [1].

Младшие школьники с задержкой психического развития имеют ограниченный словарный запас, не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речи, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Чаще в своей речи используют слова из бытовой лексики. Из прилагательных чаще всего употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки. Детям с ЗПР сложно воспроизводить слова и предложения, воспринятые на слух. У младших школьников с ЗПР часто наблюдается недостаточное развитие высших психических функций, которые имеют большое значение для развития лексики [2].  

При исследовании словаря существительных было выявлено, что дети с 3ПР намного хуже используют имена существительные, чем дети с нормальным развитием. У них вызывают трудности обобщение категориальных названий, определение составных частей сложного слова.

При исследовании словаря прилагательных у детей с ЗПР наблюдались такие ошибки, как воспроизведение усеченной формы прилагательного, сохранение ударения, характерного для начальной формы. А так же нарушение согласования прилагательного и существительного в роде и числе. В процессе исследования было выявлено, что у детей с 3ПР недостаточный объем словаря глаголов по сравнению с детьми с нормальным развитием. Дети с 3ПР  часто отвечали: «Не знаю» или относили один и тот же глагол ко многим предметам. Это подтверждает снижение формирования предикативной функции.

Особенности лексического запаса у младших школьников с ЗПР индивидуальны и зависят от уровня познавательной деятельности и уровня формирования мыслительных процессов. У каждого ребенка свой индивидуальный период, когда он начинает объединять слова в предложения, а предложения в высказывания [2]. Исследователи подтверждают, что именно недостаточность знаний и представлений об окружающем мире, природе, явлениях – являются причиной сниженного объема словаря детей с ЗПР. У детей данной категории в словарном запасе отсутствуют слова, обозначающие качества предметов, части предметов [1].

Подводя итог, можно конкретизировать то, что у младших школьников с задержкой психического развития лексический запас имеет большое количество особенностей. Бедный словарный запас с преобладанием бытовой лексики, пассивный словарь шире активного, трудности в использовании глаголов, существительных, прилагательных, местоимений, наречий, трудности в использовании обобщающих понятий, синонимов и антонимов. Все это приводит к трудностям в общении со взрослыми и сверстниками, затрудняет развитие устной и письменной речи. Задерживает формирование познавательной сферы.

Список литературы

  1. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. – Москва: Владос, 2004. – 303 с.
  2. Леонтьев, А. А. Основы теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. – Москва: Просвещение, 1974. – 349 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary