Правовое регулирование проведения лотереи в соответствии с законодательством РФ

Правовое регулирование проведения лотереи в соответствии с законодательством РФ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

75

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (155), Февраль ‘24

Дата публикации 09.02.2024

Поделиться

В статье рассматривается такой вид обязательств в гражданском праве как обязательства, возникающие из односторонних действий, - проведение игр и пари (Глава 58 КК РФ). Лотерея является одним из видов таких обязательств. В статье проводится анализ нормативно-правовых актов регламентирующих проведение лотерей на территории РФ. Выявлены необходимые условия для его возникновения и существования, критерии отличия данного вида обязательства от других.

В соответствии с российским законодательством односторонняя сделка признается основанием возникновения обязательств. Статьи 154-155 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) раскрывают понятие «односторонняя сделка» – это сделка, для возникновения которой достаточно воли одной стороны. Такая сделка обычно порождает обязанности для лица, совершившего сделку, но в случаях предусмотренных законом или соглашением лиц, оно создает обязанности и для иных лиц.

Итак, в статье будет рассматриваться такой вид обязательств, возникающий в результате односторонней сделки, как проведение игр и пари. Данный вид обязательств регламентируется главой 58 ГК РФ. Определение понятий «игра» и «пари» ГК РФ не дает, однако, в гражданском праве существуют понятия данных терминов и сами «игры и пари» относят к алеаторным сделкам ввиду того, что они основаны на состязательности и риске.

Разновидностью игры является лотерея. Она также представляет собой один из видов обязательств, возникающих в результате односторонних сделок.

Как уже было отмечено ранее, ГК РФ не дает определение понятий «игра», «пари», «лотерея». Федеральный закон №138 «О лотереях» от 11 ноября 2003 г. (далее по тексту ФЗ №138 «О лотереях») определяет правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, устанавливает обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.

Данную сферу правоотношений регулируют следующие нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ  «О лотереях»,
  • Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  • Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»,
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 1012 «О федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением лотерей» (вместе с "Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением лотерей").

Для определения понятия лотереи необходимо дать понятие термину «игра». «Игра» используется в ГК РФ, но на законодательном уровне не сформулирован в виду общеизвестности данного понятие. Ирга представляет собой действия лиц, участвующих в игре на определенных условиях, направленные на достижение конкретного результата. Статья 4 Федерального закона №244 от 29.12.2006 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» содержит понятие «азартной игры» - соглашение между участниками игры или с её организатором, целью которого является выигрыш, основанное на риске и на определенных условиях.

По смыслу ст.1063 ГК РФ лотерея – это игра, основанная на риске, отношения участников которой основаны на договоре, оформляемые выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции или электронным лотерейным билетом. 

Участники лотереи: оператор лотереи – юридическое лицо, которое проводит лотерею в соответствии с законодательством РФ, участник лотереи – это физическое лицо, достигшее возраста 18 лет с правом на участие  в розыгрыше призового фонда лотереи. Оператор лотереи – это юридическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке, и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи в соответствии ФЗ №138 «О лотереях».

Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. Выдача и, как следствие, получение физическим лицом «билета» является необходимым условием для участия в лотереи.

Кроме того, для идентификации и разграничения «билетов» и участников на лотерейном билете, лотерейной квитанции, электронном лотерейном билете обязательно присутствие лотерейной комбинации – совокупность определенных чисел, надписей и\или рисунков, которые наносятся на «билет» в момент его изготовления.

Договор лотереи – каузальная сделка, участники которой имеют определенную цель – получение выигрыша в случае выявления «выигрышного билета» в соответствии с условиями проводимой лотереи.  Кроме того, такой договор является возмездным, поскольку обе сторо­ны получают друг от друга определенную компенсацию, ради которой заключается договор.

В ФЗ №138 «О лотереях» также закреплены понятия «лотерейный билет», «лотерейная квитанция», «электронный лотерейный билет», «организатор лотереи», «проведение лотереи», «участник лотереи», «призовой фонд», «выигрыш», «тираж» и др. Законодатель четко определил статусы участников лотереи, вид «билетов» и их специфические черты, а также установил порядок их производства, реализации и распределения выигрыша.

Таким образом, проведение лотереи представляет собой некий процесс по организации самой лотереи, как мероприятия: изготовление и распространение (реализация, учет) лотерейных билетов, в том числе и электронных, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Итак, как было сказано ранее, лотерея проводится на основании договора между её участниками, который регулируется соответствующими правовыми актами РФ. В соответствии с п.2 ст.1063 ГК РФ договор между оператором лотереи и участником лотереи оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции или электронным лотерейным билетом.

Самое главное отличие лотереи от других видов игр и пари – обязательное наличие призового фонда – совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи.

Статьи 10 и 11 ФЗ №138 «О лотереи» содержит перечень требований о размере призового фонда лотереи и размера целевых отчислений от лотереи. То есть организатор лотереи обязать перечислить 10%  от разницы между суммой выручки оператора лотереи от проведения лотереи за отчетный квартал и суммой сформированного в соответствии с условиями лотереи призового фонда за отчетный квартал.

Необходимо отметить, что в качестве механизма защиты и подтверждения исполнения обязательств по выплате целевых отчислений от проведения лотереи со стороны оператора лотереи используется безотзывная банковская гарантия, срок действия которой не может быть менее чем один год с последующим продлением или переоформлением в течение всего срока проведения лотереи. Такой документ вправе выдать только уполномоченный на то банк. Он должен быть включен в перечень банков, которые могут принимать банковские гарантии в целях налогообложения.

Ст. 12 ФЗ №138 «О лотереях» содержит перечень требований, предъявляемых к лотерейным билетам и информации о проведении лотерей, содержащейся в «билетах»: номер и дата распоряжения Правительства РФ о проведении лотереи, наименование оператора и указание его контактных данных,  наименование организатора, наименование лотереи, номер лотерейного билета, выдержки из условий лотереи, размер призового фонда, цена билета, дата и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи, сроки и источники опубликования официальных результатов розыгрыша (для тиражной лотереи), информация о месте и сроках получения выигрышей.

Рассмотрим порядок распределения и выдачи выигрыша. В соответствии с ФЗ №138 «О лотереях» оператор лотереи обязан завершить проведение лотереи, в том числе осуществить выплату, передачу или предоставление выигрышей, и совершить другие необходимые действия в отношении тех участников лотереи, с которыми он заключил договор, или вернуть деньги за распространенные лотерейные билеты, принятые лотерейные ставки в случае, если розыгрыш призового фонда лотереи не был проведен, а участник лотереи вправе требовать он него совершение вышеперечисленных действий.

Оператор лотереи обязан выдать выигрыш в той форме, размере и при тех условиях, которые были установлены при проведении лотереи. Как уже отмечалось ранее, такие условия оговорены в самом «билете» и организатор и оператор лотереи действуют в соответствии с этими требованиями.

Необходимо отметить, что законодатель выделяет два вида лотереи: тиражная и бестиражная. В зависимости от вида лотереи происходит реализация «билетов» и выплата или предоставление выигрыша.

Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи.

В тиражной лотереи призовой фонд распределяется единовременно, т.е. сначала «билеты» распространяют, а потом в соответствии с условиями лотереи происходит оглашение результатов, т.е. в определенный день и время. Выплата, передача или предоставление выигрышей осуществляется не позднее чем в тридцатидневный срок после проведения соответствующего тиража. Продолжительность выплат -  не менее 6 месяцев с момента опубликования в средствах массовой информации (СМИ) результатов данного тиража (розыгрыша призового фонда лотереи). В случаях пропуска такого срока участниками лотереи и неполучение ими выигрыша, они вправе предъявить претензию в порядке, предусмотренном условиями лотереи.

При проведении бестиражной лотереи в самом «билете» заложена информация о выигрыше, то есть участник лотереи после приобретения (покупки) «билета» выявляет скрытые на нем символы, которые позволяют определить наличие, размер выигрыша или его отсутствии. Выигрыш в такой лотереи в размере до 1000 (одной тысячи) рублей передается участнику в момент, когда он выявил на «билете» скрытые символы, или при предъявлении «билета» его распространителю. В случае если выигрыш составил более 1000 (одной тысячи) рублей, он выплачивается оператором лотереи участнику лотереи не позднее чем в тридцатидневный срок после предъявления выигрышного лотерейного билета.

Кроме того, необходимо отметить тот факт, что Правительство РФ регулирует данную сфер правоотношений, а также и иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. Организаторами лотерей на основании решения Правительства РФ являются:

  1. федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта. Данный орган власти вправе заключать не более 1 контракта на проведение лотереи.
  2. федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности. Данный орган власти вправе заключать не более 2-х контрактов на проведение лотерей, один из которых заключается с оператором лотереи, определенным решением Правительства РФ.

Необходимо также оговорить сроки проведения лотереи. В соответствии с нормативно-правовыми актами РФ срок проведения лотереи составляет 15 лет. Увеличить срок может Правительство РФ по инициативе организатора лотереи в порядке, установленном Правительством РФ. Началом проведения лотереи считается дата принятия Правительством РФ решения о проведении лотереи.

Также законодатель ограничил место (территорию) распространения лотерейных билетов – они не могут распространяться, а лотерейные терминалы не могут устанавливаться в зданиях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные и медицинские организации, и в зданиях, сооружениях, в которых расположены культовые и религиозные организации.

В настоящее время деятельность по организа­ции и проведению лотерей регламентируется положениями главы 58 ГК РФ, Налоговым ко­дексом РФ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом №138 «О лотереях» от 11 ноября 2003 г. и изданными в соответствии с ним нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти РФ и субъек­тов РФ, а также органов местного самоуправ­ления.

Таким образом, правовая основа проведения лотереи – договор, заключаемый на добровольной основе. Оператором лотереи может быть только юридическое лицо, получившее соответствующее разрешение (лицензию) от соответствующего органа исполнительной власти. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта. Участник лотереи – совершеннолетнее физическое лицо. Для участия в лотереи необходимо приобрести лотерейный билет (на бумажном носителе или в электронном виде). Данное действие означает, что мы в момент приобретения «билета» заключаем договор с оператором лотереи. В отличие от других игр лотерея имеет конкретные цели и условия проведения. Существует конкретный день, время, место её проведения, а также установлен единый порядок выдачи выигрыша. Также законодатель определил вид и содержание, т.е. какую информацию в себе несет лотерейный билет.

Изучив российское законодательство, можно сделать вывод о том, что лотерею рассматривают как особый вид игры со своими особенностями и специфическими признаками, которые выделяют и отделяют её от других игр.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301
  3. Витрянский В.В. Российское гражданское право : учебник : в 2 т. Т. 2 : Обязательственное право [Электронный ресурс] / В. В. Витрянский, В. С. Ем, Н. В. Козлова [и др.] ; отв. ред. Е. А. Суханов. – 2-е изд., стереотип. – Москва : Статут, 2018 // СПС Консультант Плюс
  4. Гонгало Б.М.Гражданское право [Электронный ресурс]: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Статут, 2017
  5. Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях»
  6. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
  7. Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
  8. Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 1012 «О федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением лотерей»
  9. Приказ Минфина России от 20.01.2020 № 9н «Об утверждении условий проведения 5 тиражных всероссийских государственных лотерей и 10 бестиражных всероссийских государственных лотерей в поддержку развития бокса» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2020 N 57645)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее