ВКЛЮЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В РЕЕСТР ВЫЯВЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ВКЛЮЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В РЕЕСТР ВЫЯВЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

17

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публикации 16.01.2022

Поделиться

В данной статье рассматривается недостаточность законодательного регулирования порядка включения в реестр выявленных объектов культурного наследия объектов археологического наследия.

Государственная охрана объектов культурного наследия одна из приоритетных задач Российской Федерации. Охрана объектов археологического наследия осуществляется посредством Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – 73-ФЗ) [2].

На наш взгляд существует законодательный пробел в области охраны объектов археологического наследия в части включения в реестр выявленных объектов культурного наследия объектов археологического наследия, что выражается в следующем.

Согласно п.11 ст.451 73-ФЗ: «в случае обнаружения при проведении археологических полевых работ объектов археологического наследия физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение десяти рабочих дней со дня выявления данного объекта письменно проинформировать об этом региональный орган охраны объектов культурного наследия и направить в указанный орган описание обнаруженного объекта археологического наследия, текстовое и графическое описания местоположения границ указанного объекта, а также перечень географических координат характерных точек этих границ».

После получения сведений региональный орган охраны должен в течении трёх рабочих дней своим решением включить данный объект в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Систематический анализ норм указывает, что региональный орган охраны объектов культурного наследия при включении в реестр выявленных объектов культурного наследия выявленного объекта археологического наследия не выполняет функций по проверке представленных ему сведений по существу, а делает это лишь формально, рассматривая только их наличие. Стоит отметить, что в действующем законодательстве отсутствует возможность государственного органа вернуть документы заявителю в случае наличия в них ошибочных данных.

Смоделируем ситуацию, при которой уполномоченным лицом в региональный орган охраны объектов культурного наследия направлено сообщение о выявленном объекте археологического наследия с приложением описания обнаруженного объекта археологического наследия, его текстовое и графическое описание местоположения границ указанного объекта, а также с приложением перечня географических координат характерных точек этих границ. Региональный орган охраны объектов культурного наследия принял заявление, но в процессе принятия решения о включении в перечень выявленных объектов культурного наследия обнаружил, что текстовое и графическое описание местоположения границ объекта значительно отличаются, в том числе географические координаты характерных точек границ указаны не верно. В законодательстве не содержится сведений о том, что органу по охране объектов культурного наследия делать в такой ситуации.

Законодательный пробел заключается в том, что в случае если представленные сведения неверны и объект археологического наследия внесён в реестр выявленных объектов культурного наследия некорректно, то ответственность за это понесёт государственный орган, который качественно не мог влиять на сведения, вносимые в реестр. Также стоит отметить, что в смоделированной ситуации не будет достигнута цель сохранения объекта археологического наследия, поскольку текстовое описание, графическое описание и географические координаты являются единым целым в части определения объекта культурного наследия, а неверность хотя бы одной из этих частей ставит под сомнение и наличие самого объекта археологического наследия на конкретной территории.

Продолжая исследование можно сделать вывод, что в представленной ситуации в реестр выявленных объектов культурного наследия по одному заявлению были включены три разных объекта археологического наследия (первый по тексту, второй по графическому описанию, третий по географическим координатам), что, на наш взгляд, является неверным.

Таким образом, считаем, что документы и сведения, которые представляются в соответствии с п.11 ст.451 73-ФЗ должны рассматриваться региональным органом охраны объектов культурного наследия не только формально по их наличию, но также и по существу соответствия их текстового, графического и географического описания. Данным положением предлагаем дополнить абз.2 п.16 ст.161 73-ФЗ.

Предлагаемая редакция абз.2 п.16 ст.161 73-ФЗ: «выявленные объекты археологического наследия включаются в перечень выявленных объектов культурного наследия решением регионального органа охраны объектов культурного наследия в течение трёх рабочих дней со дня поступления сведений об объекте археологического наследия в порядке, установленном пунктом 11 статьи 451 настоящего Федерального закона. Если в письменном сообщений об обнаруженном объекте археологического наследия отсутствует или неверно указано описание такого объекта или текстовое, или графическое описание местоположения границ указанного объекта, или перечень географических координат характерных точек этих границ, то региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе вернуть такое сообщение заявителю в течение трёх рабочих дней со дня получения такого сообщения».

На наш взгляд, предлагаемые изменения положительно скажутся на выполнении задачи сохранения объектов культурного наследия.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020;
  2. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // «Парламентская газета», № 120-121, 29.06.2002; http://pravo.gov.ru, 11.06.2021.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее