Важно отметить, что административное судопроизводство – это деятельность суда по рассмотрению и разрешению административно-правовых споров между гражданами, организациями и органами публичной власти в целях защиты прав, свобод и законных интересов частных лиц от нарушений со стороны органов публичной власти.
Если говорить об административном судопроизводстве в Российской Федерации, необходимо обратить внимание на то, что оно осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами, которые могут рассматривать всевозможные споры, связанные с нарушением прав и свобод граждан государственными органами и органами местного самоуправления. Также споры могут быть связаны с нарушением административного законодательства.
Порядок осуществления административного судопроизводства в России определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", а также «Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ и другими федеральными законами.[1]
Задачами административного судопроизводства Российской Федерации являются:
1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;
2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;
3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;
4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений;
5) мирное урегулирование споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Целью и основным назначением административного судопроизводства является защита прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц от незаконных действий, решений со стороны органов публичной администрации. Так же целью является своевременное осуществление апелляционного производства.
Основными видами апелляции юридическая литература выделяет: полную, неполную и смешанную.
Полная представляет собой новое разбирательство дела по существу, где стороны вправе представлять суду апелляционной инстанции новые доказательства.
Неполная апелляция заключается в проверке судебных актов на основе исследованных в суде первой инстанции доказательств и установленных фактов.
Смешанная апелляция сочетает в себе признаки полной и неполной апелляции: дело рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, но стороны вправе ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом первой инстанции, лишь в случае обоснования невозможности их предоставления суду первой инстанции по уважительным причинам, при этом дело не может быть передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Также, на основе такого нормативно-правового акта, как "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ можно выделить принципы административного судопроизводства России. В эту категорию могут входить:
1) независимость судей;
2) равенство всех перед законом и судом;
3) законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел;
4) осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок;
5) гласность и открытость судебного разбирательства;
6) непосредственность судебного разбирательства;
7) состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.[2]
В общем и целом, можно говорить о том, что административное судопроизводство в России - одна из самых важных частей правовой системы, позволяющая гражданам защищать свои права от действий органов государственной власти, а также должностных лиц.
Рассматривая Республику Корея, необходимо упомянуть о Administrative Litigation Act (Закон Корейской республики об административном судопроизводстве), который был принят в 1960 году. Закон неоднократно дополнялся и менялся.[3]
Данный документ регламентирует правила, особенности и процедуры, которые обязаны быть соблюдены должностными лицами в процессе административного судопроизводства.
Помимо этого, закон устанавливает определенные сроки рассмотрения дел, процедуру подачи заявлений, а также регламент проведения судебного процесса и вынесения решений. В данном нормативном документе предусмотрена возможность обжалования решений административного суда в высшие инстанции, а также конституционный суд.
Закон Корейской Республики об административном судопроизводстве представляет общее право подавать апелляционные иски о нарушении прав и свобод граждан во всех сферах управления. Это значит, что заявитель, чьи права были нарушены, может подать иск о восстановлении своих прав без использования сторонних законов. В законе 46 статей, где указаны только особые правила административного судопроизводства.
Целью административного судопроизводства Республики Корея является защита граждан от нарушения их прав или интересов, вызванных незаконным распоряжением административных органов и осуществлением или неосуществлением государственной власти, а также обеспечение надлежащего разрешения споров о правах, основанных на публичном праве или применении права, посредством административных судебных процедур.[4]
Задачей административного судопроизводства Республики Корея является защита прав и интересов граждан и организаций, а так же своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
Требования закона Корейской Республики об административном судопроизводстве представляет четыре формы действий:
- Апелляционный судебный процесс;
- Судебный процесс между сторонами иска;
- Публичный судебный процесс;
- Судебный процесс с участием юридических лиц.
Также в данном нормативно-правовом документе, выделяются три типа апелляционного разбирательства. Это:
- Судебный процесс об отзыве административного решения;
- Судебный процесс для подтверждения недействительности административного решения;
- Судебный процесс для подтверждения незаконности бездействия должностного лица исполнительного органа государственной власти Республики.[5]
Если проводить сравнительный анализ административного судопроизводства Российской Федерации и Республики Корея, то можно выделить как сходства, так и различия.
Среди сходств можно выделить:
- В России и Корее административные суды рассматривают дела, которые связаны с административными нарушениями, в том числе нарушение ПДД, нарушение экологического законодательства и так далее.
- В обеих странах суды имеют право применять какие-либо административные наказания, такие как предупреждение, административный штраф, административный арест и другие.
- Административное судопроизводство Республики Корея и административное судопроизводство Российской Федерации схожи своими нормативно-правовыми документами, где регламентируются правила, особенности, процедуры и сроки рассмотрения дел. Это может включать в себя множество принципов, таких как: принцип объективности, принцип независимости, принцип равенства перед законом. Все вышеуказанные принципы должны соблюдаться при административном судопроизводстве.
- Если продолжать мысль со сходством нормативных документов, то так же, как сходство, можно выделить предусмотренные возможности обжалования решений административного суда в вышестоящие инстанции.
Если говорить о различиях, то их гораздо больше, но выделим самые основные:
- В РФ административное судопроизводство регламентировано несколькими нормативно-правовыми документами, такими как Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ и другими федеральными законами. В Республике Корея существует только один закон об административном судопроизводстве - Administrative Litigation Act.
- В Российской Федерации административные дела рассматриваются судами общей юрисдикции, В Республике Корея такие дела могут быть рассмотрены только административными судами.
- В России административные дела рассматриваются как в порядке упрощенного производства, так и в общем порядке. В то время, в Республике Корея административные дела могут быть рассмотрены только в порядке общей юрисдикции.
- Согласно КоАП РФ, дела об административных правонарушениях рассматриваются:
- Судьями (мировыми судьями);
- Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- Федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
- Органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;
- Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора.[6]
Таким образом, мы можем сделать вывод, что хоть административное судопроизводство в Российской Федерации и Республике Корея имеют несколько общих черт, также оно имеет и свои характерные особенности, которые связаны с некоторыми различиями в законодательстве стран, а также с различиями в правовой системе каждого государства.
-
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024), ст.2. ↑
-
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024), ст.6. ↑
-
ADMINISTRATIVE LITIGATION ACT. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://elaw.klri.re.kr/eng_mobile/viewer.do?hseq=45101&type=part&key=8 (дата обращения: 27.12.2023) ↑
-
ADMINISTRATIVE LITIGATION ACT. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://elaw.klri.re.kr/eng_mobile/viewer.do?hseq=45101&type=part&key=8 (дата обращения: 27.12.2023) ↑
-
ADMINISTRATIVE LITIGATION ACT. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://elaw.klri.re.kr/eng_mobile/viewer.do?hseq=45101&type=part&key=8 (дата обращения: 27.12.2023) ↑
-
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) ↑
Список литературы
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024), ст.2.
- Официальный сайт Верховного суда Республики Корея [электронный ресурс]. - URL: http://eng.scourt.go.kr/ (дата обращения: 29.12.2023)
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024), ст.6.
- О федеральных административных Судах в РФ [Электронный ресурс]: законопроект №7886-3. – URL: https://eng.scourt.go.kr/eng/main/Main.work (дата обращения: 29.12.2023)
- О судебной системе Российской Федерации: федер. конституц. закон от 31 дек. 1996г. №1-ФКЗ (с изм.) // Рост. газ. – 1997. – 6 янв.
- Макарова Ю.Ю.. Сущность и виды апелляции в России [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://4aas.arbitr.ru/sites/4aas.arbitr.ru/files/pdf/%20ЮЮ_0.pdf (дата обращения: 29.12.2023)
- Син Хён Хвак. Южная Корея: нелегкий путь к процветанию // Проблемы Дальнего Востока. 1990. №5. С. 18-24
- ADMINISTRATIVE LITIGATION ACT. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://elaw.klri.re.kr/eng_mobile/viewer.do?hseq=45101&type=part&key=8 (дата обращения: 27.12.2023)
- ADMINISTRATIVE LITIGATION ACT. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://elaw.klri.re.kr/eng_mobile/viewer.do?hseq=45101&type=part&key=8 (дата обращения: 27.12.2023)
- ADMINISTRATIVE LITIGATION ACT. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://elaw.klri.re.kr/eng_mobile/viewer.do?hseq=45101&type=part&key=8 (дата обращения: 27.12.2023)