СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

2

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (151), Январь ‘24

Дата публикации 15.01.2024

Поделиться

В данной статье рассматривается административное судопроизводство Российской Федерации и Республики Корея. Также выделяются основные сходства и различия двух стран.

Важно отметить, что административное судопроизводство – это деятельность суда по рассмотрению и разрешению административно-правовых споров между гражданами, организациями и органами публичной власти в целях защиты прав, свобод и законных интересов частных лиц от нарушений со стороны органов публичной власти.

Если говорить об административном судопроизводстве в Российской Федерации, необходимо обратить внимание на то, что оно осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами, которые могут рассматривать всевозможные споры, связанные с нарушением прав и свобод граждан государственными органами и органами местного самоуправления. Также споры могут быть связаны с нарушением административного законодательства.

Порядок осуществления административного судопроизводства в России определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", а также «Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ и другими федеральными законами.[1]

Задачами административного судопроизводства Российской Федерации являются:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений;

5) мирное урегулирование споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Целью и основным назначением административного судопроизводства является защита прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц от незаконных действий, решений со стороны органов публичной администрации. Так же целью является своевременное осуществление апелляционного производства.

Основными видами апелляции юридическая литература выделяет: полную, неполную и смешанную.

Полная представляет собой новое разбирательство дела по существу, где стороны вправе представлять суду апелляционной инстанции новые доказательства.

Неполная апелляция заключается в проверке судебных актов на основе исследованных в суде первой инстанции доказательств и установленных фактов.

Смешанная апелляция сочетает в себе признаки полной и неполной апелляции: дело рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, но стороны вправе ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом первой инстанции, лишь в случае обоснования невозможности их предоставления суду первой инстанции по уважительным причинам, при этом дело не может быть передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Также, на основе такого нормативно-правового акта, как "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ можно выделить принципы административного судопроизводства России. В эту категорию могут входить:

1) независимость судей;

2) равенство всех перед законом и судом;

3) законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел;

4) осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок;

5) гласность и открытость судебного разбирательства;

6) непосредственность судебного разбирательства;

7) состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.[2]

В общем и целом, можно говорить о том, что административное судопроизводство в России - одна из самых важных частей правовой системы, позволяющая гражданам защищать свои права от действий органов государственной власти, а также должностных лиц.

Рассматривая Республику Корея, необходимо упомянуть о Administrative Litigation Act (Закон Корейской республики об административном судопроизводстве), который был принят в 1960 году. Закон неоднократно дополнялся и менялся.[3]

Данный документ регламентирует правила, особенности и процедуры, которые обязаны быть соблюдены должностными лицами в процессе административного судопроизводства.

Помимо этого, закон устанавливает определенные сроки рассмотрения дел, процедуру подачи заявлений, а также регламент проведения судебного процесса и вынесения решений. В данном нормативном документе предусмотрена возможность обжалования решений административного суда в высшие инстанции, а также конституционный суд.

Закон Корейской Республики об административном судопроизводстве представляет общее право подавать апелляционные иски о нарушении прав и свобод граждан во всех сферах управления. Это значит, что заявитель, чьи права были нарушены, может подать иск о восстановлении своих прав без использования сторонних законов. В законе 46 статей, где указаны только особые правила административного судопроизводства.

Целью административного судопроизводства Республики Корея является защита граждан от нарушения их прав или интересов, вызванных незаконным распоряжением административных органов и осуществлением или неосуществлением государственной власти, а также обеспечение надлежащего разрешения споров о правах, основанных на публичном праве или применении права, посредством административных судебных процедур.[4]

Задачей административного судопроизводства Республики Корея является защита прав и интересов граждан и организаций, а так же своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

Требования закона Корейской Республики об административном судопроизводстве представляет четыре формы действий:

  1. Апелляционный судебный процесс;
  2. Судебный процесс между сторонами иска;
  3. Публичный судебный процесс;
  4. Судебный процесс с участием юридических лиц.

Также в данном нормативно-правовом документе, выделяются три типа апелляционного разбирательства. Это:

  1. Судебный процесс об отзыве административного решения;
  2. Судебный процесс для подтверждения недействительности административного решения;
  3. Судебный процесс для подтверждения незаконности бездействия должностного лица исполнительного органа государственной власти Республики.[5]

Если проводить сравнительный анализ административного судопроизводства Российской Федерации и Республики Корея, то можно выделить как сходства, так и различия.

Среди сходств можно выделить:

  1. В России и Корее административные суды рассматривают дела, которые связаны с административными нарушениями, в том числе нарушение ПДД, нарушение экологического законодательства и так далее.
  2. В обеих странах суды имеют право применять какие-либо административные наказания, такие как предупреждение, административный штраф, административный арест и другие.
  3. Административное судопроизводство Республики Корея и административное судопроизводство Российской Федерации схожи своими нормативно-правовыми документами, где регламентируются правила, особенности, процедуры и сроки рассмотрения дел. Это может включать в себя множество принципов, таких как: принцип объективности, принцип независимости, принцип равенства перед законом. Все вышеуказанные принципы должны соблюдаться при административном судопроизводстве.
  4. Если продолжать мысль со сходством нормативных документов, то так же, как сходство, можно выделить предусмотренные возможности обжалования решений административного суда в вышестоящие инстанции.

Если говорить о различиях, то их гораздо больше, но выделим самые основные:

  1. В РФ административное судопроизводство регламентировано несколькими нормативно-правовыми документами, такими как Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ и другими федеральными законами. В Республике Корея существует только один закон об административном судопроизводстве - Administrative Litigation Act.
  2. В Российской Федерации административные дела рассматриваются судами общей юрисдикции, В Республике Корея такие дела могут быть рассмотрены только административными судами.
  3. В России административные дела рассматриваются как в порядке упрощенного производства, так и в общем порядке. В то время, в Республике Корея административные дела могут быть рассмотрены только в порядке общей юрисдикции. 
  4. Согласно КоАП РФ, дела об административных правонарушениях рассматриваются:
  5. Судьями (мировыми судьями);
  6. Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  7. Федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
  8. Органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;
  9. Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора.[6]

Таким образом, мы можем сделать вывод, что хоть административное судопроизводство в Российской Федерации и Республике Корея имеют несколько общих черт, также оно имеет и свои характерные особенности, которые связаны с некоторыми различиями в законодательстве стран, а также с различиями в правовой системе каждого государства.

  1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024), ст.2.

  2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024), ст.6.

  3. ADMINISTRATIVE LITIGATION ACT. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://elaw.klri.re.kr/eng_mobile/viewer.do?hseq=45101&type=part&key=8 (дата обращения: 27.12.2023)

  4. ADMINISTRATIVE LITIGATION ACT. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://elaw.klri.re.kr/eng_mobile/viewer.do?hseq=45101&type=part&key=8 (дата обращения: 27.12.2023)

  5. ADMINISTRATIVE LITIGATION ACT. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://elaw.klri.re.kr/eng_mobile/viewer.do?hseq=45101&type=part&key=8 (дата обращения: 27.12.2023)

  6. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)

Список литературы

  1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024), ст.2.
  2. Официальный сайт Верховного суда Республики Корея [электронный ресурс]. - URL: http://eng.scourt.go.kr/ (дата обращения: 29.12.2023)
  3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024), ст.6.
  4. О федеральных административных Судах в РФ [Электронный ресурс]: законопроект №7886-3. – URL: https://eng.scourt.go.kr/eng/main/Main.work (дата обращения: 29.12.2023)
  5. О судебной системе Российской Федерации: федер. конституц. закон от 31 дек. 1996г. №1-ФКЗ (с изм.) // Рост. газ. – 1997. – 6 янв.
  6. Макарова Ю.Ю.. Сущность и виды апелляции в России [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://4aas.arbitr.ru/sites/4aas.arbitr.ru/files/pdf/%20ЮЮ_0.pdf (дата обращения: 29.12.2023)
  7. Син Хён Хвак. Южная Корея: нелегкий путь к процветанию // Проблемы Дальнего Востока. 1990. №5. С. 18-24
  8. ADMINISTRATIVE LITIGATION ACT. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://elaw.klri.re.kr/eng_mobile/viewer.do?hseq=45101&type=part&key=8 (дата обращения: 27.12.2023)
  9. ADMINISTRATIVE LITIGATION ACT. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://elaw.klri.re.kr/eng_mobile/viewer.do?hseq=45101&type=part&key=8 (дата обращения: 27.12.2023)
  10. ADMINISTRATIVE LITIGATION ACT. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://elaw.klri.re.kr/eng_mobile/viewer.do?hseq=45101&type=part&key=8 (дата обращения: 27.12.2023)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее