Одним из самых важнейших шагов во всей торговой внешней политики стало вступление России в ВТО 22 августа 2012 года после 18 лет напряженных переговоров. Для вступления в организацию России потребовалось пойти на внедрение ряда болезненных уступок, которые ударили по продовольственной безопасности страны:
- открытый рынок продовольственной продукции для всех членов организации;
- снижение таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию;
- реформация тарифных планов на продукцию АПК;
- постепенное снижение общей суммы сельскохозяйственной поддержки от 9 млрд. долларов до 4,4 млрд. долларов к 2018 году.
На момент вступления страны-лидеры ВТО достигли достойного уровня продовольственной независимости 90%-100% и могли предоставить права регулирования АПК самому рынку. Уровень продовольственного самообеспечения РФ на момент вступления в ВТО составлял 7094 от требуемого для вступления в организацию, что было недостаточным для обеспечения продовольственной независимости страны в условиях членства в ВТО.
После вступления в ВТО страна понизила торговые пошлины снижение которых плохо сказалось на производителях всех продовольственных товаров, которые и так работали на грани рентабельности.
Таблица 1.
Новые таможенные тарифы на продовольствие после вступления в ВТО[1]
Наименование товара |
Уровень тарифа по ВТО |
Уровень единого таможенного тарифа |
Свиньи живые,% |
5 |
40 |
Свинина сверх квоты,% |
65 |
75 |
Свинина по квоте,% |
|
15 |
Пищевые субпродукты,% |
15 |
25 |
Молоко,% |
15 |
25 |
Сыры, творог,% |
9,5 |
19 |
Чай,% |
12,5 |
20 |
Рис,% |
|
29 |
В результате отсутствия конкурентоспособности со стороны российских производителей продовольственный рынок РФ стал захватывается транснациональными корпорациями в ущерб отечественному производителю в результате чего Россия стала еще более зависимой от импорта иностранных продовольственных товаров. Уровень импортозависимости продовольственной сферы поднялся до 40% с предшествующих 20%. Так же российская экономика потеряла порядка 800 млрд. долларов в связи со снижением пошлин.
Непреодолимый уровень конкурентоспособности транснациональных корпораций стимулировал уровень инвестиций в АПК. Однако, даже сильнейшие темпы развития сельского хозяйства привели бы уровень конкурентоспособности АПК к необходимому для соперничества с транснациональными корпорациями только спустя долгие годы. В связи этим государству приходилось тратить огромные средства для поддержки отечественного производителя. Данных мер оказалось мало и постепенно положение АПК в экономике РФ ухудшалось, рентабельность большого количества производителей понижалась, а наибольшую поддержку получили отрасли добычи природных ресурсов и углеводородов. В результате данных событий правительством России был разработан ряд мер и целей для повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики, что шло вразрез с принятыми нормами ВТО. Несоответствие поставленных целей по укреплению АПК с общепринятыми нормами продовольственной безопасности внутри ВТО привело к возникновению противоречий между РФ странами ЕС и США. Страны, входящие в состав организации, препятствовали государственной поддержке АПК России, что не могла себе позволить Российская экономика.
В 2014 году в результате присоединения Крыма Россией со стороны ЕС и США был введен ряд экономических санкций, затрагивающих развитые промышленные сферы РФ. В результате со стороны России были введены контрсанкции, направленные в основном на АПК стран-оппонентов. В результате под запрет на территории РФ импортируемые товары:
- свинина: 20 % от общего потребления;
- говядина: 3 % от общего потребления;
- мясо птицы 894 от общего потребления;
- рыба 7 % от общего потребления;
- молоко 8 % от общего потребления;
- овощи 5 % от общего потребления;
- фрукты 17 % от общего потребления.
Удаление с продовольственного рынка РФ сильнейших иностранных конкурентов увеличило темпы развития и уровень инвестиций в АПК, началось строительство. Однако, российский рынок продовольствия всё же частично пострадал от внедрения контрсанкций. Уход с рынка развитых транснациональных корпораций понизил общий уровень конкурентоспособности страны. Этим воспользовались российские производители и увеличили темпы производства собственной продукции, это вызвало значительный скачок цен на продовольственные товары, а также поступление на рынок товаров с 8 пониженными качественными характеристиками
Таблица 2.
Производство основных продуктов животноводства РФ, в
МЛН. тонн[2]
Виды товаров |
2015 |
2017 |
2019 |
2020 |
2021 |
2021 к 2020 гг. |
Крупный рогатый скот |
2820 |
2738 |
2827 |
2840 |
2884 |
101,50/0 |
Свиньи |
3951 |
4550 |
5032 |
5473 |
5490 |
100,30/0 |
Птица |
6039 |
6618 |
6709 |
6715 |
6748 |
|
Молоко |
29887 |
30185 |
31360 |
32226 |
32339 |
|
Полностью избавиться от импорта товаров АПК в связи с технологической и сырьевой ограниченностью продовольственной сферы РФ не смогла, поэтому огромная дыра в экспорте и импорте продовольствия страны заполнилась в результате налаживания прочных экономических отношений с новыми партнёрами: Бразилия, Уругвай, Белоруссия, Аргентина.
Таблица 3.
Показатели ТОРГОВЛИ продовольствием, в млрд долл
Показатели |
2017 г. |
2019г. |
2021 г. |
Динамика показателей от начального до отчётного года |
Импорт |
8,74 |
9,6 |
10,5 |
20,14 % |
Экспорт |
4,17 |
4,65 |
5,53 |
32,61 % |
Товарооборот |
12,91 |
14,25 |
16,03 |
24,17 % |
Сальдо торгового баланса |
-4,57 |
-4,95 |
-4,97 |
8,75 % |
По данной таблице мы видим, что продовольственный сферы всё ещё существует большая импортозависимость [3], при том, что темпы роста экспорта опережают темпы роста импорта.
Исходя из всего вышеперечисленного, формируется заключение Продовольственная безопасность имеет огромное значение для обеспечения стабильного развития государства. Формирование правильных принципов и развитие грамотных правовых, регулятивных концепций внутри системы продовольственной безопасности страны ведет к большому уровню независимости государства на мировой арене.
Для дальнейшего развития продовольственной безопасности России требуется проведение политики диверсификации импорта и экспорта, а также создания новых производственных мощностей в АПК.
[1] Источник: рассчитано на основе данных Росстат и ЕМИСС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder!14477
[2] Источник: рассчитано автором на основе базы статистики Росстат [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://rosstat.gov.ru/folder/1 1 188
[3] Источник: рассчитано автором на основе базы статистики Росстат [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru-stat.com/date- У20 15-2019/RU/trade/world/04
Список литературы
- Федеральный закон от 20.12.2004 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»// Электронный ресурс [режим доступа]: https://base.garant.ru/12138110/
- Шарощенко И. В., Черкашина А. В.// «Продовольственная безопасность Росиии: Современное понимание, меры государственного регулирования.»// Научная статья// [Электронный ресурс] Режим доступа: htt s://fundamental-research.ru/ df/2017/8-2/41692. df
- Федеральная служба государственной статистики РФ «Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России.»// [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/enterprise _есопоту
- Федеральная служба государственной статистики РФ// [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/