ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СИСТЕМЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СИСТЕМЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

150

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 12 (162), Март ‘24

Дата публикации 26.03.2024

Поделиться

Статья рассматривает влияние вступления России в Всемирную Торговую Организацию (ВТО) на продовольственную безопасность и конкурентоспособность аграрного сектора. Россия столкнулась с необходимостью внести ряд болезненных уступок для вступления в ВТО, включая открытие рынка продовольственной продукции и снижение таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию. Однако, эти меры негативно сказались на российских производителях, которые уже работали на грани рентабельности. В результате вступления в ВТО, мощные транснациональные корпорации начали захватывать продовольственный рынок России, увеличивая ее импортозависимость. Кроме того, противоречия между поставленными целями России по укреплению аграрного сектора и нормами ВТО привели к напряженным отношениям с странами Евросоюза и США. В результате присоединения Крыма Россией, были введены экономические санкции, что повлияло на развитые промышленные сферы России. В ответ были введены контрсанкции, ограничивающие импорт сельскохозяйственной продукции. Это способствовало развитию отечественного производства, но также вызвало рост цен и поступление товаров с пониженным качеством на рынок. Россия продолжает иметь значительную импортозависимость в продовольственной сфере, и ей необходимо провести серьезные реформы, особенно в технологическом плане.

Одним из самых важнейших шагов во всей торговой внешней политики стало вступление России в ВТО 22 августа 2012 года после 18 лет напряженных переговоров. Для вступления в организацию России потребовалось пойти на внедрение ряда болезненных уступок, которые ударили по продовольственной безопасности страны:

  • открытый рынок продовольственной продукции для всех членов организации;
  • снижение таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию;
  • реформация тарифных планов на продукцию АПК;
  • постепенное снижение общей суммы сельскохозяйственной поддержки от 9 млрд. долларов до 4,4 млрд. долларов к 2018 году.

На момент вступления страны-лидеры ВТО достигли достойного уровня продовольственной независимости 90%-100% и могли предоставить права регулирования АПК самому рынку. Уровень продовольственного самообеспечения РФ на момент вступления в ВТО составлял 7094 от требуемого для вступления в организацию, что было недостаточным для обеспечения продовольственной независимости страны в условиях членства в ВТО.

После вступления в ВТО страна понизила торговые пошлины снижение которых плохо сказалось на производителях всех продовольственных товаров, которые и так работали на грани рентабельности.

Таблица 1.

Новые таможенные тарифы на продовольствие после вступления в ВТО[1]

Наименование товара

 

Уровень тарифа по ВТО

Уровень единого таможенного тарифа

Свиньи живые,%

5

40

Свинина сверх квоты,%

65

75

Свинина по квоте,%

 

15

Пищевые субпродукты,%

15

25

Молоко,%

15

25

Сыры, творог,%

9,5

19

Чай,%

12,5

20

Рис,%

 

29

 

В результате отсутствия конкурентоспособности со стороны российских производителей продовольственный рынок РФ стал захватывается транснациональными корпорациями в ущерб отечественному производителю в результате чего Россия стала еще более зависимой от импорта иностранных продовольственных товаров. Уровень импортозависимости продовольственной сферы поднялся до 40% с предшествующих 20%. Так же российская экономика потеряла порядка 800 млрд. долларов в связи со снижением пошлин.

Непреодолимый уровень конкурентоспособности транснациональных корпораций стимулировал уровень инвестиций в АПК. Однако, даже сильнейшие темпы развития сельского хозяйства привели бы уровень конкурентоспособности АПК к необходимому для соперничества с транснациональными корпорациями только спустя долгие годы. В связи этим государству приходилось тратить огромные средства для поддержки отечественного производителя. Данных мер оказалось мало и постепенно положение АПК в экономике РФ ухудшалось, рентабельность большого количества производителей понижалась, а наибольшую поддержку получили отрасли добычи природных ресурсов и углеводородов. В результате данных событий правительством России был разработан ряд мер и целей для повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики, что шло вразрез с принятыми нормами ВТО. Несоответствие поставленных целей по укреплению АПК с общепринятыми нормами продовольственной безопасности внутри ВТО привело к возникновению противоречий между РФ странами ЕС и США. Страны, входящие в состав организации, препятствовали государственной поддержке АПК России, что не могла себе позволить Российская экономика.

В 2014 году в результате присоединения Крыма Россией со стороны ЕС и США был введен ряд экономических санкций, затрагивающих развитые промышленные сферы РФ. В результате со стороны России были введены контрсанкции, направленные в основном на АПК стран-оппонентов. В результате под запрет на территории РФ импортируемые товары:

  • свинина: 20 % от общего потребления;
  • говядина: 3 % от общего потребления;
  • мясо птицы 894 от общего потребления;
  • рыба 7 % от общего потребления;
  • молоко 8 % от общего потребления;
  • овощи 5 % от общего потребления;
  • фрукты 17 % от общего потребления.

Удаление с продовольственного рынка РФ сильнейших иностранных конкурентов увеличило темпы развития и уровень инвестиций в АПК, началось строительство. Однако, российский рынок продовольствия всё же частично пострадал от внедрения контрсанкций. Уход с рынка развитых транснациональных корпораций понизил общий уровень конкурентоспособности страны. Этим воспользовались российские производители и увеличили темпы производства собственной продукции, это вызвало значительный скачок цен на продовольственные товары, а также поступление на рынок товаров с 8 пониженными качественными характеристиками

Таблица 2.

Производство основных продуктов животноводства РФ, в

МЛН. тонн[2]

Виды товаров

2015

2017

2019

2020

2021

2021 к

2020 гг.

Крупный рогатый скот

2820

2738

2827

2840

2884

101,50/0

Свиньи

3951

4550

5032

5473

5490

100,30/0

Птица

6039

6618

6709

6715

6748

 

Молоко

29887

30185

31360

32226

32339

 

 

Полностью избавиться от импорта товаров АПК в связи с технологической и сырьевой ограниченностью продовольственной сферы РФ не смогла, поэтому огромная дыра в экспорте и импорте продовольствия страны заполнилась в результате налаживания прочных экономических отношений с новыми партнёрами: Бразилия, Уругвай, Белоруссия, Аргентина.

Таблица 3.

Показатели ТОРГОВЛИ продовольствием, в млрд долл

Показатели

2017 г.

2019г.

2021 г.

Динамика показателей от начального до отчётного года

Импорт

8,74

9,6

10,5

20,14 %

Экспорт

4,17

4,65

5,53

32,61 %

Товарооборот

12,91

14,25

16,03

24,17 %

Сальдо торгового баланса

-4,57

-4,95

-4,97

8,75 %

 

По данной таблице мы видим, что продовольственный сферы всё ещё существует большая импортозависимость [3], при том, что темпы роста экспорта опережают темпы роста импорта.

Исходя из всего вышеперечисленного, формируется заключение Продовольственная безопасность имеет огромное значение для обеспечения стабильного развития государства. Формирование правильных принципов и развитие грамотных правовых, регулятивных концепций внутри системы продовольственной безопасности страны ведет к большому уровню независимости государства на мировой арене.

Для дальнейшего развития продовольственной безопасности России требуется проведение политики диверсификации импорта и экспорта, а также создания новых производственных мощностей в АПК.

 

[1] Источник: рассчитано на основе данных Росстат и ЕМИСС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder!14477

[2] Источник: рассчитано автором на основе базы статистики Росстат [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

https://rosstat.gov.ru/folder/1 1 188

[3] Источник: рассчитано автором на основе базы статистики Росстат [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru-stat.com/date- У20 15-2019/RU/trade/world/04

Список литературы

  1. Федеральный закон от 20.12.2004 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»// Электронный ресурс [режим доступа]: https://base.garant.ru/12138110/
  2. Шарощенко И. В., Черкашина А. В.// «Продовольственная безопасность Росиии: Современное понимание, меры государственного регулирования.»// Научная статья// [Электронный ресурс] Режим доступа: htt s://fundamental-research.ru/ df/2017/8-2/41692. df
  3. Федеральная служба государственной статистики РФ «Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России.»// [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/enterprise _есопоту
  4. Федеральная служба государственной статистики РФ// [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее