ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (151), Январь ‘24

Дата публикации 14.01.2024

Поделиться

Для осуществления предпринимательской деятельности необходимо обладать определенными имущественными правами и интересами. С одной стороны, получение прибыли от использования имущества, с другой, наличие у предпринимателя обособленного имущества обеспечивает его ответственность по обязательствам. Предприниматели, будучи субъектами коммерческой деятельности по своей направленности, обладают, как правило, имуществом на праве собственности и иными имущественными правами и интересами.

Предпринимательство соединено с хозяйственным риском, представляющим собой вероятность неподходящих имущественных результатов для субъекта хозяйствования, которые наступают по итогам субъективных (ошибка, просчет) и объективных (форс-мажорных обстоятельств, экономического кризиса, неблагоприятной конъюнктуры и др.) оснований [6, c. 325]. А потому особо нуждается в государственной защите и поддержке и находится под пристальным вниманием органов государственной власти и ученых правоведов.

Конституция РФ содержит ряд важных нормативных положений, которые в совокупности составляют конституционные гарантии предпринимательства в современной России. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу в иерархии правовых актов в России; законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Поэтому юридически гарантированные Конституцией РФ основы предпринимательства не могут быть изменены или нарушены ни одним правовым актом, принятым в России на федеральном, региональном, муниципальном или локальном уровне. [7, С.6]

Под защитой прав предпринимателей в современной России понимаются: конституционные гарантии и правоприменительная практика. Предпринимательство играет важнейшую роль в экономике современной России, обеспечивая значительную часть валового внутреннего продукта и создавая рабочие места для миллионов людей. Государство признает и гарантирует права и свободы предпринимателей, закрепляя их в Конституции РФ и других нормативно-правовых актах. Конституционные гарантии защиты прав предпринимателей (ст. ст. 8, 34 Конституции РФ[1]):

1) Единство экономического пространства. Это означает, что на всей территории России действуют единые правила хозяйственной деятельности, не допускается дискриминация предпринимателей по территориальному признаку.

2) Свобода перемещения товаров, услуг, финансовых средств. Предприниматели имеют право свободно перемещать свои товары, услуги и финансовые средства по всей территории России без каких-либо ограничений.

3) Свобода экономической деятельности. Предприниматели имеют право осуществлять любую не запрещенную законом экономическую деятельность на всей территории России.

4) Свобода использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Предприниматели имеют право использовать свои способности и имущество для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

5) Недопущение монополизации и недобросовестной конкуренции. Государство принимает меры для недопущения монополизации и недобросовестной конкуренции, защищая права предпринимателей и обеспечивая равные условия для всех участников рынка.

Несмотря на закрепленные в Конституции РФ гарантии, права предпринимателей в России часто нарушаются. Это может происходить как со стороны государственных органов, так и со стороны других участников рынка. Наиболее распространенными нарушениями прав предпринимателей являются: необоснованные проверки со стороны государственных органов;коррупция; недобросовестная конкуренция; нарушение договорных обязательств. Для защиты своих прав предприниматели могут обращаться в суды, арбитражные суды и другие органы государственной власти. Однако добиться справедливости бывает очень сложно из-за волокиты, отсутствия квалифицированных кадров.

Пути совершенствования защиты прав предпринимателей. Для совершенствования защиты прав предпринимателей необходимо предпринять ряд мер, в том числе: усилить контроль за деятельностью государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за предпринимательской деятельностью; повысить независимость судебной системы; улучшить подготовку юридических кадров; повысить правовую грамотность предпринимателей; ужесточить наказание за нарушение прав предпринимателей. Реализация этих мер позволит создать более благоприятные условия для развития предпринимательства в России и повысить защиту прав предпринимателей.

В современных экономических условиях хозяйствующие субъекты сталкиваются с множеством вызовов, одним из которых является административная ответственность за правонарушения в экономической сфере. Правоприменительная практика показывает, что случаи привлечения к данному виду ответственности нередки, и предприятия часто сталкиваются с серьезными последствиями.

Административная ответственность за правонарушения в экономической сфере представляет собой форму юридической ответственности, применяемую к хозяйствующим субъектам за совершение противоправных деяний в сфере экономики. Она служит важным инструментом государственного регулирования, направленным на обеспечение соблюдения норм и правил в этой области. Наиболее распространенными правонарушениями в экономической сфере являются: незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов и сборов, нарушение прав потребителей и др. КоАП РФ предусмотрена разновидность административной ответственности субъектов предпринимательства за совершение правонарушений в налоговой, бюджетной, валютной и иной сферах (например, ст. ст. 14.1.1, 14.1.2, 15.1, 15.5 КоАП РФ[2] и др.)

Например, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Охранное агентство Карат» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 31.05.2023 № 25ЛРР001310523000025.

В обоснование заявленных требований Управление указало, что собранным административным материалом установлен факт совершения обществом административного правонарушения, выразившегося в нарушении условий лицензии, в связи с чем, заявитель просит суд привлечь предприятие к административной ответственности за правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Общество вину признало, пояснило, что за совершение аналогичного правонарушения к административной ответственности не привлекалось, умысел на совершение правонарушения у общества отсутствовал. В итоге, суд решил привлечь общество с ограниченной ответственностью «Охранное агентство Карат» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения. [4]

Привлечение к административной ответственности за правонарушения в экономической сфере может иметь серьезные последствия для хозяйствующих субъектов. К числу наиболее распространенных санкций относятся: штрафы, конфискация имущества, приостановление или ликвидация деятельности, лишение лицензий и разрешений и др. Причины возникновения правонарушений в экономической сфере многообразны. Среди них можно выделить: несовершенство законодательства, неэффективная правоприменительная практика, недостаточный уровень правосознания предпринимателей, коррупция, стремление к получению незаконной прибыли.

Стоит также выделить проблему чрезмерного вмешательства органов публичной власти в частные дела субъектов предпринимательской деятельности. Для современной России, стоящей на пути формирования гражданского общества и правового государства, стоит спорный вопрос о увеличении или уменьшении области государственно-правового принуждения. А именно, вопрос сохранения баланса между частными интересами предпринимателей и публичными интересами в случаях ограничения или лишения субъектов предпринимательской деятельности, принадлежащих им прав. Это наиболее четко выражается в случае реализации принципа неприкосновенности права собственности ( ч. 3 ст. 35 Конституции РФ), в соответствии с которым ни один человек не может быть лишен своего имущества иначе как по постановлению суда, принятому на законных основаниях. Соответственно, целесообразно отметить, что указанный в ст. 1 ГК РФ[3] в качестве базиса гражданского законодательства принцип неприкосновенности права собственности относительно к предпринимательским правоотношениям, будет выполнять не только функцию охраны прав предпринимателей, но и функцию ограничения свободы предпринимательства в целях обеспечения прав и защиты интересов других субъектов предпринимательской деятельности. Практика применения ст. 35 Конституции РФ значима для охраны прав и охраняемых законом интересов субъектов предпринимательской деятельности, и предоставляет возможность сделать вывод о том, что, имея определенное содержание, принцип неприкосновенности права собственности при осуществлении предпринимательских отношений не гарантирует охрану прав и охраняемых законом интересов.

Целесообразно также отметить что, при толковании и применении ч. 3 ст. 35 необходимо помнить, что лишение лица его имущества по решению суда может иметь место только в предусмотренных законом случаях (п. 2 ст. 235 ГК). Это возможно либо в порядке конфискации в виде наказания за совершенное правонарушение, либо в порядке реквизиции для государственных нужд (в случае, например, стихийного бедствия или иного чрезвычайного происшествия или специальных обстоятельств), о чем и идет речь в ч. 3 этой статьи.[5]

Список литературы

  1. Зубач А. В. [и др.] /Административное право: учебник для вузов; под общей редакцией А. В. Зубача. — М.: Издательство Юрайт, 2020. 530 с.
  2. Решение арбитражного суда Приморского края от 25 июля 2023 г. по делу № А51-11189/2023 // https://sudact.ru/arbitral/doc/y4magaahunjp/
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. - N 237; 2020. – 4 июля. – N 144.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: ФЗ от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1, ч. 1. — Ст. 1.
  5. Гражданский будет кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон РФ от 30 октября 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  6. Комментарии к Конституции РФ // https://konstitutsiia.ru/35
  7. Тихомиров М.Ю. Индивидуальный предприниматель: правовое положение и виды деятельности / [М. Ю. Тихомиров]. - 3-е изд., изм. и доп. - Москва: Тихомиров М. Ю., 2009. - 156 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary