В условиях современных процессов глобализации в экономике мира и распространения бизнеса в экономической среде важна оптимизация отношений в экономике с целью достижения геоэкономической безопасности государств, являющихся соседями по территории.
Система отношений в экономике между странами рассматривается с двух сторон:
- На уровне государства, который определяет общие закономерности законодательной и правовой базы, а также виды сотрудничества.
- На уровне структур предпринимательства. Главная цель при этом: рост доходов, а также эффективности предпринимательской деятельности на базе применения плюсов предпринимательской среды в стране-сотруднике.
Является ли бизнес-среда благоприятной, определяет большое число факторов. Их учет создает условия, которые помогают создать деловую среду и обеспечить гарантии, которые помогут снизить риски и стимулировать развитие деятельности предпринимательского характера.
Бизнес-среду формируют факторы политического, правового, экономического социального, культурного, демографического, технологического и экологического характеров.
Сравнительный анализ бизнес-среды помогает провести оценку конкурентоспособности и коррупции, экономическую свободу, открытость к экономике на мировом уровне, привлекательность инвестирования иностранными компаниями [3, c. 15].
Сравнительный анализ современной бизнес-среды в России и Китае показал следующее. Китайская Народная Республика имеет более привлекательные условия для ведения бизнеса как внутри страны, так и за рубежом. Россия выигрывает только по некоторым показателям макроэкономики, но с небольшой разницей. Преимущества России касаются преимущественно социальной сферы [1, c. 325].
Оценку бизнес-среды в международных рейтингах на примере России и Китая можно увидеть в таблице 1:
Таблица 1.
Оценка бизнес-среды в странах Россия и Китай на 2024 год
Наименование рейтинга |
Россия |
Китай |
Число участвующих стран в рейтинге |
Глобальная конкурентоспособность |
65 |
27 |
118 |
Открытость международной торговле |
105 |
43 |
108 |
Международная конкурентоспособность |
45 |
17 |
52 |
Индекс глобализации |
67 |
72 |
73 |
Привлекательность для зарубежного инвестирования |
8 |
1 |
23 |
Распределение услуг сервисного характера |
27 |
1 |
48 |
Показатель свободы экономики |
152 |
144 |
169 |
Условия ведения бизнеса |
118 |
91 |
177 |
Открытость внешнему миру |
58 |
43 |
105 |
По проведенному анализу можно с уверенностью сказать, что для ведения предпринимательской деятельности в Китае созданы более благоприятные условия, чем в России. Примерно одинаковыми показателями в России и Китае можно считать только показатели защиты страны инвесторами.
В России заметна более высокая скорость регистрации предпринимательской деятельности, к тому же, она является менее затратной, чем в Китае. В РФ юридических лиц регистрируют в одном окне с постановкой на учет в одно время в ФНС, ПФ, ФСС, ФОМС, ФСГС.
В Китае перед регистрацией важно получить одобрение от специального органа под названием Administration of Industry and Commerce, в том числе должен быть получен отчет о том, что внесение капитала было проверено компанией аудиторов, также должно быть получено разрешение от ОВД.
Россия выигрывает в найме рабочей силы, а также по имеющейся системе налогообложения (места 108, 139; 100, 127 в России и Китае соответственно) [4, 5].
В первом случае производится оценка регулирования трудовых отношений со стороны законодательства в стране, а также оценка того, как данное регулирование влияет на прием и увольнение работников, а также строгость к рабочему времени сотрудников.
В Китае количество рабочей силы больше, чем в Российской Федерации приблизительно в десять раз. Размер средней заработной платы в Китае меньше, чем в России примерно на пятьдесят процентов. В России больше возможностей для поступления у выпускников российских вузов, чем в Китае в три раза. Поэтому российские выпускники имеют больше шансов на то, чтобы стать специалистами.
Налогообложение в Российской Федерации является более приемлемым, чем в Китае, так как здесь меньший налоговый период, чем в Китае. Налоговая ставка в общем в России ниже в отношении прибыли [2, c. 12].
По многим пунктам в оценке бизнес-среды Россия уступает Китайской Народной Республике. Очень сильно Россия отстает по следующим показателям:
- возможность получения кредита (отставание от Китая на 28 позиций);
- ликвидация организации (разница в 24 позиции);
- осуществление торговли с другими странами (115 позиций).
В России очень высок индекс кредитной информации (5 позиций из 6 возможных). Каждый начинающий и действующий предприниматель может получить всю интересующую информацию по вопросам кредитования быстро и качественно. Но в получении кредита России занимает отдаленную позицию по причине слабости законодательства в отношении прав заемщиков и кредиторов по раскрытию доступа к получению средств от банков.
Россия на сегодняшний день отстает от Китая и от других стран по показателям, оценивающим внешнюю торговлю. Это касается требований к документации, затрат на осуществление экспорта и импорта. Оформление документов в России занимает около двух недель, в то время как в Китае около одной.
Экспортные операции в России требуют больше денежных затрат приблизительно на 4%, чем в КНР. Оформление документов при импорте снижает место России в рейтинге по сравнению с Китаем на четыре позиции.
Таким образом, рейтинг бизнес-среды в России и Китае является очень различным по многим оцениваемым параметрам. Но в то же время, как Россия, так и Китай имеют привлекательность по нескольким критериям для зарубежных стран. Минусы также имеет как одна, так и другая страна. Но у обеих стран имеются преимущества по части конкурентоспособности, которые они могут применить для достижения главной цели – извлечение максимальной прибыли.
Список литературы
- Жуджунь Дин, Ковалев М.М. Путь к рыночной экономике (китайская модель реформ). Мн.: Издательский центр БГУ, 2005. С. 325-326
- Налоговый кодекс Российской Федерации. International Tax and Business Guide: China // http://www.deloitte.com/view/en_GX/global/services/tax/international-tax/international-tax-and-sinessguides/article/947b0de9c7efd110VgnVCM100000ba42f00aRCRD.htm
- Федеральный закон от 29.04.2008 №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»
- Doing Business in China 2010. P. 83 // http://www.doingbusiness.org/Documents/CountryProfiles/CHN.pdf
- Investment Policy Development in G-20 Countries. United Nations Conference on Trade and Development. Geneva, 2009. P. 8 // http://www.unctad.org/en/docs/webdiaeia20099_en.pdf