Влияние конструктов (по Келли (ограничивающие убеждения) на карьерный рост

Влияние конструктов (по Келли (ограничивающие убеждения) на карьерный рост

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

5

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 50 (148), декабрь ‘23

Дата публикации 20.12.2023

Поделиться

Актуальность. Самореализация личности является ключевой сферой жизни каждого человека. Одной из таких сфер является профессиональная деятельность, в частности, построение карьеры. Замечено, что большинство людей мечтает продвинуться по карьерной лестнице, но встречает на пути ряд препятствий, в который включены и личные убеждения.

Проблема исследования: почему одни люди становятся успешными и востребованными, а другие надолго застревают в самом низу карьерной лестницы?

Цель исследования: на основании анализа методической, психологической литературы изучить влияние ограничивающих убеждений (по Келли) на карьерный рост.

Объект исследования: ограничивающие убеждения как фактор затрудненного карьерного роста.

Предмет исследования: процесс влияния конструктов по Келли (ограничивающие убеждения) на карьерный рост.

Задачи исследования:

  1. изучить конструкты Келли, в частности, понятие «ограничивающие убеждения»;
  2. рассмотреть необходимость карьерного роста в сфере реализации личности;
  3. проанализировать взаимосвязь ограничивающих убеждений на карьерный рост.

Гипотеза:ограничивающие убеждения оказывают влияние на карьерный рост, замедляя и осложняя его.

Методы исследования:анализлитературных источников; теоретический анализ; синтез; сравнение; обобщение; дедуктивный и индуктивный методы.

Карьерный рост беспокоит большинство работающих людей, независимо от того, только ли начали они свою профессиональную деятельность или уже прошли определенные этапы карьеры. Многие люди заинтересованы в том, чтобы зарабатывать больше, иметь статус и просто быть востребованным на рынке труда.

Карьера представляет собой комплекс суждений человека относительно собственных профессиональных перспектив, предполагаемых вариантов для самореализации и удовлетворения своей деятельностью[6].

Иными словами, карьера является профессиональным развитием в рамках определенного вида деятельности. Скажем, достижение большего влияния, статуса, финансовых возможностей.

В конечном итоге, карьера есть не что иное, как личное сознательное мнение и поведение человека, которое связано с его трудовой и не трудовой деятельностью на всем жизненном пути.

Не всегда карьера развивается так, как хотелось бы, и этому есть причины. Одной из таких причин являются ограничивающие убеждения.

Само по себе слово “убеждение” означает качество мировоззрения, которое придает человеку уверенности в собственных взглядах, знаниях и оценке реальной действительности. Простыми словами, это то, в чем мы уверены, наш твердый взгляд на что-либо [34].

Как правило, имея какое-то убеждение, мы не стремимся подвергать его анализу и логике, поскольку оно досталось нам от значимых для нас людей либо появилось в процессе важного личного опыта. Условно, если мы с пеленок слышали от родителей о том, что честные деньги достаются только потом и кровью, это убеждение будет сопровождать нас всю жизнь, если только мы не примем волевое решение что-то в себе изменить.

Убеждения осознаются как мировоззренческий компонент, представляют собой устойчивые представления, идеалы, принципы, оценочные суждения, которые напрямую влияют на действия и поступки человека. В отличие от внушения, которое появляется, чаще всего, неожиданно, спонтанно, не рефлексируется, убеждение имеет основанием осмысленное принятие человеком в качестве истинных каких-либо сведений или идей, их глубокий анализ.

Убеждения эмоционально переживаются, становятся мотивами поведения человека и определяют его отношение к различным сферам действительности. 

Роль убеждений в нашей жизни огромна: они могут определять уровень умственных способностей, влиять на состояние здоровья, формировать социальные связи, воплощать творческие возможности, способствовать личному счастью и жизненному успеху. Можно сказать, что человек является пленником собственных установок: часто не он выбирает их, а наоборот [36]. 

Установки, ограничивающие сознание, были подробно проанализированы американским психологом Джорджем Келли [16]. Он являлся представителем когнитивного направления в психологии, разработал оригинальную концепцию психики личности Джордж Келли, которую обозначил как теорию личностных конструктов. Она рас­сматривает человека как ученого-исследователя, который судит о своем окружении, о жизненных ситуациях с помощью определен­ных понятийных систем — моделей интерпретации действительно­сти. Келли обозначил их как «личностные конструкты».

Рисунок 1 – Теория личностных конструктов

 

По своему содержанию личностный конструкт — это набор идей, понятий, суждений, которые использует человек, чтобы осоз­нать, интерпретировать или предсказать свой опыт. Если конструкт помогает человеку прогнозировать жизненные ситуации, он сохра­нит его. Если же прогностическая эффективность конструкта мала, то он будет подвергнут пересмотру или вовсе отброшен.Исследования, проведенные Келли и его последователями, показали зависимость между когнитивной сложностью системы конструктов личности и способностью личности к анализу и оцениванию воспринимаемых ею объектов и событий в их противоречивом единстве, что показывает возможность эффективного применения экспериментальных приемов и методов, как перспективных методов изучения личности и стимулирования личностного роста, в том числе достижений в карьере [16].

Так, ограничивающие убеждения выступают невидимыми преградами, в глубине нашего подсознания, порождают определенные страхи и мешают достигать намеченных целей.

Такие убеждения ограничивают сознание человека, создают рамки, за пределы которых сложно выйти ему сложно выйти, при этом человек испытывает определенный дискомфорт.

Все ограниченные убеждения имеют несколько источников возникновения.

Одним из таких источников являются детские годы. Установки, возникшие с детства – наиболее сильные, оказывают серьезное влияние на человека в дальнейшем («Я слабак», «У меня ничего не получается» и др.).

Среди источников возникновения убеждений также можно выделить взаимодействие в социуме. Человеку в социальном взаимодействии присуще сравнение себя с другими людьми («Он лучше меня», «Я не способен к такой работе», «У кого-то получается лучше» и др.).

Выделим еще и такой источник возникновения ограничивающих убеждений, как скудный кругозор самого человека, его сведенное к минимуму понимание окружающего, мировоззрение. Такому человеку сложно понять окружающих людей, они не принимают закономерных вещей, все новое воспринимается со страхом («Мир несправедлив», «От меня ничего не зависит» и др.).

Часто установки закладывают авторитетные для человека люди, утверждения которых не оспариваются в силу их референтности для человека.

Большинство ограничивающих убеждений формируются в фоновом формате и незаметно для нас самих.

Людям, имеющим ограниченные убеждения свойственны слова-маркеры: «я должен», «никогда», «невозможно», «неправильно», «не получится» [37].

Зачастую такие убеждения, как «не высовывайся — хуже будет», или «иметь деньги- это опасно», не позволят продвинуться человеку по карьерной лестнице.

Как итог, человек боится браться за новые дела, так как считает, что у него не получится, не рискует и держится хоть за какую-то стабильность, ведь убежден, что сил и умений у него не хватит идти вперед. И даже если ему говорят, что он сможет, он способен, все получится, ограничивающие убеждения просто не сломить.

Изменить свои крепкие, глубоко засевшие отрицательные ограничивающие установки можно с помощью рациональной работы, многократного повторения положительных убеждений. То есть, речь идет, по сути, о перепрограммировании сознания, обновлении своей личности.

К примеру, фраза «Без денег и связей ничего не добиться» может быть трансформирована во фразу «Если бы я был богаче, мне было бы проще. Но я на многое способен и найду способ добиться успеха, используя то, что у меня есть», а выражение «Не знаешь броду не ходи в воду» необходимо перефразировать в установку «Всегда нужно идти вперед и не ставить ограничения», убеждение «По карьерной лестнице не пробиться, двигают только своих» необходимо заменить фразой «У хорошего специалиста всегда есть возможность продвижения по карьерной лестнице» [38].

Существует большое множество книг, позволяющих лучше понять природу ограничивающих убеждений (ДеннисГринбергер, Кристин Падески. «Разум рулит настроением. Измени свои мысли, привычки, здоровье, жизнь».Кэрол Дуэк. «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей»). Данные авторы предлагают ряд упражнений, выполняя которые, человек способен изменить свое мышление, справиться с убеждениями, ограничивающими сознание [33].

Зачастую, человек, имеющий ограничивающие убеждения не способен «раскопать» и трансформировать их самостоятельно, поэтому возникает необходимость в помощи квалифицированного специалиста (психолога).

Важными направлениями работы с клиентами, желающими продвинуться по карьерной лестнице и имеющими при этом ограничивающие убеждения, являются: работа по совершенствованию самооценки клиента, работа над фобиями и страхами, работа над мотивацией, работа над положительным мышлением [26].

Основными направлениями терапии является когнитивно-поведенческая и схемная терапии. Работая в рамках когнитивно-поведенческой терапии, психолог делает акцент на поведении клиента: отслеживает, когда и как у человека появился тот или иной шаблон поведения, почему он начал думать определённым образом. А схемная терапия как ответвление когнитивной подразумевает уделение пристального внимания детскому опыту человека [28].

Психолог, реализуя определенные методы и техники («Объяснительная записка», «Музей старых убеждений», техника когнитивного разделения и др.) приводит клиента к замене ограничивающих установок положительными убеждениями [40].

При этом новым положительным установкам необходимо искать практическое применение, ведь именно реализуя данные установки можно искоренить ограничивающие убеждения.

Только под влиянием положительных убеждений происходит личностный рост. Мало только хотеть стать лучше, увеличить свои доходы– необходимо быть уверенным в этом. Существует масса примеров, когда позитивный подход, подкрепленный убежденностью в результате, способствовал продвижению человека по службе, эффективному построению профессиональной деятельности.

Таким образом, ограничивающие убеждения определяют отношение к себе и формируют картину мира, обусловливают все наши мысли и поступки. Они являются определенным внутренним фильтром на всю воспринимаемую информацию и своеобразным ступором для нашей личности, ее развития.Все наши страхи, неудачи, провалы во многом -  результат собственных ограничений. Мы не продвигаемся по работе, потому что внутренне не можем себе позволить высказать свое мнение, внести предложения, проявить инициативу и т.д.

Важная часть работы над собой, трансформации личности - это диагностика и проработка ограничивающих убеждений, трансформация их в положительные установки. Поэтому для кардинальных перемен в жизни необходима как самостоятельная, так и совместная работа с психологом.

Список литературы

  1. Аббасова К.Я. Когнитивная психология и философия: проблемы сосуществования // Вектор науки ТГУ. –2010. –№ 3. –С. 9–11.
  2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию / – М.: Центр педагогического образования, 2000.– 186с.
  3. Акопов Г.В. Социальная психология образования. Самара, 1996. – 246 с.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 424с.
  5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. –М.: 1976. –158с.
  6. Афанасенко И.В. Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я-КОНЦЕПЦИИ // Сборник материалов III всероссийского съезда психологов. –СПб., изд-во Ленинградского государственного университета, 2011. –250 с.
  7. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. Практикум по психотерапии. –СПб.: Питер, 2002. –544 с.
  8. Божович Л. И. Личность и ее формирование. –М.: Просвещение, 1986. –312с.
  9. Бондаренко Л.В. Я - мир (механизмы и этапы формирования мировоззрения личности) / Л.В. Бондаренко. – Киев: Высшая школа, 1990. – 132 с.
  10. Борбот А.Ю. Психология профессиональной деятельности /А.Ю. Борбот. – Мн.: Асвета, 2009. –179с.
  11. Братусь Б.С. Аномалии личности /Б.С.Братусь. – М.: Просвещение, 1988. –285с.
  12. Занин Д.С. Теория и практика психолого-педагогического сопровождения профессионального развития личности специалиста / Д.С. Занин, Р.М. Фатыхова: Педагогический журнал Башкортостана. — 2013. — № 5(48). — С. 88–97.
  13. Илиф-Вуд М. Коучинг. Как превратить сознательное в бессознательное в работе коуча: пер. с англ. — М.: Претекст, 2015. — 230 с.
  14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2013. – 432 с.
  15. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия /– СПб.: Питер, 2000. – 968с.
  16. КеллиДж.А. Теория личности. Психология личностных конструктов. –СПб.: Речь, 2000. –249 с.
  17. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. — М: Институт практической психологии, Воронеж-НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
  18. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учебное пособие для студентов вузов. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 509с.
  19. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. –М.: Наука, 1988.– 192с.
  20. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие. –М.: Просвещение, 1990. –229с.
  21. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования./ Под ред. А.А.Бодалека, В.В.Столина. –М.: Изд-воМГУ, 1987.– 326 с.
  22. Платонов К.К. Структура и развитие личности. –М.: Наука, 1986. –256с.
  23. Прыгин Г.С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики. (Учебное пособие для студентов психологических факультетов). –Набережные Челны, 1999. –134с.
  24. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –НПО "МОДЭК", 1996.– 321 с.
  25. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога:/ Учебное пособие.– М.: ВЛАДОС, 2004.– 356с.
  26. Сафин В. Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения //Вопросы психологии, 2003.–№3.–С 62-72.
  27. Свенцицкий А.Л. Мотивы трудовой деятельности личности. // Социальная психология личности. / Под редА.А.Бодалева. –Л.: Знание, 1974. –С. 44-53.
  28. Солсо Р. Когнитивная психология. 6-е издание. –СПб.: Питер, 2006. –589 с.
  29. Толстая А.Н. Управление карьерой в организации /Психология управления/ Под ред. А.В.Федотова. –Л.: Знание, 1991.– С.49-62.
  30. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. –М.: Просвещение, 1969. –317с.
  31. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. No. 95. P. 542-575.
  32. Janoff-Bulman, R., &Usoof-Thowfeek, R. (2009). Shifting moralities: Post 9/11 responses to shattered national assumptions. In M. Morgan (Ed.). The impact of 9-11: The day that changed everything? (vol. 5, pp. 81-96). NY: PalgraveMacmillan.
  33. Ryff C.D. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719 - 727.
  34. Лунева А. Как ограничивающие убеждения мешают нам достигать цели [Электрoнный ресурс]. Режим дoступa: https://www.b17.ru/article/284343/ (дата обращения: 7.07.2022).
  35. Минимулин А. Конструктивный детерменизм Келли. Теория личностных конструктов [Электрoнный ресурс]. Режим дoступa: https://shpargalum.ru/psixologiya-lichnosti/ (дата обращения: 7.07.2022).
  36. Монро И. Ограничивающие убеждения[Электрoнный ресурс]. Режим дoступa: https://www.b17.ru/article/51490/ (дата обращения: 06.07.2022).
  37. Ограничения в мышлении. Какие убеждения тянут вас назад? / Наша психология// [Электрoнный ресурс]. Режим дoступa: https://www.psyh.ru/ (дата обращения: 06.07.2022).
  38. Самортова А. Ограничивающие убеждения: откуда берутся и какие бывают [Электрoнный ресурс]. Режим дoступa: https://econet.ru/ (дата обращения: 06.07.2022).
  39. Фирмаль Л. Когнитивная психология Келли — Личностные конструкты [Электрoнный ресурс]. Режим дoступa: https://lfirmal.com/kognitivnaya-psihologiya-kelli-lichnostnye-konstrukty/ (дата обращения: 07.07.2022).
  40. Яковлева Е.Н. Метод структурных расстановок в работе с ограничивающими убеждениями [Электрoнный ресурс]. Режим дoступa: https://coachinstitute.ru/mediateka (дата обращения: 07.07.2022).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее