АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И НЕКОТОРЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И НЕКОТОРЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Авторы публикации

Рубрика

Пожарная безопасность

Просмотры

28

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 50 (148), декабрь ‘23

Дата публикации 19.12.2023

Поделиться

В статье проведен анализ основных аспектов управления и вопросов принятия управленческих решенийв области пожарной безопасности. Выявлены основные проблемы и пути их решения. Представленыстатистические данные по численности пожарно-спасательных подразделений, личного состава и техники различных видов пожарной охраны Республики Саха (Якутия).

В основу управленческой деятельности в системе управления в области пожарной безопасности, как и в любой системе организационного управления, положен процесс формирования и реализации управленческого решения, которое считается основой государственного управления. В соответствии с ним осуществляется вся последующая деятельность органов государственного управления.

Законы управления являются установленными теоретическим или эмпирическим способами и обоснованные логикой зависимости между целями управленческой деятельности и методами достижения.

Принцип является центральным понятием любой системы, именно через него происходит обобщение и распространение какого-либо положения на все явления системы.

Методом является обобщенная совокупность этапов, действий, которые направлены на решение задачи и достижение цели. Метод отличается уникальностью, так как создается лицом либо группой лиц, обладает тенденцией устаревать и трансформироваться в другие методы, отвечая требованиям времени.

Административные структуры управления находятся в зависимости от характера и целей проводимого исследования. Наиболее типичной и широко распространенной является классификация по признаку ступенчатости. Так, в системе МЧС России организована и действует трех ступенчатая структура управления, кроме того в управленческой практике встречаются комбинированные [1].

Управление обладает непрерывностью и целенаправленностью процесса. Эффективность напрямую зависит от применяемой методики. Содержание методики определяется набором выбранных руководителем правил, приемов [2,3].

Реализуя свои решения и решения вышестоящих органов, руководитель должен применять наиболее адекватную, отвечающую требованиям настоящего времени, существующей информации и сложившейся оперативной обстановке, последовательность действий и регулярно модернизировать структуру управления, не отходя от установленных принципов, законов, приказов.

Качество и эффективность управления напрямую зависят от применяемой организационной структуры управления. Данный принцип применяется для построения сложных многоуровневых, многомасштабных систем, в которых элементы низшего уровня являются структурными элементами более высокого уровня [4].

Сущность управленческого решения проявляется не только в том, что на его подготовку и реализацию необходимы финансовые, материальные и другие затраты, а также в стоимости возможных последствий от его реализации.

Организационная сущность управленческого решения состоит в том, что в его формировании организационно участвуют различные ветви и уровни государственной власти.

Социальная сущность управленческого решения заложена в конкретном механизме управления специалистами, которые участвуют в его формировании и реализации, и проявляется через цель, которую необходимо достичь в области пожарной безопасности, в т.ч. с учетом удовлетворения существующих потребностей специалистов.

Правовая сущность управленческого решения состоит в обязательном и точном соблюдении действующих правовых норм в области пожарной безопасности.

Психологическая сущность управленческого решения обусловлена ответственностью руководителя и непосредственным влиянием на его сознание сложившейся ситуации.

Технологическая сущность проявляется в необходимости обеспечения специалистов, участвующих в формировании управленческого решения, методологическими, техническими и информационно-коммуникационными средствами на всех управленческих уровнях системы государственного управления в области пожарной безопасности [5,6].

Исключительная важность управленческого решения, а также его значимость для государственного управления в области пожарной безопасности требует систематизации принципов и обоснование составляющих процесса формирования управленческих решений и механизма его осуществления.

Одним из проблематичных и достаточно сложных вопросов управленческой деятельности в области пожарной безопасности являются вопросы систематизации принципов, которые считаются теоретической платформой процесса формирования управленческих решений в системе государственного управления сферой пожарной безопасности. Вместе с этим указанная проблематика также присуща государственному управлению в целом. От качества управленческого решения зависят не только позитивные результаты, но и размер ресурсных затрат, а также возможных потерь (финансовых, временных, материальных, человеческих и т. п.), которые могут появиться вследствие допущения ошибок при принятии на государственном уровне управленческого решения, что касается пожарной безопасности.

Для формирования управленческих решений в области пожарной безопасности необходимо иметь такую теоретическую платформу, которая обязательно обеспечит учет объективно существующих законов государственного управления, специфических для сферы пожарной безопасности:

- зависимость организационных форм и методов государственного управления от структуры государственных органов, состояния существующей материально-технической базы в сфере пожарной безопасности, социально-экономических отношений в обществе и условий осуществления управления;

- единство организационно-методологических основ на всех уровнях государственного управления сферой пожарной безопасности;

- сохранения пропорциональности и оптимального соотношения всех структурных элементов системы государственного управления сферой пожарной безопасности;

- совместимость технических средств и систем, используемых для обеспечения функционирования системы государственного управления сферой пожарной безопасности, на всех ее уровнях;

- единство и соподчиненность критериев эффективности, которые используются в процессах управления.

Для дальнейшего анализа управленческих вопросов в области пожарной безопасности и возможности формирования конкретных управленческих решений на уровне субъекта РФ проведем анализ основных сил и средств пожарно-спасательных подразделений различных видов пожарной охраны, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).

На рисунке 1 изображены статистические данные по общей численности подразделений всех видов пожарной охраны.

Рисунок 1 – Общая численность всех видов пожарной охраны, расположенных на территории Республики Саха (Якутия)

Как следует из рисунка, больше всего территория рассматриваемого субъекта представлена подразделениями добровольной пожарной охраны (73,4 % от общей численности).

На рисунке 2 представлены данные анализа общей численность личного состава пожарно-спасательных подразделений Республики Саха (Якутия).

Рисунок 2 – Общая численность личного состава пожарно-спасательных подразделений Республики Саха (Якутия)

Как следует из результатов, наиболее многочисленными подразделениями являются ФПС и ППС субъекта.

Результаты анализа по количеству техники и численности личного состава, находящегося на боевом дежурстве представлены в таблице 1.

Таблица 1 -  Количество техники и личного состава, находящегося на боевом дежурстве различных видов пожарной охраны Республики Саха (Якутия)

Подразделения федеральной противопожарной службы

Подразделение

Ед.техники

Чел.на боевом дежурстве

Техники на боевом дежурстве

СПСЧ

12

20

3

ФПС

148

174

46

ПСО ФПС

114

136

34

Договорной отряд ФПС

22

32

12

Подразделения противопожарной службы субъекта

Отряды ППС

326

477

176

Объектовые ППС

11

Подразделения ведомственной пожарной охраны

ВПО

79

187

23

Подразделения добровольной пожарной охраны

ДПК

379

2370

379

Подразделения частной пожарной охраны

ЧПО

16

70

16

Таким образом, наибольшее количество пожарно-спасательных подразделений в Республике Саха (Якутия) представлены подразделениями добровольной пожарной охраны, однако если речь идет о численности подразделений, то здесь наиболее многочисленными являются подразделения ФПС и ППС субъекта.

В целом же, изучение опыта управления системами, где сформировано стабильное сетевое взаимодействие управляющих систем и объекта управления, может качественно изменить управление пожарно-спасательными подразделениями за счет внедрения более совершенных методов управления, что позволит выработать основные направления развития деятельности пожарно-спасательных подразделений с учетом поставленных задач.

Список литературы

  1. Агнихотри, Л. Способ и устройство для поддержки принятия решений на базе случаев [Текст]: патент на изобретение RU 2 494 458, 11.12.2008 / Л. Агнихотри, Л. Бороцки, Л. Чжао, М.Ч. Ли.
  2. Аксёнов, О.Ю. Модель оценки совокупного текущего и прогнозируемого ущерба, наносимого отдельным критически важным объектам и группировке критически важных объектов в техногенных и природных катастрофах и военных конфликтах для принятия управленческих решений [Текст]: О.Ю. Аксёнов, В.В. Пицык, Д.В. Тараканов м др.
  3. Алехин, Е.М. Проверка адекватности математических моделей процесса функционирования аварийно-спасательных служб [Текст] / Е.М. Алехин, Н.Н. Брушлинский, Ю.И. Коломиец, С.В. Соколов, А.В. Белых, П. Вагнер // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. – 1997. – № 10. – С. 47.
  4. Белозеров, В.В. Адаптивная система пожарной безопасности [Электронный ресурс] / В.В. Белозеров, Е.И. Богуславский, И.М. Тетерин // Технологии техносферной безопасности. – 2007. – № 1 (11). URL: http://agps-2006.narod.ru/ttb/2007-1/06-01-07.ttb.pdf (дата обращения 07.12.2023).
  5. Абрамов, А.П. Автоматизированная система информационной поддержки принятия решений при тушении пожаров: структура и содержание ин-формационного обеспечения [Текст] / А.П. Абрамов // Пожары и окружающая среда: материалы XVII Международной науч.-практ. конф. – М.: ВНИИПО, 2002. – С. 363–365.
  6. Абрамов, А.П. Методология проектирования автоматизированной ин-формационной системы поддержки принятия решений при тушении пожара [Текст] / А.П. Абрамов // Комплексная безопасность России – исследования, управление, опыт: сборник материалов. – М.: ИИЦ ВНИИ ГОЧС, 2002. – С. 312–313.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее