В основу управленческой деятельности в системе управления в области пожарной безопасности, как и в любой системе организационного управления, положен процесс формирования и реализации управленческого решения, которое считается основой государственного управления. В соответствии с ним осуществляется вся последующая деятельность органов государственного управления.
Законы управления являются установленными теоретическим или эмпирическим способами и обоснованные логикой зависимости между целями управленческой деятельности и методами достижения.
Принцип является центральным понятием любой системы, именно через него происходит обобщение и распространение какого-либо положения на все явления системы.
Методом является обобщенная совокупность этапов, действий, которые направлены на решение задачи и достижение цели. Метод отличается уникальностью, так как создается лицом либо группой лиц, обладает тенденцией устаревать и трансформироваться в другие методы, отвечая требованиям времени.
Административные структуры управления находятся в зависимости от характера и целей проводимого исследования. Наиболее типичной и широко распространенной является классификация по признаку ступенчатости. Так, в системе МЧС России организована и действует трех ступенчатая структура управления, кроме того в управленческой практике встречаются комбинированные [1].
Управление обладает непрерывностью и целенаправленностью процесса. Эффективность напрямую зависит от применяемой методики. Содержание методики определяется набором выбранных руководителем правил, приемов [2,3].
Реализуя свои решения и решения вышестоящих органов, руководитель должен применять наиболее адекватную, отвечающую требованиям настоящего времени, существующей информации и сложившейся оперативной обстановке, последовательность действий и регулярно модернизировать структуру управления, не отходя от установленных принципов, законов, приказов.
Качество и эффективность управления напрямую зависят от применяемой организационной структуры управления. Данный принцип применяется для построения сложных многоуровневых, многомасштабных систем, в которых элементы низшего уровня являются структурными элементами более высокого уровня [4].
Сущность управленческого решения проявляется не только в том, что на его подготовку и реализацию необходимы финансовые, материальные и другие затраты, а также в стоимости возможных последствий от его реализации.
Организационная сущность управленческого решения состоит в том, что в его формировании организационно участвуют различные ветви и уровни государственной власти.
Социальная сущность управленческого решения заложена в конкретном механизме управления специалистами, которые участвуют в его формировании и реализации, и проявляется через цель, которую необходимо достичь в области пожарной безопасности, в т.ч. с учетом удовлетворения существующих потребностей специалистов.
Правовая сущность управленческого решения состоит в обязательном и точном соблюдении действующих правовых норм в области пожарной безопасности.
Психологическая сущность управленческого решения обусловлена ответственностью руководителя и непосредственным влиянием на его сознание сложившейся ситуации.
Технологическая сущность проявляется в необходимости обеспечения специалистов, участвующих в формировании управленческого решения, методологическими, техническими и информационно-коммуникационными средствами на всех управленческих уровнях системы государственного управления в области пожарной безопасности [5,6].
Исключительная важность управленческого решения, а также его значимость для государственного управления в области пожарной безопасности требует систематизации принципов и обоснование составляющих процесса формирования управленческих решений и механизма его осуществления.
Одним из проблематичных и достаточно сложных вопросов управленческой деятельности в области пожарной безопасности являются вопросы систематизации принципов, которые считаются теоретической платформой процесса формирования управленческих решений в системе государственного управления сферой пожарной безопасности. Вместе с этим указанная проблематика также присуща государственному управлению в целом. От качества управленческого решения зависят не только позитивные результаты, но и размер ресурсных затрат, а также возможных потерь (финансовых, временных, материальных, человеческих и т. п.), которые могут появиться вследствие допущения ошибок при принятии на государственном уровне управленческого решения, что касается пожарной безопасности.
Для формирования управленческих решений в области пожарной безопасности необходимо иметь такую теоретическую платформу, которая обязательно обеспечит учет объективно существующих законов государственного управления, специфических для сферы пожарной безопасности:
- зависимость организационных форм и методов государственного управления от структуры государственных органов, состояния существующей материально-технической базы в сфере пожарной безопасности, социально-экономических отношений в обществе и условий осуществления управления;
- единство организационно-методологических основ на всех уровнях государственного управления сферой пожарной безопасности;
- сохранения пропорциональности и оптимального соотношения всех структурных элементов системы государственного управления сферой пожарной безопасности;
- совместимость технических средств и систем, используемых для обеспечения функционирования системы государственного управления сферой пожарной безопасности, на всех ее уровнях;
- единство и соподчиненность критериев эффективности, которые используются в процессах управления.
Для дальнейшего анализа управленческих вопросов в области пожарной безопасности и возможности формирования конкретных управленческих решений на уровне субъекта РФ проведем анализ основных сил и средств пожарно-спасательных подразделений различных видов пожарной охраны, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).
На рисунке 1 изображены статистические данные по общей численности подразделений всех видов пожарной охраны.
Рисунок 1 – Общая численность всех видов пожарной охраны, расположенных на территории Республики Саха (Якутия)
Как следует из рисунка, больше всего территория рассматриваемого субъекта представлена подразделениями добровольной пожарной охраны (73,4 % от общей численности).
На рисунке 2 представлены данные анализа общей численность личного состава пожарно-спасательных подразделений Республики Саха (Якутия).
Рисунок 2 – Общая численность личного состава пожарно-спасательных подразделений Республики Саха (Якутия)
Как следует из результатов, наиболее многочисленными подразделениями являются ФПС и ППС субъекта.
Результаты анализа по количеству техники и численности личного состава, находящегося на боевом дежурстве представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Количество техники и личного состава, находящегося на боевом дежурстве различных видов пожарной охраны Республики Саха (Якутия)
Подразделения федеральной противопожарной службы |
|||
Подразделение |
Ед.техники |
Чел.на боевом дежурстве |
Техники на боевом дежурстве |
СПСЧ |
12 |
20 |
3 |
ФПС |
148 |
174 |
46 |
ПСО ФПС |
114 |
136 |
34 |
Договорной отряд ФПС |
22 |
32 |
12 |
Подразделения противопожарной службы субъекта |
|||
Отряды ППС |
326 |
477 |
176 |
Объектовые ППС |
11 |
||
Подразделения ведомственной пожарной охраны |
|||
ВПО |
79 |
187 |
23 |
Подразделения добровольной пожарной охраны |
|||
ДПК |
379 |
2370 |
379 |
Подразделения частной пожарной охраны |
|||
ЧПО |
16 |
70 |
16 |
Таким образом, наибольшее количество пожарно-спасательных подразделений в Республике Саха (Якутия) представлены подразделениями добровольной пожарной охраны, однако если речь идет о численности подразделений, то здесь наиболее многочисленными являются подразделения ФПС и ППС субъекта.
В целом же, изучение опыта управления системами, где сформировано стабильное сетевое взаимодействие управляющих систем и объекта управления, может качественно изменить управление пожарно-спасательными подразделениями за счет внедрения более совершенных методов управления, что позволит выработать основные направления развития деятельности пожарно-спасательных подразделений с учетом поставленных задач.
Список литературы
- Агнихотри, Л. Способ и устройство для поддержки принятия решений на базе случаев [Текст]: патент на изобретение RU 2 494 458, 11.12.2008 / Л. Агнихотри, Л. Бороцки, Л. Чжао, М.Ч. Ли.
- Аксёнов, О.Ю. Модель оценки совокупного текущего и прогнозируемого ущерба, наносимого отдельным критически важным объектам и группировке критически важных объектов в техногенных и природных катастрофах и военных конфликтах для принятия управленческих решений [Текст]: О.Ю. Аксёнов, В.В. Пицык, Д.В. Тараканов м др.
- Алехин, Е.М. Проверка адекватности математических моделей процесса функционирования аварийно-спасательных служб [Текст] / Е.М. Алехин, Н.Н. Брушлинский, Ю.И. Коломиец, С.В. Соколов, А.В. Белых, П. Вагнер // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. – 1997. – № 10. – С. 47.
- Белозеров, В.В. Адаптивная система пожарной безопасности [Электронный ресурс] / В.В. Белозеров, Е.И. Богуславский, И.М. Тетерин // Технологии техносферной безопасности. – 2007. – № 1 (11). URL: http://agps-2006.narod.ru/ttb/2007-1/06-01-07.ttb.pdf (дата обращения 07.12.2023).
- Абрамов, А.П. Автоматизированная система информационной поддержки принятия решений при тушении пожаров: структура и содержание ин-формационного обеспечения [Текст] / А.П. Абрамов // Пожары и окружающая среда: материалы XVII Международной науч.-практ. конф. – М.: ВНИИПО, 2002. – С. 363–365.
- Абрамов, А.П. Методология проектирования автоматизированной ин-формационной системы поддержки принятия решений при тушении пожара [Текст] / А.П. Абрамов // Комплексная безопасность России – исследования, управление, опыт: сборник материалов. – М.: ИИЦ ВНИИ ГОЧС, 2002. – С. 312–313.