Инвентаризация в современных условиях является одним из самых значимых способов осуществления контрольно-надзорной работы за деятельностью предприятия. Благодаря проведению инвентаризации можно получить достоверные сведения, которые касаются различных элементов работы предприятия.
Процесс осуществления инвентаризации предполагает внедрение постоянно действующих комиссий. В составе таких комиссии должны быть следующие участники:
Рисунок 1 – Участники процедуры инвентаризации
Для того, чтобы напрямую провести инвентаризацию имущественного комплекса, существуют во многих компаниях специальные рабочие комиссии. В составе таких рабочих комиссий присутствует аналогичные категории работников, а также могут быть профильные специалисты в зависимости от специфики работы хозяйствующего субъекта. В состав такой комиссии можно добавлять опытных сотрудников, которые хорошо знают структуру и характеристику имущества, попадающего под инвентаризацию. Кроме того, они должны четко знать порядок образования цен и механизм первичного учета в составе бухгалтерской отчетности. [1, с. 195]
Постоянно действующие комиссии и их состав утверждаются на основе соответствующего приказа со стороны руководства хозяйствующего субъекта. Каждая рабочая инвентаризационная комиссия должна заниматься следующими действиями:
- Проводить инвентаризацию всех ценностей и денежных средств в тех местах, где они сохраняются и имеется процедура производства.
- Совместно с бухгалтерским подразделением организации они устанавливают все результаты инвентаризации, а также составляют ряд рекомендаций и предложений по зачету любых излишков и недостач.
- Вносят разнообразные предложения и рекомендации, связанные с упорядоченным приемом, хранением и отпуском любых товарно-материальных ценностей. Рекомендации направлены на совершенствование контроля и учета за сохранностью таких элементов.
Необходимо помнить, что инвентаризационные комиссии несут ответственность за свои действия, в том числе за:
- Своевременностью совершения всех процессов и соблюдение порядка построения инвентаризации с учетом приказов от руководителя предприятия.
- Полнотой и общей точностью внедрения в состав описи информационных данных о остатках основных средств, подпадающих под проверку. Аналогичные действия производятся в отношении различных товарно-материальных ценностей, денежных средств и других компонентов.
- Правильностью предоставления в составе всех отличительных признаков товарно-материальных ценностей.
- Правильностью и своевременностью оформления всех необходимых материалов при проведении инвентаризации в соответствии с установленным порядком.
Каждый участник инвентаризационной комиссии за внесение в опись неверных или ложных сведений может тем самым нести полноценную ответственность с учетом действующего российского законодательства.
Ключевой задачей проведения проверок и выборочных мероприятий по инвентаризации в тот период, когда она не проводится, считается построение качественного контроля за возможностью сохранить товарно-материальные ценности. Следует обязательно реализовывать все практические правила по их хранению, и материально ответственные лица должны в обязательном порядке соблюдать все необходимые правила учета.
Перед тем, как начинает проводиться инвентаризация, участники рабочих групп получают соответствующий приказ, а председатель комиссии должен использовать для этой деятельности контрольные пломбы. Главный бухгалтер или его помощники на момент осуществления инвентаризации должны составлять специализированную опись. Все складские операции в тот момент, когда проводится инвентаризация, не должны быть организованы. Руководитель склада в этом документе предоставляет расписку о том, что любые документы вносятся в карту учета материалов и были сданы главному бухгалтеру или в соответствующее подразделение.
Перед тем как начинать процедуру проверки фактического присутствия любых товарно-материальных ценностей в организации, группа, которая занимается этими действиями, в обязательном порядке должна провести процедуру установления пломб на подсобные помещения, подвалы или иные места, где ценности хранятся. Кроме этого, нужно в обязательном порядке проверить исправность всех приборов, соблюдая сроки определения пломб. Более того, рекомендуется получить все необходимые приходные и расходные документы, а также отчетность о перемещении денежных средств или материальных ценностей перед проведением инвентаризации [2, с.70].
При возникновении ситуации, когда нужно провести внезапную инвентаризацию любых товарно-материальных ценностей, то они подготавливаются в присутствии соответствующей комиссии. Если имеются другие случаи, то подготовка проводится перед всеми процессами.
Процесс инвентаризации основных средств, материалов, сырья или готовых товаров, а также иных ценностей осуществляется по местонахождению ответственного лица с учетом сохранения этих элементов. Для организации инвентаризации в компании создается специальная комиссия.
Если материально ответственные лица найдут после завершения инвентаризации ошибки в документах, то им нужно доложить эту информацию председателю комиссии. В итоге инвентаризационная комиссия проводит комплексную проверку фактов и в связи с подтверждением наличия проблем должна исправить все нарушения с учетом установленной процедуры.
В момент завершения инвентаризации можно организовать контрольную проверку фактов правильности осуществления инвентаризации. Все это нужно осуществлять только благодаря присутствию участников комиссии и материально ответственных лиц. Данную деятельность важно организовать еще до момента открытия склада, секции или кладовой, поскольку там проводится инвентаризация [3, с.84].
При проведении инвентаризации могут встречаться следующие ошибки:
- Сотрудники компании игнорируют проведение инвентаризации несмотря на то, что она отражена в учетной политике.
- В процессе проведения инвентаризации материалов и ценностей могут неверно их подсчитывать, взвешивать.
- До начала инвентаризации не был выдан ордер.
- Не все члены комиссии присутствуют.
Все эти проблемные моменты необходимо решать поэтапно, привлекая для этого профессионалов, и используя системный подход.
В итоге можно сделать общий вывод о том, что процесс проведения инвентаризации в современном хозяйствующем субъекте предполагает строгую последовательность специальных действий, которые организованы с привлечением специализированной комиссии. Эта комиссия должна в обязательном порядке выполнять все основные требования и мероприятия, связанные с проведением инвентаризации. Комиссия состоит из нескольких категорий сотрудников, которые в связи с наличием у них соответствующих полномочий, должны осуществлять комплексную работу по проведению инвентаризации.
Список литературы
- Кубарь М. А. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета //Форум молодых ученых. – 2020. – №. 11. – С. 194-196.
- Калуцкая Н. А., Манойленко М. А. Роль инвентаризации в бухгалтерском учете //Исследование путей совершенствования научно-технического потенциала общества в стратегическом периоде. – 2020. – С. 69-72.
- Коноплянник Т. М. Ресурсная теория в условиях цифровизации: инвентаризация как необходимый элемент контроля сохранности активов организации //Проблемы современной экономики. – 2021. – №. 1. – С. 82-85.