Система мировых судей г. Стерлитамак

Система мировых судей г. Стерлитамак

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

95

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (122), Июнь ‘23

Дата публикации 25.06.2023

Поделиться

в статье рассмотрено институт мировых судей в совокупности его системы города Стерлитамак. Разберём состав элементов системы мировых судей г. Стерлитамак. Производится акцент на проблематике данного вопроса.

Мировые суды, как часть судебной системы Российской Федерации, формируют единую систему судов, имеющих общие принципы и задачи по осуществлению правосудия. Реализация самостоятельной судебной власти является одним из основных критериев, отличающих мировой суд от других судебных учреждений, как:

  • первичная судебная;
  • инстанция;
  • ограниченная юрисдикция;
  • использование упрощенных государственных функций.

 

Отметить, что в Российской Федерации, мировой судья может исполнять свои полномочия не только самостоятельно, но и коллегиально с другими судьями[1].

В соответствии с теорией права установлено, что полномочия мировых судей включают в себя рассмотрение наименьшей тяжести гражданских, уголовных и частей административных дел. Оригинально институт мировых судей был создан с целью снижения нагрузки на городские и районные суды. Субъекты Российской Федерации, соблюдая установленные демографические и территориальные принципы, создают судебные участки, в пределах которых мировые судьи осуществляют свою деятельность. Именно эти участки являются составляющими системы мировых судей.

 

Исследуемая тема имеет ряд проблемных аспектов, требующих детального рассмотрения. Одной из ключевых и до настоящего времени не решенной остается проблема численности населения судебных участков и их территориального расположения. Основным фактором, влияющим на данную проблему, являются демографические.

особенности субъектов Российской Федерации, которые определяют неравномерную плотность населения в различных регионах страны.

В настоящее время, судебные участки создаются на основе расчета численности населения от пятнадцати тысяч до двадцати трех тысяч человек. Однако, данные показатели не всегда отображают реальную демографическую ситуацию в регионе, что может приводить к неэффективной работе судебной системы.

Система мировых судей города Стерлитамак, например, состоит из тринадцати участков, что может вызывать серьезные трудности в обеспечении равномерной защиты прав и интересов населения, особенно в условиях множества населенных пунктов различной численности. Поэтому, актуальным является рассмотрение возможных путей оптимизации судебной системы в целях достижения более эффективной работы в интересах граждан.

В судебной практике города Стерлитамак проявляются различные факторы, влияющие на нагрузку каждого конкретного судебного участка. Важным критерием является не только количество населения, но и социально-психологическое состояние населения, а также место расположения судебного участка. В соответствии с данными МВД, некоторые районы города являются благополучными, а другие - менее благополучными. Именно такой статус района влияет на нагрузку судей, вынуждающих служить на этом участке. Некоторые мировые судьи вынуждены работать на участке, где нагрузка на них в разы больше, чем на судей в других районах. Таким образом, главными факторами, влияющими на нагрузку судей города Стерлитамак, являются социально-психологическое состояние населения, место расположения судебного участка и восприятие населения понятия «судебная защита».

В целях решения проблемы перегруженности мировых судей предлагается создание единого государственного судебного органа - мирового суда, который будет освобождать судей от рутины, связанной с участием в работе мировых судебных участков. При этом, необходимо осуществить равномерное распределение поступающих дел между судьями. Реализация такого предложения обладает логикой, поскольку она позволит устранить правовые противоречия, связанные с организационной структурой института мировых судов в Российской Федерации.

 

Однако, для успешного внедрения данного подхода необходимо учитывать теоретические и методологические основы организационно-правового строительства мирового суда. Все системные изменения должны быть беспристрастными и базироваться на универсальных принципах. Особое внимание следует обратить на обязательное соблюдение конституционных прав граждан на получение справедливого и беспристрастного рассмотрения дел в мировом суде.

 

Ключевым моментом при переходе к систематическому внедрению мирового суда является разработка программы его реформирования. Она должна включать ряд мероприятий по оптимизации работы мировых судей, в том числе, упрощение процессов сбора доказательств и информации, улучшение методов принятия решений и эффективного использования информационных технологий. Такая программа также должна стимулировать повышение профессиональной компетенции судей и содействовать формированию новых подходов для обеспечения прав граждан на доступ к справедливому судебному спору.

 

Таким образом, создание единого мирового суда и равномерное распределение нагрузки на судей являются перспективным решением для решения проблем перегруженности мировых судов. Однако, важно учитывать не только практические, но и теоретические основы организации мирового судебного органа. Программа реформирования должна быть разработана на основе принципов справедливости и беспристрастности судебной власти и учитывать инновационные подходы в обеспечении доступа граждан к правосудию.

Вопрос о создании судебных участков мировых судей - дискуссионный и требует внимательного рассмотрения научным сообществом. Одним из наиболее ярких мнений в этом вопросе является мнение А.В. Тальяновой, в соответствии с которым, к численности населения региона, необходимо добавить показатель нагрузки на мировых судей. Такой подход поможет решить многие проблемы, связанные с организационным и процессуальным характером. Особо актуальной станет эта идея при замещении мировых судей в случае их временного отсутствия, вызванного больничным листом, отпуском или другими уважительными причинами.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 № 188- ФЗ (последняя редакция) 17 декабря 1998 года №188-ФЗ [Электронный ресурс] Консультант + / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21335/ (дата обращения: 20.06.2022)
  2. БорзовВ. М. Актуальные проблемы деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации // Москва 2017г.- С 428
  3. Омельченко А. И. Место мирового суда в судебной стеме Российской Федерации / А. И. Омельченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43575/ (дата обращения: 20.06.2022).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее