ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (145), Декабрь ‘23

Дата публикации 02.12.2023

Поделиться

В данной статье будет рассмотрено понятие инвентаризации в целом, понятие активов организации, а также их инвентаризация на современном предприятии.

Актуальность работы

При изучении бухгалтерского учёта нельзя пройти мимо инвентаризации, так как она является одной из самых важных составляющих учета и контроля на предприятии. Инвентаризация – это отдельный процесс, с помощью которого можно узнать и фактическом наличии имущества и обязательств. В соответствии с этим, исходя из названия статьи, речь пойдёт об инвентаризации активов предприятия, будут рассмотрены основные определения, а также будет изучена общая информация и Законодательство.

Инвентаризация активов – одна из самых частых и обширных видов, так как тут насчитывается огромное количество статей баланса, большое количество имущества и обязательств организации.

 

Анализ последних достижений

Бухгалтерский учёт менялся, многие экономисты, аудиторы и бухгалтеры участвовали в его анализе, я приведу список фамилий аудиторов и бухгалтеров, которые написали отличные статьи на похожие темы: Чапаева Т., Суслова Ю., Килина К., Бусыгина Ю. О., Зарицкий А. Е.

 

Изложение основного материала

Стоит начать с определения инвентаризации.

Инвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.

Теперь зная, что из себя представляет инвентаризация, стоит отметить, что такое «активы предприятия» и «инвентаризация активов предприятия. Знать определения этих терминов необходимо, для полного понимания темы и для точного изучения данной темы.

Итак, активы предприятия — это имущество, дебиторская задолженность и другие объекты, которые участвуют в создании дохода. Для того чтобы лучше понимать сам термин, приведём несколько примеров:

  1. запасы;
  2. сырьё; 
  3. материалы;
  4. дебиторская задолженность;
  5. акции и облигации других компаний.

Инвентаризация активов предприятия представляет собой сверку фактического наличия активов на счетах и в реальности. Соответственно, мы сверяем количество, наличие, стоимость и так далее.

 

В каких случаях необходимо проводить инвентаризацию активов предприятия?

  1. При ликвидации и реорганизации организации;
  2. Перед составлением годовой отчётности;
  3. При смене материально ответственного лица;
  4. При чрезвычайных ситуациях (например: наводнение, пожар или землетрясение);
  5. При выявленных случаях хищения и (или) порчи имущества организации.

 

Нормативные документы, регулирующие инвентаризацию на территории России и Ростовской области:

  1. Постановление Правительства РФ от 29.09.2002 N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в ред. от 16.04.2005);
  2. Федеральный закон от 06.12011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»;
  3. Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 106.1995 №49;
  4. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
  5. Положениями по ведению бухучета и отчетности, введеные приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н;
  6. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 №88 «Об утверждении форм первичной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

 

Унифицированные формы документов ИНВ, а также другая документация, которая понадобятся при заполнении итогов и результатов после проведения инвентаризации активов:

  1. Создание комиссии и приказа и проведении инвентаризации (ИНВ-22);
  2. Так как материально-ответственное лицо не входит в состав комиссии, от него необходимо получить расписку, в которой он сообщает о том, что всю необходимую документацию он предал в бухгалтерию.
  3. Для каждого вида инвентаризационных ценностей необходимо использовать определённые формы (ОС – ИНВ-1, товарно-материальные ценности – ИНВ-3);
  4. На основании инвентаризационных описей необходимо составить акт о результатах инвентаризации.
  5. При ситуации, в которой найдены расхождения в ходе сверки имущества, необходимо составить сличительную ведомость (ИНВ-18, ИНВ-19);
  6. При выявленных расхождениях найти виновных лиц, требовать с них объяснительной, после руководитель должен решить, как виновное лицо должно возмещать убыток, или какие санкции будут применены к виновному лицу.
  7. Обобщение всех результатов в «Ведомость учёта результатов инвентаризационной проверки» (ИНВ-26).

 

 

 

Заключение

Появление инвентаризации как отдельного структурированного объекта системы бухгалтерского учёта имеет огромное значение. С её помощью бухгалтерский, и даже налоговый учёт, становится точнее, улучшается контроль на предприятии за счёт того, что результаты инвентаризации могут повлиять на заработную плату материально-ответственного лица, лицо может получить различного вида санкции, вплоть до увольнения.

Также инвентаризация даст уверенность руководителю об его активах в организации, о правомерности ведения учёта, о правильности хранения объект, а также как минимум инвентаризация – это хороший способ сделать дисциплинированнее сотрудников.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»
  2. Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №49
  3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»
  4. Оформление инвентаризации: основные документы \\ «Актион» Кадры и HR, КАДРОВОЕ ДЕЛО
  5. Зубков В. Э. Проведение инвентаризации активов и обязательств
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary