Актуальность работы
При изучении бухгалтерского учёта нельзя пройти мимо инвентаризации, так как она является одной из самых важных составляющих учета и контроля на предприятии. Инвентаризация – это отдельный процесс, с помощью которого можно узнать и фактическом наличии имущества и обязательств. В соответствии с этим, исходя из названия статьи, речь пойдёт об инвентаризации активов предприятия, будут рассмотрены основные определения, а также будет изучена общая информация и Законодательство.
Инвентаризация активов – одна из самых частых и обширных видов, так как тут насчитывается огромное количество статей баланса, большое количество имущества и обязательств организации.
Анализ последних достижений
Бухгалтерский учёт менялся, многие экономисты, аудиторы и бухгалтеры участвовали в его анализе, я приведу список фамилий аудиторов и бухгалтеров, которые написали отличные статьи на похожие темы: Чапаева Т., Суслова Ю., Килина К., Бусыгина Ю. О., Зарицкий А. Е.
Изложение основного материала
Стоит начать с определения инвентаризации.
Инвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.
Теперь зная, что из себя представляет инвентаризация, стоит отметить, что такое «активы предприятия» и «инвентаризация активов предприятия. Знать определения этих терминов необходимо, для полного понимания темы и для точного изучения данной темы.
Итак, активы предприятия — это имущество, дебиторская задолженность и другие объекты, которые участвуют в создании дохода. Для того чтобы лучше понимать сам термин, приведём несколько примеров:
- запасы;
- сырьё;
- материалы;
- дебиторская задолженность;
- акции и облигации других компаний.
Инвентаризация активов предприятия представляет собой сверку фактического наличия активов на счетах и в реальности. Соответственно, мы сверяем количество, наличие, стоимость и так далее.
В каких случаях необходимо проводить инвентаризацию активов предприятия?
- При ликвидации и реорганизации организации;
- Перед составлением годовой отчётности;
- При смене материально ответственного лица;
- При чрезвычайных ситуациях (например: наводнение, пожар или землетрясение);
- При выявленных случаях хищения и (или) порчи имущества организации.
Нормативные документы, регулирующие инвентаризацию на территории России и Ростовской области:
- Постановление Правительства РФ от 29.09.2002 N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в ред. от 16.04.2005);
- Федеральный закон от 06.12011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»;
- Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 106.1995 №49;
- ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
- Положениями по ведению бухучета и отчетности, введеные приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н;
- Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 №88 «Об утверждении форм первичной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
Унифицированные формы документов ИНВ, а также другая документация, которая понадобятся при заполнении итогов и результатов после проведения инвентаризации активов:
- Создание комиссии и приказа и проведении инвентаризации (ИНВ-22);
- Так как материально-ответственное лицо не входит в состав комиссии, от него необходимо получить расписку, в которой он сообщает о том, что всю необходимую документацию он предал в бухгалтерию.
- Для каждого вида инвентаризационных ценностей необходимо использовать определённые формы (ОС – ИНВ-1, товарно-материальные ценности – ИНВ-3);
- На основании инвентаризационных описей необходимо составить акт о результатах инвентаризации.
- При ситуации, в которой найдены расхождения в ходе сверки имущества, необходимо составить сличительную ведомость (ИНВ-18, ИНВ-19);
- При выявленных расхождениях найти виновных лиц, требовать с них объяснительной, после руководитель должен решить, как виновное лицо должно возмещать убыток, или какие санкции будут применены к виновному лицу.
- Обобщение всех результатов в «Ведомость учёта результатов инвентаризационной проверки» (ИНВ-26).
Заключение
Появление инвентаризации как отдельного структурированного объекта системы бухгалтерского учёта имеет огромное значение. С её помощью бухгалтерский, и даже налоговый учёт, становится точнее, улучшается контроль на предприятии за счёт того, что результаты инвентаризации могут повлиять на заработную плату материально-ответственного лица, лицо может получить различного вида санкции, вплоть до увольнения.
Также инвентаризация даст уверенность руководителю об его активах в организации, о правомерности ведения учёта, о правильности хранения объект, а также как минимум инвентаризация – это хороший способ сделать дисциплинированнее сотрудников.
Список литературы
- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»
- Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №49
- ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»
- Оформление инвентаризации: основные документы \\ «Актион» Кадры и HR, КАДРОВОЕ ДЕЛО
- Зубков В. Э. Проведение инвентаризации активов и обязательств