Инвентаризация как метод налогового контроля

Инвентаризация как метод налогового контроля

В данной статье раскрывается сущность инвентаризации как одного из важнейших методов осуществления налогового контроля сотрудниками налоговых инспекций при проведении выездных проверок. рассматривается назначение института инвентаризации, а также его роль в деятельности органов налогообложения в соответствии с нормами российского законодательства. выделяются проблемы организации инвентаризации и предлагаются меры по их устранению.

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (91), Ноябрь ‘22

Дата публикации 13.11.2022

Поделиться

Рассматриваемая тема является актуальной, так как в связи со сложными процессами, происходящими в системе социально-экономических отношений в Российской Федерации на современном этапе, нужно сохранять все хозяйственные ресурсы, рационально и экономично их использовать, предотвращая неэффективное расходование сырья, топлива или иных ценностей материального содержания. Как показывает практика, одним из самых важных и эффективных инструментов для контроля за сохранением средств считается инвентаризация. В ходе этой инвентаризации есть возможность установить сохранность всех ценностей, а также сравнить фактическое их присутствие с теми данными, которые находятся в составе бухгалтерского учета.

Значимость инвентаризации в ходе осуществления хозяйственной деятельности предприятия высока, поскольку с ее помощью можно уточнять все необходимые параметры бухгалтерского учета и анализировать последующий контроль за сохранением имущественного комплекса предприятия на открытом рынке.

Немаловажным этапом для подготовки к успешной сдаче бухгалтерской отчетности контрольно-надзорным органам является качественное и своевременное проведение инвентаризации. Инвентаризация распространяется на товарно-материальные ценности, основные средства, имущественный комплекс, денежные ресурсы и другие финансовые активы компании.

Учитывая этот тезис, необходимо установить сущность инвентаризации, сроки ее проведения, определить имущественные ценности, которые попадают под эту процедуру. Подробная информация о проведении инвентаризации находится в составе Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в «Методических рекомендациях по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности предприятия».

Представители научного сообщества и практикующие бухгалтера по-разному дают характеристику категории «инвентаризация». Представим несколько из них (таблица 1).

Таблица 1 – Подходы к определению термина «инвентаризация»

Автор

Характеристика

В. Д. Боброва 

Инвентаризация предполагает проверку на периодической основе общего состояния описей, которые свидетельствуют о положении материальных ресурсов, расчетов и различных видов денежных средств [1, с.98].

А. С. Гавриленко 

Инвентаризация является важным и уникальным приемом, с помощью которого можно приобрести точный набор информационных данных о присутствии имущественного комплекса предприятия, получая в итоге ориентировочный результат о положении и состоянии. Под инвентаризацию попадает имущественный комплекс любого клиента, а также все финансовые ресурсы и обязательства. [2, с.86].

Благодаря применению процедуры инвентаризации есть возможность проверить верность всех информационных данных, находящихся в составе материальных и денежных средств, а также выявить ошибки, и принять к учету все эти объекты, которые ранее не были под контролем. Как показывает практика, в некоторых отдельных случаях инвентаризация распространяется не на каждый объект и не все имущественные ценности попадают под этот механизм.

Основными задачами инвентаризации можно назвать следующие:

  1. Выявление фактического присутствия разнообразных ресурсов хозяйственного уровня.
  2. Проведение комплексного контроля и оценки сохранности основных средств, материальных ценностей и денежных ресурсов на базе сопоставления их фактического присутствия с теми данными, которые имеются в бухгалтерском учете.
  3. Выделение сверх нормативных и не применяемых материальных ценностей для того, чтобы их в дальнейшем реализовать.

Как известно, одним из самых распространенных и часто встречающихся методов налогового контроля является инвентаризация. Характеристика налогового контроля раскрывается в статье 82 Налогового кодекса Российской Федерации. Все основные контрольные мероприятия по налоговому контролю разделяются на две крупные группы: предусмотренные нормами Налогового кодекса; прочие виды контроля.

Целями организации инвентаризации в качестве метода налогового контроля можно назвать следующие:

  1. Определение фактического присутствия всего имущества и тех неучтенных объектов, которые попадают под процедуру налогообложения.
  2. Сопоставление фактического присутствия имущества с теми данными, которые имеются в составе бухгалтерского учета.
  3. Проведение проверки полноты отражения в бухгалтерском учете различных обязательств [3, с.336].

Основными участниками рыночных отношений, которые участвуют в проведении инвентаризации имущества, являются индивидуальные предприниматели и юридические лица. Например, в составе инвентаризации имущества налогоплательщика могут быть следующие позиции:

  1. Инвентаризация основных средств и нематериальных активов.
  2. Инвентаризация финансовых вложений и производственных запасов.
  3. Инвентаризация незавершенного производства, а также расходов будущих периодов.
  4. Инвентаризация прочих видов имущества в зависимости от особенностей деятельности предприятия.

В процессе осуществления инвентаризации налогоплательщика нужно составлять специальные описи в двух экземплярах. Иногда их называют актами инвентаризации имущества налогоплательщика. Для оформления результатов инвентаризации можно использовать несколько основополагающих документов:

  1. Опись основных средств и товарно-материальных ценностей.
  2. Опись товарно-материальных ценностей, которые были приняты на ответственное хранение.
  3. Акт инвентаризации товаров и материалов, которые на данный момент находятся в пути.
  4. Акт по инвентаризации наличности в кассе.

Важно отметить, что в отечественном законодательстве нет административной или уголовной ответственности за отсутствие фактов проведенной инвентаризации имущества, что является значимым упущением законодателя и приводит к различным правонарушениям со стороны недобросовестных предпринимателей. Но, за некоторые виды нарушений имеется ответственность:

  1. Ответственность в соответствии со статьей 19.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положена за воспрепятствование доступа должностных лиц налогового органа, который проводит проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица для инвентаризации.
  2. Ответственность, согласно статье 120 Налогового кодекса, имеется при нарушении правил организации учета доходов и расходов, а также различных объектов налогообложения.
  3. Законодатель выдвигает ответственность в соответствии со статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за грубое нарушение требований к ведению бухгалтерской и финансовой отчетности.

В качестве рекомендации следует отметить, что по мнению автора, в перспективе нужно ужесточать наказание за отказ в проведении инвентаризации. Предпринимателям следует отчитываться в налоговую инспекцию о ежегодном проведении инвентаризации, направляя акты и отчеты по этому вопросу. Благодаря таким действиям появится возможность снизить количество выездных налоговых проверок.

Подводя итоги следует сделать вывод о том, что инвентаризацию можно называть фактическим способом организации налогового контроля. Осуществляют инвентаризацию сотрудники налоговой инспекции при проведении выездной проверки. Несмотря на тот факт, что инвентаризация имущества является достаточно сложным процессом, с помощью этих действий появляется шанс эффективно проконтролировать работу хозяйствующего субъекта.

Список литературы

  1. Боброва В. Д. Институт налогового контроля: проблемы и перспективы правового регулирования //Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий. – 2021. – С. 97-99.
  2. Гавриленко А. С. Инвентаризация бюджетных организаций //Инновационная наука. – 2021. – №. 6. – С. 86-87.
  3. Карабут К. Е. Инвентаризация как метод налогового контроля //Научные исследования XXI века. – 2021. – №. 1. – С. 335-339.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary