Детерминанты коррупционной преступности

Детерминанты коррупционной преступности

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

11

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (146), декабрь ‘23

Дата публикации 09.12.2023

Поделиться

В статье рассматриваются причины и условия, способствующие совершению коррупционных преступлений. Понимание детерминантов коррупционной преступности – ключевой момент в разработке эффективных стратегий противодействию этому негативному явлению.

Длительное время продолжается рост преступлений, совершенных в экономической сфере. Коррупционная преступность является следствием коррупции, как негативного явления. Для этого очень важно вычислить и изучить причины такого явления, предотвратить и искоренить вовсе.

В интервью газете «Коммерсантъ» глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин сообщил, что за девять месяцев 2023 года перед судом предстало почти 9 тыс. обвиняемых в коррупции. При этом самым распространённым валяется - взяточничество. При этом 40% обвиняемых в коррупции совершили преступления в правоохранительной сфере. Всего в суды с начала года поступило 7949 уголовных дел о коррупции в отношении 8898 лиц. В этот показатель входит 5353 (67%) дел о взяточничестве и 1021 (13%) дел о мошенничестве. По мнению Александра Бастрыкина, для оперативного ареста имущества обвиняемых в коррупции необходимо внести изменения в перечень преступлений, закрепленных в ст. 104.1 УК РФ (конфискация имущества) [1].

Коррупция подрывает экономическое развитие, разрушает доверие со стороны граждан к государству, ослабляет общественный порядок, способствует росту преступности и другим негативным угрозам. Коррупция в переводе с латыни означает подкуп, взятка. В Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дается максимально четкое определение: «коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а
также
совершение указанных выше деяний в отношении юридических лиц» [2].

Кудрявцев В.Н. определяет коррупцию как – «использование лицами, непосредственно осуществляющими государственные функции, государственными и муниципальными служащими, иными лицами, выполняющими публичные функции, лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, в том числе в государственных корпорациях и на государственных предприятиях, в международных организациях, лицами, зарегистрированными в качестве кандидатов (претендентов) на выборные должности юридическими лицами своего статуса (организационно правового статуса) для незаконного получения каких- либо благ (имущества, прав на него, услуг, преференций или льгот, в том числе неимущественного характера), а также незаконное предоставление последним таких благ физическими или юридическими лицами»[3].
Коррупция исторична, она развивалась параллельно с развитием государств, сопровождала ход истории. В современные общества вышла на высокие позиции актуальности. В последние годы Россия пережила ряд экономических потрясений, повышенный уровень смертности в период короновирусной инфекции, демографические изменения, политические обострения, культурные и нравственные спады. То какая обстановка в государстве, то как оно готово противостоять появлению такого негативного явления как коррупция, в той или иной мере будет влияет на её динамику.  Преступное поведение порождает деформацию общества. 
Криминогенные факторы преступлений коррупционной направленности делят на шесть групп: политические, экономические, социально - психологические, кадровые, правовые и организационные.
Мы, как студенты, хотим выделять ряд всеохватывающих причин и условий, способствующих развитию коррупционной преступности.
  1. Слабые взаимодействия государства и институтами гражданского общества.
Необходимо уравновесить государство и институты гражданского общества, установить тесное взаимодействие, обмен идеями, повысить осведомлённость общества. На постоянной основе повышать конструктивную индивидуальную гражданскую инициативу. Прогрессировать в становлении демократического общества, предостерегать социальные конфликты. Чем раньше начнётся объединения усилий, тем быстрее такая проблема как коррупция будет искоренена. 
  1. Низкий уровень образования

Образование играет ключевую роль в формировании ценностей и этических стандартов. В обществах с низким уровнем образования, где отсутствует осознанность и понимание вреда коррупции, риск ее распространения значительно выше. Необходимо прививать детям негативное отношение к коррупции. Искоренять кумовство.

В Австралии индекс восприятия коррупции - семьдесят семь. Для этой страны характерно развитая система противодействия коррупции. Действия чиновников старого контролируются Национальными комиссиями. Каждый может подать жалобу. 
В Канаде действует с 1985 года Ценностный этический кодекс государственного служащего. Кодекс чётко регламентирует правила поведения чиновников в противоречивых, конфликтных ситуациях. Взяточничество равно государственная измена.   
В Норвегии граждане очень активно участвуют в противодействии, относятся как к угрозе и ущемлению прав человека.
Сингапур – лишил чиновников неприкосновенности. Проверка банковских счётов, конфискация незаконных доходов. Так же у чиновников настолько высокая зарплата, что нет необходимости прибегать к коррумпированным схемам.  
  1. Монополия чиновников.
Чем выше уровень экономического благополучия, тем меньше склонность чиновников прибегать к незаконным методам получения прибыли путем взяток, тем строже антикоррупционные меры и тем сильнее гражданское общество.
  1. Экономическая неравенство и бедность.

Бедность и неравенство могут вынудить людей прибегать к коррупционным практикам в поиске выживания. Экономические трудности и отсутствие возможностей для социальной мобильности могут поддерживать цикл коррупции.

  1. Отсутствие прозрачности в управлении.

Недостаток прозрачности в государственных и корпоративных структурах способствует развитию коррупции. Открытость в принятии решений и осуществлении финансовых операций является неотъемлемым элементом предотвращения коррупции.

6. Политическая нестабильность и недемократические практики.

Нестабильность в политике и отсутствие демократических институтов могут стимулировать коррупцию. Ответственность и прозрачность в политических процессах снижают вероятность злоупотребления властью.

7. Культурные факторы.

Культурные особенности, такие как традиционное отношение к власти и допуск к подкупу, могут поддерживать коррупцию. Изменение культурных стереотипов и формирование общественного осуждения коррупции играют важную роль в ее преодолении.

8. Международные факторы.

Глобальные экономические связи и международные финансовые потоки также могут влиять на уровень коррупции. Сотрудничество между странами для борьбы с международной коррупцией становится все более важным.

9. Коллизии правовых норм.

Например, если в Гражданском Кодексе РФ запрещаются подарки, стоимость которых превышает трёх тысяч рублей, то Уголовный Кодекс РФ запрещает любимые подобные подарки, они считаются взяткой. Сама процедура привлечения должностных лиц к уголовной ответственности крайне сложна.

Борьба с коррупцией и преступностью требует комплексного подхода и включает в себя различные меры на разных уровнях общества. Вот несколько предложений:

  • Технологические решения:

Электронное правительство: внедрение технологии, чтобы уменьшить человеческое воздействие в административных процессах, что снизит вероятность коррупции.

Цифровые системы мониторинга: Использование технологий для отслеживания и регистрации публичных транзакций и деятельности государственных органов.

  • Финансовые меры:

Прозрачность финансов: повысить уровень открытости в бюджетном процессе и государственных закупках, чтобы уменьшить возможности для финансовых злоупотреблений.

Система поощрений: ввести механизмы поощрения государственных служащих, чтобы стимулировать неприятие коррупции.

  • Активное участие граждан:

Общественный контроль: поддерживать и развивать организацию гражданского общества, которое может выполнять роль наблюдателей и повышать ответственность властей. Больше каналов сообщений о случаях коррупции.

 Что касается «территориальной» коррупции. Для эффективного противодействия коррупционной преступности необходимо анализировать состояние в регионах. Для каждого отдельного региона существует ряд индивидуальных криминогенных факторов. А.Г. Аванесов отмечает, что «оценка факторов, влияющих на преступность, представляет собой наиболее сложный раздел криминологических исследований. Вряд ли в настоящее время кто-либо из криминологов может точно определить даже число этих факторов. Еще более трудно определить степень воздействия отдельных факторов на преступность» [4].

Борьба с коррупцией требует комплексного подхода, охватывающего различные сферы общества. Эффективные меры включают в себя создание прозрачных законов, укрепление институтов, социокультурные и экономические реформы. Однако ключевым фактором является активное участие граждан и их готовность отстаивать честность и принципы законности.

Борьба с коррупцией – это долгосрочный процесс, требующий не только изменений в структуре власти, но и изменения в общественном сознании. Только совместные усилия государства и общества позволят добиться значительных результатов в создании более честного и справедливого мира.

Список литературы

  1. Бастрыкин А. 40% коррупционных преступлений связаны с правоохранительной сферой. – Текст: электронный // Российская газета «Коммерсантъ» [сайт]/ - 8.12.2023 год. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/6382430 (дата обращения 8.12.23).
  2. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 No 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. No 52 (ч. 1). Ст. 6228.
  3. Кудрявцев В.Н. Криминология / Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. – 5. — Москва: НОРМА, 2022. — 799 c. - С. 382.
  4. Аванесов Г.А. Теория и методология криминологического прогнозирования. М., 1972. С. 207.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее