Правовое регулирование порядка выявления конфликта интересов на государственной гражданской службе является важнейшим элементом борьбы с коррупцией, необходимым условием нормального функционирования служебных взаимоотношений.
Порядок выявления конфликта интересов состоит из трех ключевых элементов. Эти элементы получили нормативное закрепление в ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1].
Первым элементом является предотвращение, которое представляет собой систему установленных законом ограничений, запретов и иных мероприятий, направленных на недопущение появления конфликта интересов. Для предотвращения такого конфликта федеральный закон № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» возлагает на должностное лицо обязательство предпринимать необходимые меры, используя предоставленные полномочия, чтобы исключить любые предпосылки для возникновения конфликта интересов [2].
Преодоление конфликта интересов в рамках данного процесса осуществляется разнообразными методами, имеющими отношение к установлению антикоррупционных ограничений запретительных мер. К примеру, вводятся ограничения относительно принятия подарков, занятия дополнительной оплачиваемой деятельностью, владения акциями и иными ценными бумагами и прочими активами. Вследствие этого обязательным компонентом системы предупреждения конфликта интересов выступает эффективный контроль за материальным положением гражданского служащего.
Здесь также важно отметить второй аспект механизма разрешения конфликта интересов — непосредственно сам процесс выявления. Это комплекс действий, направленный на оперативное получение и тщательную оценку сведений о частных интересах. Осуществление этой задачи напрямую связано с декларированием гражданским служащим своих доходов. Здесь следует упомянуть ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которая обязывает гражданского служащего не просто предоставить сведения «о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», но и указать аналогичные показатели в отношении своего супруги (супруга) и несовершеннолетних детей [3].
Кроме упомянутого федерального закона, существует значительный объем подзаконных нормативных документов, регулирующих конкретные аспекты рассматриваемого вопроса. В качестве примера следует упомянуть Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2013 г. № 207 «Об утверждении Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности», которое определяет различные способы выявления потенциального конфликта интересов, включая проведение беседы с лицом, претендующим на должность либо уже занимающим её, изучение представленной информации о доходах, имуществе и финансовых обязательствах, а также получение соответствующих разъяснений по поданным документам и материалам [4]. Анализ постановления показывает, что уже на стадии участия в конкурсе на занятие свободной должности государственный служащий должен внимательно изучить все требования законодательства, касающиеся данной позиции, во избежание возможных ситуаций конфликта интересов.
Изучение действующего законодательства позволяет сделать вывод, что главной обязанностью гражданского служащего при возникновении ситуации, способной привести к конфликту интересов, является информирование работодателя о таком риске. Предполагаемые действия направлены на предупреждение или устранение конфликта интересов.
Третьим элементом является урегулирование, которое заключается в разрешении возникшего конфликта путем ограничения роли гражданского служащего в процессе принятия решений, затрагивающих его личные интересы. Механизм урегулирования предполагает принятие работодателем мер, позволяющих устранить вероятность конфликта. Основные методы включают изменение должностного статуса заинтересованного лица, отказ самого гражданина от выгод, ставших источником конфликта, а наиболее распространенной практикой является применение процедуры отвода или самоотвода указанного лица.
Все три элемента тесно взаимосвязаны и имеют четкий алгоритм действий в случае возникновения конфликта интересов. Во всех государственных органах имеются памятки для своих сотрудников, которые описывают порядок действий в случае возникновения такого конфликта.
Как следует из анализа нормативных правовых актов, регулирующих порядок выявления конфликта интересов, заключительным этапом в преодолении конфликта является принятие гражданским служащим иего непосредственным руководителем мер по недопущению возникновения конфликта интересов.
Приведенный выше порядок выявления и устранения конфликта интересов не является универсальным и определяется особенностями конкретной ситуации. Так, например, сам гражданский служащий имеет право подать заявление о самоотводе или добровольно отказаться от личной выгоды, предприняв таким образом действия, исключающие возникновение конфликта интересов.
Предупреждение и разрешение конфликта интересов служит важным инструментом противодействия коррупции и способствует эффективной работе государственных служащих. Однако предложенная система обладает определенными пробелами, нуждающимися в дальнейшем совершенствовании.
- Недостаточная детализация правил: законы и подзаконные акты недостаточно детально регламентируют критерии оценки риска возникновения конфликта интересов. Отсутствие ясных критериев усложняет идентификацию потенциально опасных ситуаций и делает процедуру оповещения необъективной.
- Ограниченность механизмов контроля: практика свидетельствует о недостаточной эффективности ведомственных комиссий по вопросам конфликта интересов. Члены комиссий не обладают достаточными полномочиями для всестороннего расследования обстоятельств дела и вынесения объективных рекомендаций. Нередко члены комиссий оказываются зависимыми от руководства ведомства, что снижает доверие к результатам их деятельности.
- Несовершенство системы отчетности: отчетность о доходе, расходах и имущественном положении гражданского служащего является обязательной процедурой. Однако установленные формы отчетов недостаточно удобны и понятны для заполнения. Часто сотрудники сталкиваются с трудностями при подаче достоверной информации о финансовом состоянии своей семьи, что создает почву для ошибок и манипуляций.
- Информационная закрытость: недостаточное распространение информации о реальных ситуациях конфликта интересов приводит к отсутствию наглядных примеров для молодых специалистов. Практические рекомендации по предупреждению нарушений отсутствуют, а сама процедура уведомления воспринимается многими сотрудниками как формальность.
Стоит также отметить, что основная сложность проявляется тогда, когда государственные органы применяют стандартные регламенты, игнорируя особенности отдельных ведомств. Типовые нормы зачастую содержат лишь общую схему поведения, не детализируя конкретные действия сторон конфликта интересов, включая комиссии, которые обязаны анализировать ситуацию и принимать соответствующие решения. Очевидно, что за идентичные нарушения применяют одинаковые меры наказания, что лишает возможности индивидуализировать степень ответственности каждого участника конфликта интересов в зависимости от его особенностей. Например, один гражданский служащий получит неполное служебное соответствие за второй год подряд не в полном объеме предоставленные сведения о своих доходах, а другой – за то, что систематически устраивал своих родственников на работу в государственные органы и скрыл факт сдачи квартиры в аренду, как было указано в примере выше. Поэтому объективно необходимым является более детальное закрепление видов наказаний гражданских служащих, в зависимости от степени злоупотребления в конкретном конфликте интересов.
Среди прочих проблем, требующих правового регулирования для улучшения процедур выявления и устранения конфликта интересов, стоит выделить необходимость повышения информационной прозрачности. Законодательство о защите персональных данных допускает публикацию обезличенных сведений о фактах выявления и разрешения конфликтов интересов, без раскрытия конкретных фамилий, должностей и учреждений. Такие обобщенные данные могли бы служить полезным руководством для новых сотрудников государственной службы, поскольку нередко именно начинающие специалисты не осознают последствий определенных поступков, которые могут повлечь нарушение закона.
Вариантом профилактики конфликта интересов на государственной гражданской службе может стать ежегодное уведомление гражданских служащих о вариантах конфликтов интересов, в том числе обязательное знакомство с детально разработанными практическими пособиями, под роспись. Это позволит при выявлении конфликта интересов аргументировано назначать соответствующее наказание. При всем при этом, безусловно, необходимо соблюдать баланс интересов, чтобы все участники возможного конфликта были одинаково защищены законодательно.
Таким образом, несмотря на наличие развитой правовой базы, практика выявления и урегулирования конфликта интересов нуждается в доработке. Решение указанных проблем требует комплексного подхода, включающего внесение изменений в действующее законодательство, повышение квалификации работников и усиление общественного контроля над процессом. Только благодаря систематической работе можно создать эффективную систему защиты публичных интересов от угроз частного влияния.
Список литературы
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изм. от 8 августа 2024 г. № 232-ФЗ). URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 23.01.2025)
- Степаненко Д. Предотвращение, выявление и урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе. URL: https://consultantkhv.ru/periodika/gazeta-vernoe-reshenie/vypusk-09-23-09-19/predotvrashchenie-vyyavlenie-i-uregulirovanie-konflikta-interesov-na-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sl/?ysclid=m6t9otrd56442337083 (дата обращения: 21.01.2025)
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изм. от 8 августа 2024 г. № 232-ФЗ). URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 23.01.2025)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2013 г. № 207 «Об утверждении Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности». URL: http://government.ru/docs/all/86488/ (дата обращения: 21.01.2025)