В современной динамичной социально-экономической ситуации очень изменчив рынок труда и образования. Человеку необходимо уметь быстро ориентироваться в изменяющихся условиях и постоянно выбирать из множества альтернатив наиболее подходящее именно ему. Умение выбирать, выбирать осознанно - одно из ключевых умений современного человека.
Вопрос профессионального самоопределения и становления личности актуален на протяжении всей жизни, но особенно важное значение приобретает в старшем школьном возрасте, когда начинается формирование жизненного плана и пути. Этому способствует целый ряд психологических особенностей старшеклассников, среди которых:
- Переосмысление ценностей. Школьник начинает задумываться о выборе своего дальнейшего жизненного и профессионального пути.
- Совершенствование познавательных процессов. В частности, развитие абстрактно-логического мышления, усложнение понятийного мышления, большая устойчивость внимания и усовершенствование мнестических способностей.
- Развитие волевой сферы. У старшеклассников развиваются такие качества, как целеустремлённость, терпеливость в достижении цели и решении задач.
- Проявление самокритичности. Она помогает им более строго и объективно контролировать своё поведение.
Из года в год тематика профессионального самоопределения становится все более популярной для исследований как в России, так и за рубежом. Меняется вектор развития общества, появляются новые профессии, что предполагает развитие представлений об актуальных профессиях и их содержании, требуемых навыках, качествах, умениях и способностях.
Актуальность выбранной тематики также связана с широкими возможностями профессионального выбора и неоднозначностью профессиональных и ценностных ориентиров общества. В сложившихся условиях возрастает роль внутренних факторов профессионального выбора. Но зачастую для профессионального самоопределения используют методики без учета глубинного и комплексного анализа детерминант профессионального самоопределения учащегося.
В Постановлении Правительства РФ от 27.08.1996 №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации» сказано, что в процессе профессионального самоопределения личности необходимо оказывать психологическую поддержку. В данном случае: «Психологическая поддержка – система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры» [1, с.2].
Большой вклад в исследовании вопроса профессионального самоопределения внесли отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Д. А. Леонтьев [5], Н. С. Пряжников [6], Е.А. Климов [4], А.Е. Голомшток [2] и др.
Профессиональное самоопределение как понятие является сложным, многоаспектным. В научном контексте это продуктивный подход междисциплинарного характера. При этом последнее и объясняет факт того, что пока нет единого подхода к определению сути и содержания исследуемого понятия.
Выделяют следующие основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение»:
- профессиональное самоопределение как ситуация выбора;
- профессиональное самоопределение как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности, в ходе которого появляются личностные новообразования;
- профессиональное самоопределение как процесс согласования личностных и социально-профессиональных потребностей, который осуществляется в образовательной деятельности и профессиональной подготовке;
- профессиональное самоопределение как целостное свойство личности, готовность или комплекс свойств [3], [4], [5].
Для осуществления осознанного выбора в конкретной профессиональной области необходимо иметь комплекс ведущих мотивов: понимание своих преимуществ и ограничений, осознание потребностей, объективную оценку перспектив саморазвития, проектирование траектории развития в избранном направлении.
Важнейшей детерминантой профессионального самоопределения личности является свойственная ей система ценностных ориентаций. На сформированность у личности некоторых ценностных ориентаций, касающихся профессиональной сферы, как основы любого профессионального выбора личности.
Важно учитывать, что ценностные ориентации личности включают в себя смысловые и динамические характеристики. Как смысловая характеристика субъекта профессионального самоопределения они отражают его идеальные представления, лишь частично соответствуя реальному профессиональному выбору и интересам; их динамическая характеристика отражает деятельностные возможности человека.
Соответственно, выбор профессиональной деятельности может осуществляться в соответствии с ценностными ориентациями, если они, по представлению человека, адекватны его реальным или потенциальным возможностям.
В.В. Гулякина в качестве детерминантов, определяющих профессиональное самоопределение, назвала, в основном, субъективные факторы – «ценностные ориентации личности, возможности ее здоровья, систему имеющихся представлений о себе и о профессии, отношение к профессии и людям соответствующей профессии» [3, с. 338].
Выбор профессии молодым человеком относится к разряду так называемых пунктуальных решений, и ошибки, допускаемые в профессиональном самоопределении, дорого обходятся и обществу, и молодым людям. Именно поэтому так велика роль педагогов и психологов, родителей в формировании и коррекции профессиональных планов молодёжи. Важная роль отводится комплексной профориентационной работе в системе взаимодействия учащийся – родитель – учитель – педагог-психолог.
Таким образом, проведенный анализ психологических, педагогических и социологических работ показал, что самоопределение, включая его важнейшую для старшего школьного возраста форму – профессиональное самоопределение, играет важнейшую роль в жизнедеятельности человека. Отражая индивидуально-психологические особенности субъекта профессионального выбора и социальные особенности окружающей реальности, профессиональное самоопределение реализуется под влиянием экзо- и эндогенных факторов.
Список литературы
- Постановление Правительства РФ от 27.08.1996 №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации». – URL: http://base.garant.ru/136694/ (дата обращения: 09.04.2024)
- Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника / А.Е. Голомшток. - М.: Педагогика, 1979. - 203 с.
- Гулякина, В.В. Особенности личностного самоопределения студентов / В.В. Гулякина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. - №4 (60). - С. 338-342
- Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 350 с.
- Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С. 57-66
- Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. - М.: МГППИ, 1999. - 97 с.