На современном этапе развития коррупционные проявления охватывают различные сферы жизнедеятельности общества, в том числе и функционирование органов государственной власти. Согласно исследованию Е.В. Красниковой уголовно-исполнительная система является ключевым институтом в системе органов власти государства и основополагающим социально-правовым элементом государственной политики в сфере противодействия преступности [1]. Эффективность функционирования данного элемента во многом зависит от экономических процессов, политических изменений в стране, трансформации социальной сферы жизнедеятельности общества. Именно под этими процессами во многом зависит и развитие уголовной исполнительной системы Российской Федерации. Исходя из этого, уголовно-исполнительная система также подвержена коррупции.
Выявление различных видов коррупционных преступлений имеет особое практическое значение, поскольку требуется индивидуальный профилактический подход к каждому виду, а эффективность предупреждения и прогнозирования также зависит от разновидности коррупционных проявлений. Несмотря на то, что имеются универсальные и общие меры противодействия коррупции, требуются конкретные направления в отдельных сферах проявления коррупции.
В настоящее время в криминалистической и юридической литературе коррупция подразделяется на виды по различным основаниям. Так, в зависимости от субъектов, совершающих коррупционные преступления её можно подразделить на коррупцию в органах государственной власти, в частном секторе, в политической системе; по уровням проявления коррупционных преступлений - низовую, верхушечную, вертикальную; в зависимости от степени опасности совершенного противозаконного деяния – коррупционное преступление или правонарушение, проступок; по территориальному охвату - региональную, национальную, межнациональную; по объекту воздействия – в органах различных ветвей власти, органах местного самоуправления, органах власти регионов, в коммерческих и некоммерческих структурах и так далее.
Среди должностных лиц Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации коррупционные преступления могут классифицироваться по различным основаниям
– в зависимости от субъектов, можно выделить следующие коррупционные проявления: преступления, совершённые должностными лицами специализированных и не специализированных органов; преступления, совершённые должностными лицами пенитенциарных учреждений; прочих государственных учреждений, непосредственно связанных с реализацией функций исполнения наказания, а также негосударственными органами, исполняющими уголовное наказание.
– в зависимости от функций учреждения, исполняющих уголовное наказание можно выделить следующие подвиды: коррупционные преступления, которые непосредственно сопряжены с механизмом исполнения уголовных наказаний; коррупционные преступления в связи с прочей деятельностью, осуществляемой в УФСИН РФ [2].
Коррупционные преступления, связанные с исполнением уголовных наказаний в свою очередь могут быть подразделены на преступления, совершённые в условиях исполнения наказания, связанного с лишением свободы., и исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы.
Рассмотрим наиболее подробно отдельные коррупционные преступления, совершаемые должностными лицами УФСИН РФ.
В первую очередь можно назвать преступление, уголовное наказание за которое предусмотрено ст. 258 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». Данный вид преступления сопряжён как правило с нарушениями штрафно-финансовые дисциплины, хищениями и недостатками различных материальных ценностей, нецелевым расходованием финансовых средств, использованием по не назначению имущества исправительного учреждения-транспортных средств, гаражей, а также использованием труда сотрудников учреждения или самих осужденных, незаконным обогащением за счёт имущества, которое находится на балансе исправительного учреждения и так далее. В результате такого преступления наносятся различные формы ущерба, в частности нанесение материального ущерба государству, нарушение основных конституционных прав и свобод личности, причинение вреда интересам государства или исправительного учреждения, что может быть выражено в падении авторитета уголовно-исполнительной системы и органов государственной власти в целом.
Среди основных должностных преступлений, совершаемых должностными лицами исправительных учреждений наибольшую долю составляет взяточничество. Именно проблема взяточничества является наиболее актуальной проблемой в настоящее время в сфере исполнения наказаний. Важно обозначить, что взятка является высоко латентным преступлением и охватывает два самостоятельных состава – получение взятки, уголовная ответственность за которое предусмотрено уголовное наказание ст. 290 УК РФ и дачу взятки – статья 291 УК РФ. Данные виды преступлений тесным образом соприкасаются, каждое из этих преступных посягательств в качестве оконченных деяний не может быть совершено само по себе, вне связи с другим преступлением.
Проблема взяточничества среди должностных лиц исправительных учреждений чрезвычайно велика. Это связано с тем, что взяточничество способствует нарушению установленного порядка функционирования исправительного учреждения, подрывает основы дисциплины в учреждении, подрывает эффективность надзора, а также воспитательную работу среди осужденных. Помимо этого, взяточничество деформирует правосознание должностных лиц, способствует нарушению предписаний законодательства и требований к служебному поведению, а также грубо попирает интересы государственной службы в целом. Исходя из этого, взяточничество существенно искажает государственную политику в сфере исполнения наказания и восстановления основных прав и свобод личности, пострадавших от преступлений и является отдельным негативным механизмом обогащения отдельных должностных пенитенциарных учреждений.
Взятку сотрудники пенитенциарных учреждений получают в обмен совершения обратного действия, выгодного для осужденного: улучшение условий отбывания наказания, снятие штрафных санкций, передача запрещенных обороту предметов на территории учреждения и т.д. [3].
Следующим видом коррупционного преступления является служебный подлог – ст. 292 УК РФ.
Служебный подлог, который производят сотрудники исправительных учреждений, представляет собой одну из форм нарушения их полномочий. Он заключается в том, что они вносят заведомо ложные сведения или изменения в официальные документы, искажающие их реальный смысл. Это противоправное действие направлено на нарушение нормальной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы.
Часто должностные лица исправительных учреждений используют служебный подлог как способ подготовки к совершению других преступлений, таких как хищение или злоупотребление властью. Если должностные лица сознательно искажают данные в государственной отчетности об деятельности этих учреждений, их можно привлечь к ответственности по статье 292 УК РФ, если их действия не подпадают под другие составы преступлений. Например, по данной статье могут быть квалифицированы действия начальников исправительных учреждений и начальников ГУФСИН (УФСИН), которые умышленно искажают данные об уровне преступности в своих учреждениях и органах, которыми они руководят.
Таким образом, коррупционные преступления представляют серьезную угрозу для уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Они охватывают различные сферы жизнедеятельности общества и могут быть совершены различными субъектами. Их выявление и противодействие требуют индивидуального подхода и конкретных мер в разных сферах проявления коррупции. Среди должностных лиц Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации выделяются различные виды коррупционных преступлений, включая те, которые связаны с механизмом исполнения уголовных наказаний. Это требует особого внимания и принятия соответствующих мер для борьбы с коррупцией в уголовно-исполнительной системе.
Список литературы
- Красникова Е. В. Коррупционная преступность в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы: понятие и основные характеристики // Уголовно-исполнительное право. – 2015. – № 4(22). – 30-34 с.
- Пагурец А.С. Классификация коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ФСИН России // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2019. – № 36. – 18-22 c.
- Фомин В.В. Коррупционные преступления, совершаемые сотрудниками уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. – 2012. – № 35. – 14-25 c.