МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Маркетинг, реклама и PR

Просмотры

17

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 19 (21), июль ‘21

Дата публикации 09.07.2021

Поделиться

В статье рассмотрено понятие внутренней и внешней среды предприятия. Рассмотрены компоненты маркетинговой среды и основные методы ее анализа.

Актуальность анализа маркетинговой среды обуславливается тем, что она определяет на сколько эффективно фирма ведет свою коммерческую деятельность. Без анализа маркетинговой среды организация не имеет возможности полноценно и адекватно провести оценку влияния различных сторонних факторов, определяющих принцип работы предприятия в системе. Для построения грамотной стратегии необходимо иметь четное представление о системе, в которой функционирует предприятия. Чтобы выстроить грамотную стратегию, важно понимать, как работает данная система, и научиться взаимодействовать с ней [1].

Маркетинговая среда подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя среда маркетинга описывает сильные и слабые стороны предприятия, а также выявляет преимущества и недостатки в ее деятельности.

Элементами внутренней среды организации являются персонал, фонды, финансовые резервы, имидж фирмы, применяемые технологии, профессионализм и опыт работников организации и т.п.

Внешняя сторона описывает угрозы и возможности развития организации. Элементами внешней микросреды среды являются: конкуренты, поставщики, аудитория, потребители. К факторам внешней макросреды можно отнести такие как: научно-технический прогресс, демографические характеристики, социальные, экономические, экологические, национальные и т.п. И внутренняя среда, и внешняя маркетинговая среда оказывают кос венное или прямое влияние на деятельность предприятия [4].

Для проведения анализа внешней среды маркетинга могут применяться такие широко известные методы стратегического анализа, как PEST-, SNW- и SWOT-анализ, отраслевой анализ, анализ пяти конкурентных сил, маркетинговые исследования и пр.

Одним из самых ярких примеров внешней макросреды маркетинга можно считать построение матрицы PEST-анализа. На рисунке 1 представлен общий вид данной матрицы [3].

 

Рисунок 1 - Внешняя макросреда маркетинговых коммуникаций

 

Данные представление на рисунке 1 подтверждают, что на деятельность предприятия оказывает многофакторное влияние макросреда маркетинга [2].

Для анализа микросреды наиболее популярным методом пользуется метод М. Портера, который анализирует 5 конкурентных преимуществ предприятия. Схематично данный анализ представлен на рисунке 2.

 

https://moluch.ru/conf/blmcbn/10907/10907.001.png

Рисунок 2 – Области анализа микросреды маркетинга

 

Согласно данным, представленным на рисунке 2, можно сделать вывод о том, что основополагающее воздействие на деятельность предприятия оказывают мнения и запросы потребителей, которые предъявляют высокие требования к качеству продукции и оказаниям услуг. Также, согласно данным рисунка 2, можно сделать вывод о том, что существуют такие угрозы, как укрепление позиций уже существующих конкурентов и появление новых конкурентов, появление товаров заменителей [2].

Рассматривая внутреннюю среду маркетинга, можно отметить, что она состоит из общего ресурсного и организационного потенциала предприятий. Благодаря ей реализуется сама маркетинговая деятельность компании. К основным компонентам внутренней маркетинговой среды относятся (рисунок 3).

Рисунок 3 - Основные компоненты внутренней маркетинговой среды

 

Внутренняя среда имеет тесную связь с потенциалом компании в целом. Она зависит от деятельности службы маркетинга и уровня всех его сотрудников. В целом, внутренняя маркетинговая среда  отражает слабые и сильные стороны бизнеса, она является ресурсно-организационным потенциалом предприятия и его маркетинговой деятельности [6].

В качестве примера внутренней маркетинговой среды стоит привести следующие факторы, представленные на рисунке 4.

Рисунок 4 – Факторы, оказывающие влияние на внутреннюю среду маркетинга

 

Все факторы описывают сильные стороны внутренней маркетинговой среды, у любой организации всегда есть как сильные, так и слабые стороны.

Для того чтобы провести анализ и оценку маркетинговой среды необходимо проводить маркетинговые исследования – систематический сбор анализа информации, в которой нуждается организация при выборе эффективной маркетинговой стратегии [5].

Таким образом, под средой маркетинга понимается все, что окружает организацию, оказывающее воздействие на ее деятельность в той или иной мере. Маркетинговая среда включает в себя набор факторов, оказывающих в ряде случаев разнонаправленное воздействие на маркетинговые коммуникации фирмы и перспективы развития маркетинговой деятельности.

Для грамотного построения маркетинговой стратегии организациям следует проводить маркетинговый анализ и регулярные маркетинговые исследования, которые позволят выявить сильные и слабые стороны предприятия, оценить возможности и угрозы фирмы.

 

Список литературы

  1. Бекетов, А.Н. Использование инструментов маркетинга для управления финансовой устойчивостью торгового предприятия / А.Н. Бекетов // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2014. № 12. С. 90 - 102.
  2. Волков, К.М. Использование маркетинга в управлении (менеджменте) торговым предприятием / К.М. Волков // Аспирант. 2015. № 10. С. 135 - 136.
  3. Галлямова Л. М. Функционально-стоимостный анализ маркетинговой деятельности предприятия [Текст] / Л. М. Галлямова // Молодой ученый. — 2019. — №9. — С. 563-567.
  4. Грачёв, Н.В. Маркетинговый подход к управлению предприятием в современных экономических условиях / Н.В. Грачёв // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2016. № 7. С. 108 - 109.
  5. Хруцкий В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: учеб. пособие. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2018. 560 с.
  6. Кобзева Т. Я. Современный взгляд на проблемы спроса и предложения российского рынка [Текст] / Т. Я. Кобзева, М. Д. Ястин // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 397-402.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее