Сравнительно-правовой анализ защиты прав потребителей в России и Китайской Народной Республике

Сравнительно-правовой анализ защиты прав потребителей в России и Китайской Народной Республике

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

197

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 44 (89), октябрь ‘22

Дата публикации 27.10.2022

Поделиться

Статья посвящена особенностям правового регулирования и организации защиты прав потребителей в таких государствах как Россия, Китайская народная республика.

Права потребителей и закон «О защите прав потребителей» позволяют людям бороться с пренебрежительным отношением к потребителям и злоупотреблениями со стороны продавцов и производителей. Эти законы призваны удерживать продавцов товаров и услуг от злоупотребления своими возможностями, когда они стараются получить прибыль, воспользовавшись отсутствием информации у потребителей. Некоторые действия можно считать  несправедливыми, когда другие можно охарактеризовать как мошенничество. Защита прав потребителей в разных странах может незначительно отличаться, но она призвана защищать одно и тоже – потребительские права людей.

В России действия в отношении защиты прав потребителей регулирует закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ). Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей при приобретении товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, на имущество потребителей и окружающей среды, на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав [1].

В России права потребителей защищает прокуратура, судебные органы, а также общественные организации. Прокуратура проверяет законность соблюдения федерального законодательства и в случае выявления нарушений в отношении неопределенного круга лиц, обращается с исковым заявлением в суд. На основании решения суда продавец обязан устранить нарушения в течение определенного срока и возместить покупателю стоимость товара, а так же моральный и материальный ущерб. Общественные организации взаимодействуют с государственными организациями, такими как Роспотребнадзор, и через эти организации и механизмы потребители могут помочь государству обнаружить факты мошеннических действий в торговле и внести свой вклад в их искоренение[3, с. 83].

В Китае действует закон «О защите прав и интересов потребителей», но помимо этого закона в стране был разработан ряд нормативных правовых актов, которые в той или иной степени регулируют защиту прав потребителей.

Поскольку вопросы прав потребителей затрагивают широкий спектр общественных отношений, таких как купля-продажа, оказание услуг, гарантийное и постгарантийное обслуживание, профессиональная деятельность, стандартизация, права интеллектуальной собственности и т.д., то обязанности по защите этих прав регулируются огромным количеством нормативных актов, регулирующих различные сферы и вопросы социально-экономического характера.

Все китайское законодательство, регулирующее анализируемую нами сферу, можно условно разделить на три основных блока:

- во-первых, это Закон КНР «О защите прав и интересов потребителей»;

- во-вторых, это основы национального гражданского законодательства, законы и подзаконные акты, разрабатываемые в рамках гражданско-правового регулирования;

- в-третьих, это законодательные и иные нормативные правовое акты, принятые на уровне провинций, автономных районов, муниципалитетов и городов центрального подчинения.

Закон КНР «О защите прав и интересов потребителей» состоит из 8 глав, в которых изложены основные принципы и система государственной защиты законных интересов потребителей, обязанности предпринимателей, и  юридическая ответственность участников правоотношений. Нормы данного закона регулируют основные повседневное потребности потребителей, в отношении приобретения и использования товаров и услуг, а также регулирует деятельность фермеров по приобретению, использованию и продаже сельскохозяйственной продукции [2].

Анализируемый закон также содержит и положения о роли государства в защите прав потребителей, механизму государственной защиты посвящена отдельная глава (глава IV). Положения этой главы предусматривают то, что народное правительство КНР играет главную роль в организации, координации, управлении, а также в стимулировании соответствующих административных органов по защите прав и интересов потребителей на всех уровнях власти.

Закон отводит особую роль государственным органам в сфере промышленности и торговли в отношении защиты прав потребителей. Закон также определяет, что в обязанности Народного суда КНР входит принятие мер по упрощению и ускорению рассмотрения споров, связанных с нарушением прав и интересов потребителей.

Государственное торгово-промышленное управление КНР (ГТПУ КНР) является основным органом, осуществляющим государственное регулирование организации защиты прав потребителей в Китае. Именно ГТПУ отвечает за мониторинг и регулирование внутреннего рынка, включая защиту прав потребителей. Закон содержит положения об общественной защите прав потребителей, осуществляемой общественными ассоциациями и иными объединениями потребителей.

Сравнивая нормы российского и китайского законодательства, можно сделать вывод, что в законе РФ более четко выстроен понятийный аппарат, раскрывающий определение основных понятий, таких как потребитель, исполнитель, изготовитель, продавец, импортер и т.д. [4, с. 310]

Преамбула закона КНР содержит общие положения, и толкование терминов не приводится. На практике, при разрешении вопросов о защите прав потребителей, четкое толкование терминов способствует более точному и справедливому разрешению спора.

Если сравнивать нормы об ответственности за нарушение прав потребителей, то можно сделать вывод, что в Китае, они значительно строже, к примеру за производство и реализацию некачественных или поддельных товаров предусмотрена уголовная ответственность, тогда как в России такой ответственности не предусмотрена, а меры административной ответственности не идут ни в какое сравнение с выгодой недобросовестных производителей и продавцов.

В законах и РФ и Китая установлен механизм правового просвещения потребителей. В статье 3 Закона РФ указывается на право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей. В статье 13 китайского закона добавлен еще так же пункт, обязывающий китайских потребителей «усердно овладевать знаниями и навыками использования товаров». Этот пункт введен с целью повышения сознательной самозащиты прав потребителей. Следующим существенным различием в механизме защиты прав потребителей в России и Китае являются механизмы этой защиты. В российской практике наибольшее количество споров решается в суде, тогда как китайские потребители все чаще прибегают к процедурам медиации[5].

В целом, анализируя законы о защите прав потребителей в различных странах, можно сделать вывод, что несмотря на некоторое сходство они колоссально отличаются друг от друга, но при этом требуют дальнейшего совершенствования и доработки в свете постоянно меняющихся условий производства, ведения предпринимательской деятельности и осуществления торговли.

Список литературы

  1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305;
  2. Закон КНР «О защите прав и интересов потребителей» (2013 г.) [Электронный ресурс]: https: //ru.chinajusticeobserver.com/law/x/lawon-protection-of-consumer-rights-andinterests-20131025;
  3. Виноградова Е.В. Формирование правового статуса третейского суда в юрисдикционной системе Российской Федерации /Е.В. Виноградова// Государство и право. – 2022. – № 1. – С. 83.
  4. Толстых В.Л. Международное частное право: Коллизионное регулирование. – СПб.: Юридический центр, 2004. – С. 310.
  5. Особенности применения института медиации в сфере защиты прав потребителей в России и Китае [Электронный ресурс]: https://urfac.ru/?p=1323#_ftn3.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее