Производства по делам об административных правонарушениях регламентируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, где закреплены положения, которыми должны руководствоваться соответствующие органы и должностные лица при рассмотрении и разрешении конкретных дел об административных правонарушениях. Однако, административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более - некодифицированных отраслей правовой системы России в связи с его многопрофильностью.
В связи с этим, возникают некоторое проблемы при административном производстве. Некоторые из них рассмотрим в данной статье.
В качестве одного из примеров проблематики данной темы, хотелось бы рассмотреть проблему уведомления лица о возбуждении против него административного производства и вызова в суд. Зачастую невозможно отследить, получено ли уведомление и, в случае не уведомления, было ли это сделано умышлено, то есть имеет ли место уклонение лица от понесения ответственности за совершенное правонарушение.
Изначально в кодексе об административных правонарушениях не было установлено каких-либо требований и порядку уведомления лица, совершившего правонарушения. Лишь в 2011 году, Федеральным законом от 06.12.2011 № 404-ФЗ была введена статья 25.15, в которой прописаны способы уведомления участников правонарушения. Однако даже наличие указанных критериев не позволяет определить порядок действий, если извещение направлено согласно статье 25.15 КоАП РФ, но уведомление о вручении извещения адресату не поступило. Таким образом, законодательством не установлен какой –либо алгоритм действий должностных лиц в подобной ситуации, что, в свою очередь, приводит к совершению ошибок.
Проблемы с надлежащим извещением могут возникнуть во многих случаях: люди не живут по месту прописки, возможна временная регистрация или отсутствовать вообще и т.п; юридическое лицом может иметь разные юридический и фактический адреса; уведомление по почте может прийти с нарушением срока; возможно также предоставление заведомо неверной информации о себе лицом, привлекаемым к административной ответственности и т.д.
Исходя из вышесказанного, следует рассмотреть возможность дополнения статьи 25.15 КоАП РФ положениями, в которых будет регламентирован порядок действия органов, рассматривающих дело о правонарушении и возможности принимать извещение надлежаще врученным при его фактическом неполучении. Это позволит органам, рассматривающим дела об административных правонарушениях, не зависеть от добросовестности лица, привлекаемого к административной ответственности, в вопросах получения соответствующих извещений и уведомлений. Кроме того, введение этих дополнений будет способствовать соблюдению принципа неотвратимости ответственности, поскольку позволит сократить количество случаев, при которых лицо, злоупотребляя правом и уклоняясь от получения извещения, пытается избежать административной ответственности.
Также следует рассмотреть возможность освобождения лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, от административной ответственности при малозначительности правонарушения.
В статье 2.9 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что при идентифицировании правонарушения как «малозначительное», правонарушитель может быть освобожден от административной ответственности. При этом данная норма может применяться к любому составу административного правонарушения.
Тем не менее, в законодательстве не указаны какие-либо критерии, по которым можно судить о малозначительности правонарушения, соответственно, в данном случае, можно полагаться только на правоприменителя, который принимает решение исходя из всех обстоятельств.
Установление административным законодательством единых критериев для отнесения правонарушения к "малозначительному" способствовала бы единообразному применению положений ст. 2.9 КоАП РФ, правоприменительные органы смогли бы опираться на критерии малозначительности административного правонарушения. Нужно понимать, что понятие "малозначительное административное правонарушение" - оценочное, и соответственно, не может быть восполнено в достаточной степени разъяснениями высших судебных органов. В связи с вышесказанным, на мой взгляд оптимальным вариантом решения данной проблемы явилось бы законодательное определение данного понятия.
Резюмируя все вышесказанное, хочется отметить, что административное право играет важную в социальных отношениях, и поэтому требуется, чтобы оно носило полный и конкретизированный характер в отношении множества вопросов. И, на мой взгляд, реализация вносимых предложений поможет решить важную проблему - неотвратимость и полнота наказания за совершение административных правонарушений.
Список литературы
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023)
- Ст. 25.15 КоАП РФ. Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/dc320b302795083afacd37d750328bc7739e0e5f/
- Ст. 2.9 КоАП РФ. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/150796024f8c6369ca255f00a77ea433ef045cc5/
- Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 06.12.2011 N 404-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122856/