Одним из наиболее значимых социальных явлений XXI века являются миграционные процессы. Важно понимать, что человечество практически на протяжении всего своего существования сопровождало данное социальное явление. Термин «миграция» в переводе с латинского обозначает переселение. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует нормативное закреплённое понятие «миграция», в научной же сфере сложились разные подходы к определению данного понятия. Так Л.Л. Рыбаковский отмечает, что миграцию следует рассматривать как законченный вид территориального перемещения людей, завершающийся сменой постоянного места жительства [12]. С другой стороны, ещё в 1885 году Эрнст Георг Равенштайн, изучая процессы миграции населения, рассматривал к данное явлению как «постоянное или временное изменение местожительства человека» [17]. Совершенно иной подход для понимания «миграции» предложил М.Л. Тюркин, предполагающий рассмотрение правовых связей, складывающихся между мигрантом с одной стороны и государством с другой, для объяснения этого явления с правовой точки зрения. Так миграция им определяется как совокупность правовых отношений, складывающихся у мигрантов в процессе территориальных перемещений, обусловленных необходимостью их государственного регулирования [15]. Обобщая все вышеперечисленные точки зрения, мы можем сформулировать следующее понятие миграции – это процесс, характеризующийся территориальным перемещением людей с последующей сменой постоянного места жительства, регулируемый органами государственной власти.
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к росту масштабов миграционных потоков. Особенно это заметно в условиях активного процесса глобализации. Причины и факторы миграции могут быть самыми разнообразными, ключевой из них является желание мигрантов улучшить своё социально-экономическое положение. Распространение сведений об экономических возможностях в других странах дало надежду потенциальным мигрантам не только осознать свое текущие бедное положение, но и понять, что они могут исправить его путем миграции в более развитые страны. Но вместе с тем в ходе бурных миграционных процессов многие страны, включая Россию, столкнулись с проблемами неконтролируемой миграционной преступности. Последняя же в свою очередь представляет собой угрозу национальной безопасности, исходящих от существующих миграционных потоков, так как миграция выступает социальным фоном преступности. Степень влияния миграции на состояние преступности в Российской Федерации растет, особенно это можно наблюдать в последние годы.
Миграционная преступность является довольно сложной социально-правовой конструкцией. Существуют множество подходов к определению данного понятия. А.Н. Шкилев предлагал рассматривать данное явление в рамках общего понятия «преступности», при этом не выделяя конкретных особенностей миграционной преступности [16]. Диаметрально противоположную точку зрения высказывал С. А. Харитонов. Он полагал, что миграционную преступность следует рассматривать как «преступность среди иностранцев», обозначая тем самым особый субъектный состав данного социально-правового явления [11]. Ещё один подход к определению миграционной преступности предложил П.А. Насуров. Так он определил миграционную преступность – (преступные) деяния, совершаемые мигрантами на территории стран-реципиентов или на межгосударственном уровне, а также совершенные в отношении мигрантов (законных и незаконных) общественно опасные деяния на территории принимающих государств или стран транзита [8].
Предложенные выше подходы к определению миграционной преступности позволяют нам выделить ключевые особенности данного социально-правового явления. Во-первых, это субъектный состав. Обозначение специального субъекта (мигранта) играет ключевую роль при отграничении миграционной преступности от других видов, тем самым выделяя её в относительно самостоятельный вид преступности. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует нормативное определение понятие «мигрант». В действующем законодательстве, а именно в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» используется термин «иностранные граждане». Но данные понятия не являются тождественными, более того понятие «иностранный гражданин» обозначает в общем понимание правовую связь лица с иностранным государством на основе гражданства (подданства), а термин «мигрант» используется для обозначения как иностранных граждан, так и лиц без гражданства, переехавших из страны своего первоначального проживания. Важно также отметить, что субъектами миграционной преступности являются органы государственной власти, наделенные властными полномочиями в миграционной сфере. Ярким примером являются МВД РФ, осуществляющие в рамках своих полномочий миграционный учет и контроль в соответствии с Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Данная категория выделятся, так как представленные субъекты подвержены совершению миграционной преступности в рамках следующих составов преступлений: организация незаконной миграции (п. «в», ч.2, ст.322.1 УК РФ); фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ (ст.322.2 УК РФ) и другие.
Во-вторых, миграционная преступность обусловлена фактором незаконного въезда в страну (например, для выполнения трудовой функции). Иностранные граждане зачастую пытаются обойти установленную законом процедуру получения миграционного статуса в целях экономии времени на регистрации, а также по совету соотечественников и этнических преступных организаций. Также данные процессы могут происходить при недостаточном контроле со стороны государственных органов. Данные условия образуют самостоятельный сегмент, связанный с криминальными формами обеспечения миграционных потоков [6]. Иначе говоря, речь идет об осуществление незаконной деятельности по перемещению иностранных граждан или лиц без гражданства через государственную границу.
Миграционная преступность оказывает колоссальное воздействие, как на общественные институты, так и на государственные, причиняя им непосредственный вред.
В последние годы вопрос миграции снова стал одной из главных тем обсуждения в высших сферах власти. В свете увеличения числа нарушений миграционного законодательства и роста преступности среди мигрантов, важно обратить внимание на инициативы, направленные на эффективное расследование таких преступлений и пресечение нелегальной миграции. Александр Бастрыкин, глава Следственного Комитета Российской Федерации, является одним из наиболее выразительных сторонников обсуждения этой проблемы. Он провел оперативное совещание 25 октября 2023 года, в котором акцентировал внимание на необходимости создания специализированных подразделений в региональных следственных органах, занимающихся расследованием преступлений, связанных с миграцией. [9]. В интервью «Интерфаксу» 11 апреля 2023 года, Бастрыкин подчеркнул особую проблему нелегальной миграции, которая оказывает существенное влияние на обстановку в стране, а также отметил что большинство преступлений, связанных с нелегальной миграцией, имеют коррупционную направленность. [1].
Согласно последним новостям, миграционная политика в настоящее время подвергается глобальным изменениям. СМИ активно обсуждают принимаемые государственными органами конкретные меры, направленные на ужесточение контроля над мигрантами. Из этого следует, что руководство стремится к более жесткому контролю въезжающих мигрантов. Так на недавней стратегической сессии по миграционной политике, состоявшейся 24 октября, премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин отметил важность того, чтобы власти России имели точную информацию о том, кто именно приезжает в нашу страну. В связи с этим, было объявлено о разработке электронного реестра для учета иностранной рабочей силы [3]. Не только политики и государственные деятели обсуждают эту проблему, но и религиозные деятели высказывают по этому поводу свое мнение. Патриарх Кирилл высказал свою обеспокоенность по поводу современной миграции, назвав ее угрозой для национальной идентичности русского народа [13].
На последнем совещании руководитель следственного комитета, Александр Бастрыкин, не только объявил о формировании специализированных отделов, но также отметил растущее количество преступлений, которые совершают мигранты и "новые россияне" – те, кто получил паспорт всего несколько лет назад. До недавнего времени паспорт считался гарантией от присвоения статуса мигранта, однако в настоящее время правоохранительные органы постепенно отходят от подобной концепции [5].
Обратимся к официальной статистике с портала правовой статистики, в период с 2019 по 2022 год, количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории РФ, постепенно увеличивалось. В 2019 году было зарегистрировано 34 917 таких преступлений, в 2020 году - 34 400, в 2021 году - 36 420, а в 2022 году - 40 154. В то же время, общее количество зарегистрированных преступлений на территории РФ выражалось в некотором снижении. В 2019 году было зафиксировано 2 024 337 преступлений, в 2020 году - 2 044 221, в 2021 году - 2 004 404, а в 2022 году - 1 966 795 [10].
Согласно информации на сайте судебной статистики, за 2019 год число осужденных лиц по статье 322 Уголовного кодекса РФ составило 976. А в отношении статьи 322.1 УК РФ было осуждено 557 человек. По итогам 2020 года, количество осужденных по статье 322 УК РФ составило уже 2 976 человек. А по статье 322.1 было осуждено 1381 человека. Перейдя к данным за 2021 год, было зарегистрировано 950 осужденных по статье 322 УК РФ. В отношении статьи 322.1 УК РФ было осуждено 601 человек. За 2022 год, по статье 322 УК РФ было осуждено 1 163 человека, из которых 670 лиц были осуждены по части 2 данной статьи. Что касается статьи 322.1 УК РФ, то было осуждено 691 человека.
Отношение количества преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, к общему числу зарегистрированных преступлений на территории РФ также претерпевало изменения. В 2019 году это соотношение составляло 1,7%, в 2020 году - 1,68%, в 2021 году - 1,8%, а в 2022 году - 2,04% [14].
Согласно статистике Министерства внутренних дел РФ, в период с 2019 по 2022 год, наблюдался рост числа решений о приобретении гражданства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства. В 2019 году было принято 497 817 таких решений, а также оформлены 182 079 видов на жительство и поставлены на миграционный учет 19 518 304 лица. В 2020 году количество выданных иностранным гражданам паспортов РФ составило 656 347, видов на жительство - 220 013, а на миграционный учет поставлены 9 802 448 лиц. В 2021 году было принято 735 385 решений о приобретении гражданства РФ, выданы 252 512 видов на жительство и поставлены на миграционный учет 13 392 897 лиц. В 2022 году количество решений о приобретении гражданства РФ составило 691 045, выдано 286 220 видов на жительство и поставлены на миграционный учет 16 870 094 лица [7].
Таким образом, можно отметить рост количества иностранных граждан, которые приобрели гражданство РФ, получили виды на жительство или были поставлены на миграционный учет. С 2019 года по 2022 год количество иностранных граждан, получивших гражданство РФ, увеличилось на 38,8%. Количество выданных видов на жительство возросло на 57%, а количество лиц, поставленных на миграционный учет, сократилось на 15,5%.
Необходимо также отметить наличие широко распространенного явления, известного как «резиновые квартиры». Этот термин означает жилые помещения, владельцы которых прописывают неограниченное количеством людей за определенное вознаграждение, хотя эти люди фактически не намерены проживать в данных помещениях. В основном, такая практика встречается среди мигрантов. В 2013 году государство начало борьбу с этим явлением, приняв закон о «резиновых квартирах», где введено понятие фиктивной регистрации, а также уголовная ответственность, предусматривающая штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей или лишение свободы на срок до трех лет [2].
В последние годы практика свидетельствует о том, что указанными выше методами борьбы не удалось полностью устранить данную проблему. Возьмем для рассмотрения недавний случай в Тюменской области, где мужчина незаконно зарегистрировал 25 мигрантов с января по август 2023 года, получая взамен их помощь в строительстве его дома [4].
Анализируя статистические данные, полученные с сайта судебной статистики за 2019 год. По статье 322.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации были осуждены 557 человек. По статье 322.2 были осуждены 826 человек, а за статью 322.3 - 6553 человека. В следующем году, в 2020, наблюдалась схожая тенденция. По статье 322.2 были осуждены 826 человек, а по статье 322.3 - 6553 человека. По данным за 2021 год. В этот период было осуждено 753 человека по статье 322.2, а по статье 322.3 - 4622 человека. И, наконец, в 2022 году количество осужденных по статье 322.2 составило 783 человека. Однако, самое большое количество осужденных было по статье 322.3 – 6943 человека.
Однако возникает вопрос: почему, несмотря на ужесточение ответственности, мигранты продолжают совершать преступления, связанные с незаконной регистрацией? В нашем понимании, в этом вопросе несколько причин, в том числе затруднения, связанные с процессом получения разрешений и постановкой на миграционный учет. Этот процесс часто занимает продолжительное время на рассмотрение заявлений и требует предоставления большого объема документов, что может не стимулировать иностранных граждан заниматься легальной регистрацией. Вследствие этого, многим проще совершить незаконную регистрацию, несмотря на возможные последствия. Информационные проблемы: некоторым мигрантам может быть тяжело разобраться в сложной миграционной системе и требованиях для получения официального статуса. Они могут быть плохо информированы об их правах, возможностях и обязанностях, что может привести к незаконной регистрации в надежде облегчить их ситуацию. Коррупция и недостаток контроля: некоторые случаи незаконной регистрации могут быть результатом коррупции в миграционных службах или недостаточного контроля со стороны властей.
Подводя итог, важно подчеркнуть, что высокий уровень неконтролируемых миграционных процессов представляют опасность для общества и государства. Данное явление несет в себе ряд негативных факторов, которые напрямую влияют на рост преступности, как в отдельных регионах РФ, так и на всей территории в целом. Борьба с преступлениями, совершаемых в сфере миграции, и урегулирование миграционных процессов являются важными задачами для органов государственной власти, так как данные меры направлены на обеспечение национальной безопасности, социальной стабильности и экономического развития страны. Государственное регулирование в этой области требует комплексного подхода, включающего усиление пограничного контроля, разработку и совершенствование законодательства, взаимодействие правоохранительных органов по вопросам миграционной преступности. Только благодаря совместным усилиям можно достичь результатов в борьбе с миграционной преступностью, обеспечивая благополучие и процветания общества и государства.
Список литературы
- «Александр Бастрыкин: мигранты стали одним из факторов социальной напряженности в мире и России» : Председатель СКР рассказал об уровне преступности среди иностранцев и о способах совершенствования миграционной политики - Текст : электронный // ИНТЕРФАКС : [сайт]. - 2023. - 11 апр. - URL: https://www.interfax.ru/russia/895287 (дата обращения: 01.11.2023).
- «Вступил в силу закон о «резиновых квартирах» - Текст : электронный // Первый канал: [сайт]. - 2023. – 25 окт. URL: https:// https://www.1tv.ru/news/2013-12-25/56658 vstupil_v_silu_zakon_o_rezinovyh_kvartirah (дата обращения: 01.11.2023).
- «Кабмин разрабатывает электронные реестры работодателей и работников-иностранцев» : В правительстве отметили, что российские власти продолжают работу по подготовке обновленной концепции государственной миграционной политики - Текст : электронный // ТАСС : [сайт]. - 2023. - 24 окт. - URL: https://tass.ru/obschestvo/19103059 (дата обращения: 01.11.2023).
- Баринова, Н. «В Тюменской области будут судить мужчину, прописавшего у себя дома 25 мигрантов» : Часть нелегалов в благодарность помогали мужчине строить дом / Н.Баринова - Текст : электронный // Тюменская область сегодня : [сайт]. - 2023. - 05 нояб. - URL:https://tumentoday.ru/2023/11/05/v_tyumenskoy_oblasti_budut_sudit_muzhchinu_propisavshego_u_sebya_doma_25_migrantov/
- Козлова, Н. «Александр Бастрыкин: На преступления мигрантов должна быть мгновенная реакция» : На преступления мигрантов должна быть мгновенная реакция следственных органов, заявил Александр Бастрыкин на закрытом оперативном совещании. На нем обсуждали расследования преступлений в миграционной сфере / Н.Козлова - Текст : электронный // Российская газета : [сайт]. - 2023. - 24 окт. - URL: https://www.rg.ru/2023/10/24/aleksandr-bastrykin-na-prestupleniia-migrantov-dolzhna-byt-mgnovennaia-reakciia.html (дата обращения: 01.11.2023).
- Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых мигрантами из государств-участников СНГ : специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право» автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Громова Ольга Олеговна; [Место защиты: Ин-т междунар. права экономомики им. А.С. Грибоедова]. - Москва, 2010. – 32 с. Библиогр: c. 13. – Текст : непосредственный.
- Министерство внутренних дел : официальный сайт. - Москва. -Обновляется в течение суток. - URL: https://мвд.рф (дата обращения: 30.10.2023). - Текст : электронный.
- Насуров П.А. Криминальные последствия незаконной миграции и меры их предупреждения : по материалам Республики Таджикистан : специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право» автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Насуров Пулод Асадуллоевич; [Место защиты: Акад. упр. МВД РФ]. - Москва, 2008. – 21 с. Библиогр: c. 21 – Текст : непосредственный.
- Никитин, А. «Глава СК поручил создать в регионах спецподразделения по преступлениям мигрантов» : Никитин. - Текст : электронный // ВЗГЛЯД : [сайт]. - 2023. - 25 окт. - URL: https://vz.ru/news/2023/10/25/1236832.html (дата обращения: 01.11.2023).
- Портал правовой статистики : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: http://crimestat.ru (дата обращения: 30.10.2023). - Текст : электронный.
- Преступность среди иностранцев : Учеб. пособие / С. А. Харитонов; М-во внутр. дел Рос. Федерации. Ом. юрид. ин-т. - Омск : Ом. юрид. ин-т МВД России, 2000. - 139 с
- Рыбаковский Л. Л. Миграция населения. Стадии миграционного процесса // Приложение к журналу «Миграция в России». М., 1973. С.19
- Соколов, К. «Патриарх заявил о риске «потерять страну» из-за мигрантов с иной верой» : Патриарх Кирилл предупредил о возможных проблемах из-за потока мигрантов / К.Соколов - Текст : электронный // РБК: [сайт]. - 2023. – 25 окт. URL: https://www.rbc.ru/politics/25/10/2023/653912d79a7947f8a37d8363 (дата обращения: 01.11.2023).
- Судебная статистика РФ : [сайт] / учредитель ООО «ПИК-пресс». - Москва, 2015 - Обновляется в течение суток. - URL: https://sudstat.ru/ (дата обращения: 30.10.2023). - Текст : электронный
- Тюркин М. Л. Сущность, структура и перспективы совершенствования миграционного процесса в Российской Федерации // Государство и право. 2004. № 9. С. 98.).
- Шкилев А. Н. Миграция: уголовно-правовой и криминологический анализ: специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Шкилев Алексей YНиколаевич ; Нижнегородская правовая академия (институт) – Нижний Новгород, 2006. – 233 с. – Библиогр: c. 13. – Текст : непосредственный.
- Ravenstein E.G. (1885) The Laws of Migration. Journal of the Statistical Society of London. Vol. 48. No. 2: 167–235.