СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Просмотры

86

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (101), Январь ‘23

Дата публикации 30.01.2023

Поделиться

В данной статье рассматривается одна из самых актуальных в настоящее время тем – миграционные процессы в стране, а также анализируется миграционная политика.

Изменчивая ситуация в мире, отражающаяся на внутриполитической обстановке российского государства, требует постоянного мониторинга миграционного движения, анализа его тенденций и выработки на этой основе определенной государственной политики в сфере миграции. Выработка и модернизация миграционной политики в соответствии с современными реалиями являются одними из приоритетных направлений деятельности нашего государства.

При этом формирование и реализация миграционной политики на государственном уровне, создание эффективного правового механизма ее претворения в жизнь должно происходить не только на основе, общих принципов и норм международного права, но и с учетом действующих в нашей стране социально-экономических и правовых тенденций.

Однако необходимо отметить, что в настоящее время в области государственного регулирования миграции в России имеются определенные сложности, обусловленные изменениями в социально-экономической сфере. Неслучайно Президентом Российской Федерации подписана в 2019 году Концепции государственной миграционной политики России до 2025 года [1], которая заменила собой аналогичный документ 2012 года.

Актуальность исследования обусловлена постоянно меняющейся ситуацией на международной арене в настоящее время, которая отражается на внутриполитической обстановке РФ, и как вследствие, требует постоянного мониторинга миграционного движения, анализа его тенденций и динамики, выработки на этой основе государственной миграционной политики, её составление, корректирование и применение. Также основными аргументами в пользу изучения миграционной политики являются масштабы рассматриваемого явления, так как миграция влияет на экономическое, социальное, демографическое и культурное развитие государства и его отдельных регионов.

В настоящее время в РФ происходят значительные изменения во внутренней и внешней политике, которые затрагивают большинство сфер общественных отношений граждан, что приводит к возникновению новых взаимоотношений между  гражданами и государством и к необходимости их изучения.

В данном исследовании предлагаем рассмотреть проблемы миграционной политики в настоящее время, основные направления для их решения, что в результате приведет к совершенствованию самой миграционной политики государства.

Так, Васильева Л.Н. отмечает, что «принятое количество правовых актов, регулирующих данную сферу правоотношений, в течение двадцати пяти лет не позволяло адаптировать имеющуюся структуру и качественный состав миграционных потоков к стратегическим государственным потребностям. Сохранялся спонтанный, во многом неуправляемый характер миграции, которая оказывала негативное влияние на экономические, социальные, демографические, этнокультурные и другие процессы как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных ее регионах» [2].

Первой проблемой, которую мы хотим отметить, является  большой приток мигрантов в регион.

       Механический прирост международной миграции в Челябинской области

Почему же это по нашему мнению является проблемой? С одной стороны привлечение и прибытие в область мигрантов (именно иностранных граждан) является вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем, поскольку источником увеличения численности населения было переселение мигрантов и привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам, что являлось необходимостью для дальнейшего поступательного развития экономики нашей области.

Прирост миграции населения приводит к росту населения региона. Для региона важным становится привлечь в свои регионы соотечественников, владеющих русским языком, знающих законы Российской Федерации, не нарушающие уголовный и административный кодекс. В большинстве регионов именно на эту группу населения ориентированы большинство реализуемых инструментов в области миграционной и демографической политики.

Вместе с тем, увеличение трудовых ресурсов за счет мигрантов не должно осложнять ситуацию на рынке труда по отношению к постоянно проживающим гражданам. Также негативным последствием мобильности рабочей силы является сокращение уровня средней заработной платы в регионе. Это связано как с низкой производительностью труда, так и с отсутствием у работодателей необходимости ее повышения. Ведь, как правило, мигранты согласны выполнять работу за более низкую заработную плату, следовательно, нет необходимости повышать ее и местным работникам. В этой связи велик риск роста безработицы среди местного населения.

То есть здесь наряду с въездом работников низкой квалификации регион имеет возможность лишиться собственных высококвалифицированных кадров за счет их миграции. Чтобы этого не допустить, необходимо совершенствовать не только социальную и экономическую политику внутри государства, но и миграционную политику, так как от нее в немалой степени зависит уровень заработной платы по отраслям, количество рабочих мест, а следовательно, и качество жизни. Полагаем, что необходимо создавать комфортную среду для той категории мигрантов, которая может принести пользу не в качестве дешевой рабочей силы, а в качестве инвестиций, своего рода интеллектуального ресурса для дальнейшего развития страны. Необходимо улучшать условия труда для высококвалифицированных работников своей страны, дабы у них не возникало намерения трудиться на благо иных государств.

Считаем, что решение вопросов с трудоустройством для приехавшим мигрантов должно осуществляться на конкурсной основе с учетом знания языка, норм и правил проживания, основ права и трудовой квалификации. При этом основной аспект должен быть смещен на процесс подготовки будущих мигрантов в стране их проживания.

Нелегальная миграция оказывает негативное воздействие на рынок труда региона, вызывая проблемы в сфере занятости. Из-за неконтролируемой иммиграции происходит наполнение ряда районов неквалифицированной, с криминальными тенденциями рабочей силой из бывших республик СССР. В Челябинской области находится от 17 до 85 тысяч нелегальных мигрантов. Указанные верхняя и нижняя границы отличаются в 5 раз. Это показывает, что ситуация не контролируется государством. Эта проблема актуальна не только для Челябинской области, но и для всей страны, в которой, по разным оценкам, находится до 3,5 миллионов нелегальных иммигрантов.

Неформальная занятость и нелегальное привлечение иностранной рабочей силы в Челябинской области приводит к увеличению уровня безработицы, вызывает увеличение напряженности на рынке труда. Она ведет к недополучению налоговых поступлений в бюджет.

Отсюда следует, что надо выводить из тени нелегальный импорт иностранной рабочей силы, расширять возможности государства эффективно управлять миграционными процессами.

Также, например, согласно данным представленным Законодательным Собрание Челябинской области[3] на территорию Челябинской области с начала 2022 года прибыло более 1000 вынужденных переселенцев. Им оказывается социальная поддержка (получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи, проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания, пользование коммунальными услугами и др.), многие встают в очередь на получения жилья. Полагаем, что большой приток населения в определенный субъект РФ приводит к тому, что из бюджета субъекта выделяются денежные средства, необходимые для оказания социальной, жилищной помощи, помощи в адаптации. Избыточное количество прибывших лиц в один регион не позволит государству в полной мере осуществить функции по социальной защите как граждан страны, так и беженцев и переселенцев и создаст предпосылки к возникновению социальной напряженности. Миграция непосредственно влияет на социально-экономическое положение регионов и является доминирующим фактором при формировании рынка труда и жилья [4].

С учетом изложенного, приходим к выводу, что  приток мигрантов способствовал росту цен на недвижимость, обострению конкуренции на рынке труда, снижению уровня жизни населения, обострению других социальных проблем, прежде всего в области образования и здравоохранения, криминализации обстановки в России. Во всей совокупности миграционных проблем ключевыми являются проблемы интеграции мигрантов в принимающее общество и проблемы адаптации принимающего общества к новым условиям, прежде всего к изменению этнического состава населения и следствиям этого процесса. Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста. 

Таким образом, положительное влияние внешней миграции на социально-экономическое развитие Челябинской области проявляется в том, что она способна смягчить демографический кризис и естественную убыль населения, является источником пополнения недостающих трудовых ресурсов, имеющих необходимый уровень образования и квалификации, способна сгладить диспропорции в половозрастной структуре. Миграция воздействует и на расселение и распределение населения области. Кроме того, она способствует развитию некоторых отраслей, таких как строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, сглаживая тем самым отраслевые диспропорции.

Негативный характер воздействия, как правило, связан с нелегальной миграцией, потоки которой все возрастают. Она осложняет ситуацию на рынке труда Челябинской области, является одним из факторов ухудшения криминальной обстановки в области и нарастания социальной напряженности.

Для дальнейшего развития области необходимо устранить влияние негативных факторов и способствовать развитию позитивных. Этому должна способствовать миграционная политика, проводимая в области.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019 - 2025 годы» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 45. Ст. 6917.
  2. Андриченко Л.В., Васильева Л.Н. Законодательство в сфере миграции: проблемы и перспективы // Российское законодательство: состояние и проблемы. 2021. № 5. С. 6.
  3. Законодательное собрание Челябинской области // - URL: https://zs74.ru
  4. Савчук С.В. Миграционный фактор в государственной политике по противодействию экстремизму на примере Челябинской области // Novelty. Experiment. Traditions (N.Ex.T). 2022. № 8. С. 55.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее