Проблематика защиты граждан иностранных государств дипломатическими представительствами имеет на сегодняшний день достаточную актуальность, поскольку нередки случаи, когда иностранный гражданин, находящийся в государстве вынужден обращаться в дипломатическое представительство третьего государства по причине отсутствия в стране третьего государства дипломатических учреждений, представляющих интересы его страны.
Прежде всего необходимо дать понятие иностранному гражданину. Существует целая плеяда определений от различных авторов юридической области. Так, например, Н. Н. Меньшенина говоря об иностранных гражданах, дает им определение: «Иностранцы – лица, которые находятся на территории иностранного государства, не являясь его гражданами.»
В. И. Кузнецов и Б. Р. Тузмухамедов в своем учебнике определяют иностранного гражданина как «лицо, имеющее визу, действительные вид на жительство, разрешение на временное пребывание, либо иные предусмотренные законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание в Российской Федерации.»
В целом, нельзя не согласиться с приведенными авторами определениями. Необходимо лишь добавить, что иностранный гражданин является таковым, когда он не является гражданином страны пребывания и, одновременно с этим, может доказать принадлежность к гражданству своей страны. Стоит отметить, что данное определение активно использовалось в СССР.
Как известно, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1963, которое содержит в себе функции института дипломатической защиты граждан, описывает моменты, связанные с защитой интересов граждан третьего государства. Так, например, аккредитующее государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан третьему государству, приемлемому для государства пребывания.
Это означает, что дипломатическое представительство может взять на себя ответственность за отстаивание интересов иностранного гражданина третьего государства. Помимо всего прочего, оно может вверить право защищать интересы своих граждан третьему государству, если это является приемлемым для государства пребывания.
Имеется ряд условий, когда дипломатическое представительство берет на себя ответственность по защите прав иностранца. Например, иностранный гражданин должен изначально использовать все доступные ему юридические способы защиты интересов. Прежде всего здесь речь идет о судебном разбирательстве. Гражданин третьего государства должен пройти установленные государством пребывания процедуры защиты своих прав. Только если эти действия оказались безрезультативными, иностранец может обращаться в дипломатическое представительство третьего государства.
Сегодня мы сталкиваемся с проблемой, касающейся двойного гражданства иностранца, что существенно осложняет предоставление ему дипломатической защиты со стороны третьего государства. Помимо всего прочего, это проблема ведет к противоречиям между государствами, гражданином которых этот иностранец является. В этом случае заинтересованные государства заключают международные договоры между собой. Примером такого договора может служить Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 года. В 2003 году законодательный орган Туркменистана денонсировал данное соглашение, однако сделал это с нарушением процедуры одностороннего соглашения. Впоследствии обоими сторонами был подписан Протокол о прекращении действия Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 года, который не был ратифицирован российским парламентом. Из этого следует, что соглашение все еще продолжало иметь силу. В 2015 году МИД Туркменистана направил ноту о денонсации данного соглашения согласно обговоренному порядку и 18 мая 2015 года Соглашение перестало действовать.
Подводя итоги, можно сказать, что дипломатическая защита граждан третьего государства имеет широкую проблематику. Одной из таких проблем является защита граждан-бипатридов. Решением такой проблематики видится в заключении соглашений между заинтересованными сторона с учетом Проекта статей КМП о дипломатической защите 2006 г. Кроме того, следует помнить, что гражданин третьего государства может обратиться за помощью в дипломатическое представительство только после того, как исчерпает доступные ему юридические средства защиты, предусмотренные страной пребывания
Список литературы
- Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г. с оговоркой по пункту 1 статьи 11 и с заявлением по статьям 48 и 50 Конвенции // Ведомости Верховного Совета СССР, 1964 г. № 18. Ст. 221.
- Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают: принята 13 декабря 1985 г. Резолюцией 40/144 на 116-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Действующее международное право: в 3 т. / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 1996—1997. Т. 1.
- Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 года, ст. 6//Действующее международное право. Документы в 2-х т. – Т. 1. Составители Ю.М. Колосов. Э.С. Кривчикова. Учебное пособие. – М.: Междунар. отношения, Юрайт-Издат, 2007. С. 172
- Международное право : [учеб. пособие] / Н. Н. Меньшенина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 100 с.
- Международное право : учебник / отв. ред. В. И. КузнеМ43 цов, Б. Р. Тузмухамедов. — 3-е изд., перераб. — М. : Н орма : Инфра-М , 2010. — 720 с.