ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЯ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

30

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (136), Сентябрь ‘23

Дата публикации 26.09.2023

Поделиться

В статье автор изучает основные принципы, на которых строятся гражданские правоотношения с участием потребителя.

Любые гражданские правоотношения возникают на основании закрепленных в теории принципов. Основные принципы как добросовестность, равенство всех перед законом, принцип разумности и т.д. пронизывают любые, а точнее все гражданские правоотношения. Именно принципы составляют фундамент правового регулирования.

Но на практике складывается иная теория, не все участники выполняют возложенные на них обязанности добросовестно, также выходят за рамки разумности, тем самым нарушают права своего контрагента.

Таким образом, складывается понимание, что в гражданских правоотношениях с участием потребителя существует некая дискриминация, следовательно, возникает проблемный аспект, почему к некоторым участникам более суровые правовые требования, а к другим более мягкие, в чем разница? Эта проблема изучается многими учеными и вызывает дискуссии.

Принцип разумности, нарушение которого происходит чаще всего, выражается в том, что требования к проявлению разумности потребителя более мягкое, чем к обычному участнику гражданского оборота, и наоборот является повышенным по отношению к другой стороне – предпринимателю, который в теории является специалистом в таких правоотношениях.

Анализируя судебную практику и изучив юридическую литературу, можно сделать вывод, что существует неодинаковый законодательный подход к определению разумности субъектов гражданско – правовых отношений с участием потребителя. Законодатель не дает оценку специальным знаниям в сфере потребительского права сторон, а старается воздействовать на такой вид правоотношений с целью стимулирования предпринимателей к большей степени разумности при вступлении в потребительские правоотношения, так  как судебные споры с участием потребителя, а именно, те, где нарушаются права такого субъекта, являются самыми распространенными. На основании такого вывода можно утверждать, что в таких ситуациях происходит нарушение и принципа равенства участников гражданских правоотношений.

Российские юристы М.И. Брагинский и В.В. Витрянский говорили, что одной из основных проблем, решаемых гражданским правом, является защита слабой стороны в договорном обязательстве. Реализация данной задачи требует формального отступления от одного из основных принципов гражданского законодательства – равенства участников гражданско – правовых отношений. [1]

Применение принципа добросовестности, который закреплен в законодательстве как презумпция добросовестности потребителя и, наоборот презумпция недобросовестности их контрагентов.

Стороны потребительских правоотношений имеют субъективные права, которые должны осуществлять добросовестно, не нарушая границы прав других участников. При применении данного принципа к потребительским правоотношениям, существует проблема возникновения «потребительского экстремизма», который характеризуется как проявление у потребителя цели получить определенную выгоду и доход, производя манипуляцию законодательством о правах потребителя в корыстных целях.

Точного понятия «потребительского экстремизма» в законодательстве не закреплено, но некоторые оговорки содержаться в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации «Пределы осуществления гражданских прав»[2], в статье 159 Уголовного кодекса Российской Федерации «Мошенничество»[3], на основании таких оговорок можно вывести следующее определение «потребительского экстремизма»:

это недобросовестное поведение потребителя, который совершает действия, имеющие цель намерено причинить вред продавцу и включающие в себя злоупотребление правом на защиту потребителя в иных формах.

Что касается проявления принципа справедливости в потребительских правоотношений, то следует говорить о круге прав и обязанностей. В применении данного принципа возникает проблема смещения при распределении прав и обязанностей в приоритет потребителя, как правило, прав у потребителя возникает больше, чем обязанностей.

Таким образом, основные принципы, которые закреплены в гражданском законодательстве, в потребительских правоотношениях рассматриваются в ином понимании.  Элементы, которые применяются в публично-правовом методе регулирования потребительских правоотношений, вызывают необходимость, обеспечивать стабильность в обществе, защищая интересы потребителей, а также произвести социализацию и гуманизацию гражданского законодательства.

Такая трансформация принципов правового регулирования в потребительских правоотношениях, которая изучается на основании судебной практики, не совсем привычна для восприятия гражданского законодательства. Поэтому в таких правоотношениях наблюдается обеспеченность преимущественного осуществления и защиты прав потребителя, а не изучение субъектов потребительских правоотношений, как участников  находящихся в равных условиях реализации принадлежащих прав и обязанностей.

Список литературы

  1. Брагинский М.И., Витрянский Б.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. ст. 3301.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СЗ РФ. 17.06.1996. N 25. ст. 2954.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее