Модульное обучение на уроках Русского языка и литературы

Модульное обучение на уроках Русского языка и литературы

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (111), Апрель ‘23

Дата публикации 09.04.2023

Поделиться

В статье представлены материалы об использовании технологии модульного обучения в системе уроков по русскому языку и литературе. Актуализация современных технологий в современном мире, требующая большего внимания учителя.

В современном мире школьному образованию необходимы технологии, способствующие повышению качества обучения, развитию умственных способностей обучающихся, активизации познавательной деятельности. Именно на это направлена технология модульного обучения, описанная в работах П.И.Третьякова, И.Б.Сенновского и других.

Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ученик может самостоятельно или с незначительной помощью учителя изучить основной материал. 

Модульное обучения является частью личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие и воспитание обучающегося со стороны его самостоятельного образования, в данной технологии учитель выступает как координатор, мотиватор и консультант обучения.

Технологии модульного обучения позволяют проводить индивидуальную работу с учениками, имеющими разный уровень знаний. В данной технологии присутствует возможность многоуровневой подготовки, перехода на более высокий уровень обучения, изучать самостоятельно пройденный материал.

Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы модульности (по Ю. Цявичене):

- выделения из содержания обучения обособленных элементов;

- динамичности;

-действенности и оперативности знаний и их системы;

-гибкости;

-осознанной перспективы;

-разносторонности методического консультирования;

-паритетности.

Применение модульной технологии предполагает:

▪ опережающее изучение теоретического материала, укрупненного блоками – модулями;

▪ использование эффективного алгоритма учебной деятельности;

▪ поуровневую организацию учебной деятельности;

▪ самообразование;

▪ учитель выступает не как ведущий элемент образовательной деятельность, а в роли контроля и направления.

Успешное использование модульного обучения прослеживается на уроках русского языка и литературы.

Большинство действующих рабочих программ по данным предметам составлены блоками, модулями.

К примеру, рабочая программа по русскому языку к УМК Л.М. Рыбченковой разделена на основные модули:

1. Фонетика, графика.

2. Морфемика, орфография, словообразование.

3. Лексикология.

4. Морфология.

5. Синтаксис и пунктуация.

Если брать во внимание рабочие программы по литературе, здесь также можно отметить модульное разделение материала. Например, рабочая программа по литературе УМК В.Я. Коровиной, 7 класс:

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Из русской литературы XIX века.

4. Из русской литературы ХХ века.

5. Из зарубежной литературы.

Подобное блочное разделение материала позволяет систематизировано разобрать изучаемый материал.

Каждый блок состоит из нескольких разнозначных модулей: уроки изучение новых знаний (лекция, вводный урок), уроки закрепления знаний (собеседование, проектная работа, зачет), практическое применение полученных знаний и навыков (сочинение, диктант, изложение), урок обобщения и систематизации знаний (конференция, групповая викторина), уроки контроля.

Список литературы

  1. Модуль технология модульного обучения, Кубрушко П.Ф., 2001.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/ www. adu.ru. – 2010
  3. Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч.ред. Т.И.Шамова, П.И.Третьяков. — М., 2001.
  4. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения /А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с. – (Серия «Учебное пособие»).
  5. Цявичене П. Ю. Теория и практика модульного обучения / П. Ю. Цявичене //Сов. Педагогика. — 2009. — № 1.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary