Развитие концепции поведенческих финансов

Развитие концепции поведенческих финансов

Статья описывает ключевые особенности теории поведенческих финансов как коррелятора экономического поведения потребителя. Важность поведения и настроения потребителя не дискредитируют необходимость учета экономического аспекта. В статье рассмотрены также преимущества учета поведенческих финансов и в инвестиционном вопросе, обозначена их роль в экономической системе общества.

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (67), май ‘22

Дата публицакии 26.05.2022

Поделиться

Сфера изучения финансов и финансового рынка настолько широка, что включает в себя огромное количество теорий. Некоторые теории не могут быть подтверждены на практике, и в то же время существует практика, которая никак не обосновывается теоретической базой. К одной из таких концепций можно отнести теорию поведенческих финансов, тезис которой полностью противоречит экономической теории. Если же в экономической теории человек является существом экономическим, то по теории поведенческих финансов деятельность человека ограниченно рациональна. Конечно, большую популярность имеют классические теории, однако и поведенческая экономика приобретает всеобщее признание. Последователи данной теории считают, что людям свойственно поддаваться эмоциям, толпе, особенно в условиях неопределенности. В моменты, когда человек находится под воздействием каких-либо психологических факторов, его поведение может быть нерациональным.

Во второй половине XX века благодаря исследованию израильских ученых Д. Канемана и Э. Тверски поведенческие финансы были выделены как отдельное направление экономической мысли. В широком понимании поведенческие финансы представляют собой симбиоз психологии и финансов и обосновывают иррациональность при принятии индивидуальных решений финансового характера в условиях неопределенности. [1, c. 216]. Данная концепция объясняет поведение потребителя исходя из психологических факторов, а не объективных. Такое явление непосредственно влияет на эффективность и ожидаемую полезность реализуемых финансовых решений.

Современная финансовая наука тесно связана с такими науками, как социология, психология, право, статистика. В условиях рыночной экономики, в которой преобладают также и неценовые факторы спроса, очевидным становится факт влияния «настроения» потребителя на формирование спроса.

Огромную роль также играет и «эффект толпы», согласно которой человек, мыслящий в толпе, действует иначе, чем человек, мыслящий индивидуально. История показывает множество примеров того, что «эффект толпы» побуждал массы действовать нецелесообразно, нерационально. Таким примером может послужить «Золотая лихорадка», при которой коллективное заблуждения добычи золота привело то к 60-м годам большинство легко осваиваемых источников истощились, а золотодобычей начали заниматься комбинаты, имевшие средства на разработку рудных месторождений.

В финансовой сфере данный эффект называется «эффектом каскадного поведения» или «информационным каскадом». С точки зрения экономики данный эффект проявляется тогда, когда потребитель находится как бы в положении «суперпозиции». Он, являясь наблюдателем, следит за всеми участниками рынка выберет для себя наиболее удобное положение, которое используют большинство участников рынка, приводящее к максимизации выгоды. Благодаря эффекту толпы компании могут успешно манипулировать нерациональным поведением людей. Он также показывает, что ажиотажный спрос на рынке формируют первые несколько человек, которые приняли одинаковое решение.

Несмотря на то, что основой поведенческих финансов является психологическая составляющая, данная концепция не дискредитирует и рациональность в своих положениях. Так, существуют некоторые допущения:

  1. Форма и структура получаемой информации влияет на принятие решения потребителем;
  2. Иррациональное поведение оказывает свое воздействие не только на ценообразование финансовых ресурсов, но и на корпоративное решение;
  3. Традиционный взгляд потребителя будет разграничивать доходность и риск, благодаря чему решение, принятое субъектом, будет более взвешенное, вне зависимости от постановки проблемы.

В нынешнее время же данная теория сформулирована на достаточном уровне. Поведенческие финансы также получают широкое распространение в сфере инвестиций. Именно данная концепция может помощь управляющей компании получить некоторое преимущество на рынке конкуренции благодаря ее включению в свою инвестиционную стратегию. Понятие психологии потребителя повысит качество управления портфелем и моделей оценки рынка, а также расширит их возможности. Поведенческие финансы раскрывают все недостатки теории современного инвестиционного портфеля, указывают на все несоответствия в инвестиционном управлении при том условии, что она будет использоваться только по отношению к реальным потребителям, открывая возможность создания более эффективной модели размещения активов в инвестиционном портфеле.

С теорией поведенческих финансов также тесно связана теория неприятия потерь, согласно которой люди испытывают больше неудовольствия от потери, чем удовольствия от получения эквивалентной прибыли. Например, потеря человеком ста рублей будет ощущаться им не так, как случайный выигрыш этих же ста рублей. В рамках этой теории инвесторы воспринимают неприемлемым риск получить убытки. [3, с – 19]

В области экономики, финансов и инвестиций люди принимают экономические решения и действуют под влиянием сложившихся в обществе стереотипов, предубеждений, ошибках в анализе существующей информации и человеческому поведению и настроению. Из этого исходит основное достижение и преимущество экономического подхода с точки зрения поведенческих финансов. Поведенческие финансы решают проблемы и выявляют ошибки анализа, систематизируют их, выявляют источники возникновения этих отклонений в поведении участников экономических отношений, происходит оценка их нерационального поведения, идентификация и оценка рисков. [2, с. 31]

Исходя из приведенных факторов, можно сделать вывод о том, что в современной экономике все больше находит отражение теория поведенческих финансов. Стратегии поведения производителей и потребителей на финансовых рынках не всегда базируются на рациональном поведении и экономической составляющей. Важнейшую роль в формировании спроса, стратегий, инвестиционных прогнозах играет психологический аспект. Конечно, невозможно убрать значимость экономического аспекта, но он не является единственно верным коррелятором экономического поведения людей. Также нельзя не отменить значимость и других факторов. На мотивы и действия других людей также воздействуют социально-демографические, социально-профессиональные и психологические факторы. В рыночной экономической системе человек не просто человек экономический или иррациональный, но еще и социальный, биологический. Все эти характеристики взаимосвязаны и создают полную картину поведения человека на рынке.

Список литературы

  1. Ахметова Г. З., Доронина Т. В., Иванов В. Н., Коберник Е. Г., Маковецкий М. Ю., Рудаков Д. В. – Финансовый менеджмент: учебное пособие, 2020 г., с – 19.
  2. Саркисян, А. Г. Поведенческие финансы и их роль на фондовом рынке / А. Г. Саркисян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — [Электронный ресурс] URL:
  3. Омельянович Л. А., Беляева Е. В., Верич Ю. Л., Долматова Г. Е., Егоркина Т. А., Канеева И. И., Козак А. А., Лобанова М. Е. , Малецкий А. В., Нефедова Ю. В. , Омельянович М. Ю., Руденок О. Ю., Хистева. Е. В., Чайковская О. В. – XXI век: финансы и глобализация: монография, 2019 г. с – 216.
  4. Иванов В.Н., Коберник Е.Г., Маковецкий М.Ю., Рудаков Д.В. Инвестиционный менеджмент: учебное пособие (СЭБ), 2020 г. с – 31.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary