ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ ДОГОВОРОВ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ ДОГОВОРОВ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

26

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (174), Июнь ‘24

Дата публикации 19.06.2024

Поделиться

В статье автор изучает основное правовое регулирование, которое применяется к правоотношениям с участием потребителя.

В современном обществе договоры играют важную роль в регулировании экономических и социальных отношений. Особое значение имеют договоры, заключаемые с участием потребителей, так как такие правоотношения содержат специальный субъект – это потребитель, а также такие договоры затрагивают интересы множества людей и влияют на качество их жизни. В этой статье мы рассмотрим основные аспекты правового регулирования договоров с участием потребителя.

При возникновении правоотношений с участием потребителя между субъектами заключается потребительский договор. Потребительский договор – это соглашение между двумя сторонами, одна из которых выступает в роли потребителя, приобретающего товары, работы или услуги для удовлетворения своих личных, бытовых или семейных нужд, а другая — в роли продавца, исполнителя или производителя этих товаров, работ или услуг.

Правовое регулирование потребительских договоров осуществляется на основе Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) [1], Закона РФ «О защите прав потребителей» [2], а также других нормативных актов, регулирующих отдельные виды договоров, например, договоров купли-продажи, аренды, подряда и др.

При заключении потребительского договора должны учитываться его особенности, которые требуется соблюдать при его заключении. Данные гражданские правоотношения имеют особый субъектный состав, таким образом, законодатель наделяет стороны соответствующими правами и обязанностями и чаще всего потребитель ставится в приоритет. В науке такая особенность потребительских правоотношений вызывает достаточно много дискуссий, так, например, Белов Валерий Александрович в своей научной статье приводит сравнение таких понятий как «потребитель» и «слабая сторона», где сравнение производится в области обязательственных правоотношений. Автор научной статьи упоминает, что потребитель не обладает специальными знаниями для того чтобы должным образом защищать свои права, а также использовать все способы восстановления своих прав, таким образом, является более слабым субъектом гражданских правоотношений [3].

Следующей особенностью, которой обладает потребительский договор, это специальная цель заключения, а именно удовлетворение личных, бытовых или семейных нужд потребителя. Как мы видим, законодатель не указывает на то, что данный перечень может быть дополнен. Из данной особенности вытекает и также то, что образуется специальный предмет таких гражданских правоотношений, а именно предметом могут быть товары, работы, услуги, только предназначенные для личного пользования.

Потребительские отношения достаточно распространенная категория гражданских правоотношений и поэтому правовое регулирование может отражаться не только в области гражданского права, но и в области административного, уголовного и т.к., например, за нарушение законодательства о потребительских договорах предусмотрена административная и уголовная ответственность. Административная ответственность наступает за нарушение прав потребителей, незаконное взимание платы за предоставление услуг, нарушение правил продажи отдельных видов товаров и другие правонарушения. Уголовная ответственность предусмотрена за обман потребителей, нарушение правил торговли и другие преступления.

Таким образом, правовое регулирование отношений по заключению договоров с участием потребителей направлено на защиту интересов потребителей и обеспечение их прав на получение качественных товаров, работ и услуг. Законодательство в этой области постоянно совершенствуется, чтобы соответствовать современным потребностям общества и обеспечить баланс интересов всех участников договорных отношений.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. ст. 3301
  2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 1996. № 3
  3. Белов В.А. Правовая сущность понятий «потребитель» и «слабая сторона» в гражданских правоотношениях// СПС «КонсультантПлюс»
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее