Земля является домом для всего человечества. Если возвратиться к истории, ещё со времён римской империи наличие земельных ресурсов определяло материальное положение людей. На протяжении развития человеческой цивилизации, зачастую, желания конкретных людей закрепить определенные земли за собой, становились причиной людских раздоров, которые приводили к серьезным междоусобицам, сокрушительным войнам. В настоящее время земля, земельные участки также не утратили своей значимости, если выразиться более образно и ярко, можно даже сказать — о некой их «статусности»[3].
Земельные участки, как объекты гражданских правоотношений, занимают большое место, в имущественном обороте практически любого государства. Как вид недвижимого имущества, земельный участок, также является основной для всего человечества. Только ему присуще особые статус присвоения и прекращения прав на него, специфические свойства, и природного объекта, и значимого товара в имущественном обороте. Связанные с земельными участками правоотношения подробно разработаны в теории права, достаточно детально регламентированы на законодательном уровне конкретных государств. Как обоснованно отмечается многими исследователями, для того чтобы земельный участок был признан таковым он должен быть строго соответствовать определенным правовым признакам. При этом разносторонний характер данного объекта правоотношений обуславливает необходимость всестороннего его рассмотрения, поскольку правоотношения, связанные с земельным участком, регулируются как гражданским, так и природоресурсным законодательством.
Так, согласно п.8 статьи 1 Земельного кодекса, правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Содержание правового режима земельных участков более детально раскрывается в земельном законодательстве и законодательстве о градостроительной деятельности[1].
При этом, в отличие от иных видов недвижимости, для индивидуализации земельного участка необходимы сведения о конфигурации его границ и иных пространственных характеристиках, представленные в графической форме. Из вышеуказанного можно подвести итог, земельный участок, как объект современного гражданского права, составляет потребительскую значимость для имущественного оборота, как природный ресурс, он является антропогенной частью природной среды. При этом такие взаимосоставляющие характеристики, в экологически ориентированном обществе тем более, должны соблюдать баланс, не переходя границу, друг друга. И немаловажное значение для реализации указанного соотношения имеют, как грамотная регламентация оборота земельных участков в правовом поле, так и правильное и эффективное применение нормативной базы в данной сфере. Вопросы, которые связаны с земельными участками, в качестве объектов гражданских правоотношений и занимающие важную роль в имущественном обороте современного мира, весьма актуальны в настоящее время.
Список литературы
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 окт. 2001 № 136-ФЗ(с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Апелляционное определение Свердловского областного суда 14.09.2017 по делу № 33-15578/2017.
- Вохмянина, О. С. Юридическая природа института права собственности на земельный участок / О. С. Вохмянина. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 5 (7). — С. 13-15.
- Рожкова О., Воронина С. Оборотоспособность земельных участков как объектов гражданских прав // Российско-азиатский правовой журнал, 2021, № 1. С. 30-35.
- А. П. Нормативно-правовое обеспечение управления и охраны земельных ресурсов и почв (окончание. начало в бюлл. № 6) // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2018. № 1 (127). С. 18–20.
- Сизов, А. П. Нормативно-правовое обеспечение управления и охраны земельных ресурсов и почв (окончание. начало в бюлл. № 6) // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2018. № 1 (127). С. 18–23.