ОЦЕНКА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ ЗДАНИЙ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ОЦЕНКА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ ЗДАНИЙ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Авторы публикации

Рубрика

Пожарная безопасность

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 36 (134), Сентябрь ‘23

Дата публикации 18.09.2023

Поделиться

В настоящее время большое внимание органами Государственного пожарного надзора уделяется усилению пожарной безопасности больниц, диспансеров, интернатов для инвалидов и пожилых людей. Одной из важнейших задач безопасности зданий и сооружений такового назначения является их защита от пожаров. От того, насколько грамотно реализованы все противопожарные мероприятия, зависит безопасность людей и целостность строения. Построение действительно эффективной системы пожарной безопасности в медицинских учреждениях должны соответствовать нормативным документам, а также иметь гарантию своего функционирования.

Правовое регулирование в области пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей (МПЛ) затрагивает все виды деятельности органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности и граждан, пронизывая, таким образом, содержание муниципального и локального обеспечения пожарной безопасности. Законодательство в области обеспечения пожарной безопасности  основано на соблюдении прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ и представлено базовым Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 [1], Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ [2], Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» [3], Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» [4], ведомственными нормативными правовыми актами МЧС России, законами и подзаконными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

          В соответствии с Федеральным Законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ [1]:

– определены общие правовые, социальные и экономические основы обеспечения пожарной безопасности в РФ;

– определены виды и задачи пожарной охраны;

– обозначены гарантии правовой, социальной защиты личного состава ГПС;

 – определено материально-техническое и финансовое обеспечение служб пожарной безопасности;

– обозначены права, обязанности и ответственность граждан, организаций в области пожарной безопасности, а также ответственность за нарушения требований пожарной безопасности и административная ответственность руководителей организаций;

– установлены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.

Вышеупомянутый закон регламентирует:

 – нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности;

– разработку и реализацию мер пожарной безопасности;

– тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

– производство пожарно-технической продукции;

– выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

– информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

– учет пожаров и их последствий;

– особый противопожарный режим;

– научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

– подтверждение соответствия в области пожарной безопасности.

В Федеральном законе № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», принятом 22 июля 2008 года [2], содержатся общие принципы и основные положения технического регулирования в сфере пожарной безопасности. Этот закон определяет основные положения регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает требования к пожарной безопасности для различных объектов, таких как сооружения, здания, пожарно-техническая продукция, производственные объекты и продукция общего назначения. Более того, данный закон вводит системы классификации и терминологию, а также определяет процедуру оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.

В Постановлении Правительства №290 [3] содержится перечень должностных лиц, которые наделены полномочиями госинспекторов по пожарному надзору, а также закреплены их полномочия. Так, в ходе проверки они могут посещать территорию и объекты защиты и обследовать их. При этом они обязаны предъявить служебное удостоверение и копию решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия. Они вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений (в отношении реализуемой продукции - только главные инспекторы), а также временно приостанавливать деятельность проверяемого субъекта при непосредственной угрозе жизни или здоровью людей в случае возникновения пожара. Прописаны обязанности должностных лиц ГПН.

До принятия в 2002 году Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» [5] в Российской Федерации существовали единые нормы строительства и проектирования в виде строительных норм и правил (СНиП). В последующий период СНиПы были заменены на своды правил (СП), которые были разделены на строительные нормы Министерства строительства и требования пожарной безопасности МЧС в развитие соответственно Федерального закона от 30 декабря 2009 г. №284-ФЗ «Технический регламент о безопасности» [6] и Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" [2]. При разделении ранее действующих единых СНиП на нормы строительного проектирования (СП Министерства строительства) и требования пожарной безопасности (СП МЧС России) в СП Министерства строительства предполагалось, что в них не будут присутствовать требования пожарной безопасности. Однако, при корректировке ранее действующих единых СНиП многие требования пожарной безопасности остались во вновь принятых СП Министерства строительства. В нормах Министерства строительства и МЧС России стали находиться дублирующие друг друга требования пожарной безопасности, но большее беспокойство вносили требования, которые противоречат друг другу или имеют некоторое разночтения. Все это приводило к тому, что при прохождении экспертизы проектов, у экспертов возникают дополнительные, а иногда ненужные вопросы к разработчику проектной документации. После постановки данных вопросов экспертом очень часто необходимо было вносить поправки в уже выполненную проектную документацию. В последующее время была проведена работа по удалению требований пожарной безопасности из СП Министерства строительства.

В ФЗ-123 и в сводах правил МЧС России приведены как общие требования для различных классов функциональной пожарной опасности, так и специфичные для конкретного класса. Лечебные учреждения - это общественные здания. Больницы со стационарами относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф1.1, а поликлиники и амбулатории – к классу Ф3.4. Так как своды правил разработаны в соответствии с классификацией зданий по классам функциональной пожарной опасности, то в разделах для указанных классов функциональной пожарной опасности для лечебных учреждений приводится незначительное количество противопожарных требований. В основном эти требования носят общий характер и отнесение того или иного требования конкретно к лечебным учреждениям требует определенного опыта работы с нормами.

Медицинские учреждения являются важной частью инфраструктуры общества и должны быть особенно защищены от возможного пожара. Пожары в таких объектах могут иметь серьезные последствия, включая потерю жизни пациентов и работников, разрушение оборудования и материальных ценностей, а также нарушение непрерывности медицинского обслуживания. Поэтому оценка противопожарной защиты зданий медицинских учреждений является важной задачей для обеспечения безопасности всех вовлеченных сторон.

1. Современная методика оценки риска возникновения пожара в медицинских учреждениях:

- идентификация возможных источников пожара в медицинских учреждениях, таких как электрооборудование, химические вещества и т.д.;

- оценка вероятности возникновения пожара на основе исторических данных, анализа условий эксплуатации и других факторов;

- определение потенциального воздействия пожара на здание и его обитателей.

2. Определение основных мер противопожарной безопасности:

- установка систем автоматического пожаротушения и оповещения;

- регулярные проверки и обслуживание противопожарного оборудования;

- обучение сотрудников правилам пожарной безопасности и проведение учений.

3. Оценка эффективности противопожарной защиты:

- анализ последствий возможного пожара и его влияния на безопасность пациентов и персонала.

- оценка соответствия противопожарных мероприятий нормативным требованиям и стандартам безопасности;

- предложение рекомендаций по улучшению противопожарной защиты.

Реализация эффективных мер противопожарной защиты требует учета особенностей, сложностей и постоянного совершенствования системы безопасности.

Во-первых, одной из особенностей оценки противопожарной защиты зданий медицинских учреждений является необходимость учитывать специфические потребности медицинской сферы. Это означает, что необходимо исходить из особенностей медицинских процедур, наличия лекарственных и химических веществ, а также учета специфического оборудования и материалов, используемых в этих учреждениях. Например, к хрупким инструментам или химическим веществам следует применять специализированные средства и методы противопожарной защиты.

Во-вторых, сложности оценки противопожарной защиты зданий медицинских учреждений связаны с изменчивостью их структуры и функциональности. Медицинские учреждения могут быть представлены различными типами зданий, такими как больницы, поликлиники, лаборатории и другие. Каждый тип здания имеет свои уникальные особенности, которые требуют специального подхода к оценке противопожарной защиты. Например, больницы могут иметь специализированную инфраструктуру для мобилизации пациентов и эвакуации при пожаре, что требует особого внимания при оценке.

Третья сложность связана с необходимостью соблюдения медицинских стандартов и регуляторных требований. Медицинские учреждения подчинены строгим правилам и нормам, установленным различными организациями и ведомствами. При оценке противопожарной защиты зданий медицинских учреждений необходимо учитывать эти требования и обеспечивать соответствие им.

И, наконец, одним из путей совершенствования оценки противопожарной защиты зданий медицинских учреждений является постоянное обновление технических и безопасностных стандартов, а также внедрение новых технологий. Это может включать в себя использование автоматической пожарной сигнализации, улучшение систем пожаротушения, обучение персонала по правилам эвакуации и применению современных методов противопожарной защиты.

Оценка противопожарной защиты зданий медицинских учреждений является важной составляющей обеспечения безопасности пациентов, персонала и имущества. В данной статье была проведена оценка риска возникновения пожара, определены основные меры противопожарной безопасности и проведена оценка эффективности принятых мер. оценка противопожарной защиты зданий медицинских учреждений является сложным процессом, требующим учета особенностей медицинской сферы, структуры и функциональности зданий, а также соблюдения медицинских стандартов и правил. Совершенствование данного процесса возможно через обновление нормативно-технической базы и применение новых технологий, способствующих повышению уровня противопожарной безопасности в медицинских учреждениях.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. №284-ФЗ «Технический регламент о безопасности»
  2. Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г.
  3. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ.
  4. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».
  5. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
  6. Федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании».
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary