К вопросу о развитии риск-ориентированного банковского надзора

К вопросу о развитии риск-ориентированного банковского надзора

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

11

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 17 (62), апрель ‘22

Дата публикации 22.04.2022

Поделиться

В статье рассматривается понятие и сущность риск-ориентированного банковского надзора, определяются его цели, задачи и основные принципы. Констатируется тот факт, что приоритетным направлением деятельности Банка России является развитие риск-ориентированного надзора за всеми существенными видами банковских рисков, включая как традиционно финансовые риски (кредитные риски, риск ликвидности, рыночные и процентные риски), так и нефинансовые риски (организационный риск, правовой риск).

В современный период Банк России в своих официальных публикациях все чаще упоминает о «риск-ориентированном» банковском надзоре [4]. Кроме того, о развитии риск-ориентированного надзора в последние годы достаточно часто говорят ученые в сфере публичного банковского права [8, c. 6].

По мнению С.Е. Дубовой, «риск-ориентированный надзор – это деятельность надзорного органа, направленная на выявление зон повышенного риска в каждом поднадзорном ему финансовом институте, по оценке методов управление рисками, по анализу возникающих в банковском секторе тенденций для создания объективной информационной основы для своевременного принятия превентивных мер» [5, c. 31].

Можно сказать, что в более широком смысле риск-ориентированный надзор – это подход к осуществлению банковского надзора, целью которого является раннее выявление рискообразующих факторов в деятельности поднадзорных субъектов (кредитных организаций), которая характеризуется превентивными мерами и приоритетом содержательного надзорного подхода над формальным.

Необходимо отметить, что интенсивность применения содержательного подхода в отношении определения формы, продолжительности и периодичности при проведении надзора определяется степенью осуществления кредитными организациями действий, связанных с риском.

В Российской Федерации внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении банковского надзора осуществляется в рамках осуществляемой реформы государственного контроля и надзора в целях увеличения как функциональности, так и эффективности действий государственных органов (органов, осуществляющих банковское регулирование и надзор).

Среди основных задач риск-ориентированного банковского надзора необходимо назвать следующие:

- выявление отдельных направлений деятельности, которые характеризуются повышенными зонами риска и могут существенным образом повлиять на финансовую устойчивость кредитной организации;

- раннее выявление, анализ и устранение возникающих проблем;

- применение ряда превентивных мер, с помощью которых осуществляется воздействие на кредитные организации на основании анализа состояния банковского сектора в целом.

В качестве принципов риск-ориентированного надзора О.В. Бобкова, С.Е. Дубова выделяют следующие: «приоритет содержательного подхода над формальным; выявление проблем в кредитных организациях на ранних стадиях их возникновения; совершенствование взаимодействия с финансово-кредитными институтами по вопросам, которые связаны с организацией их деятельности и менеджмента; эффективность мер, которые принимаются, а также их соответствие текущей ситуации в кредитной организации; применение к разным банкам равных мер за совершение одинаковых правонарушений» [2, c. 12].

В ходе реализации Банком России риск-ориентированного подхода банковского надзора в центральном аппарате создана Служба анализа рисков, которая осуществляет анализ рисков на дистанционной основе [8].

Согласно официальной информации, опубликованной на сайте Банка России, 31 января 2020 года, Банк России одобрил более 100 инициатив рынка по оптимизации регуляторной нагрузки на поднадзорных субъектов: «часть принятых предложений нацелена на снижение регулятивной нагрузки в банковской деятельности» [1].

В 2018 г. Центральным банком Российской Федерации был опубликован консультативный доклад о развитии регуляторных и надзорных технологий на финансовом рынке страны. В этом документе приведены международные примеры применения регулятивных технологий (Reg Tech) и надзорных технологий (Sup Tech). Представленный доклад описывает, в основном, возможности внедрения в России технологий, направленных на повышение эффективности надзора, в тот момент как практически актуальным является введение регулятивных технологий, нацеленных на упрощение выполнения требований мегарегулятора и сокращение соответствующих издержек [3].

Данные технологии способны существенно повысить эффективность уже существующей системы риск-ориентированного банковского надзора.

Устойчивость экономического положения кредитной организации оценивается на основании Указания Банка России от 03 апреля 2017 г. № 4336-У «Об оценке экономического положения банков» [9].

Согласно данному нормативно-правовому акту, оценка экономического положения банков осуществляется по результатам оценок: капитала; активов; доходности; ликвидности; процентного риска; риска концентрации; обязательных нормативов [6];

На оценку экономического положения банка напрямую влияет наличие или отсутствие действующих в отношении банка мер воздействия и мер предупреждения банкротства, а также наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций или оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации.

Исходя из оценки названных параметров, Банк России подразделяет все кредитные организации на 5 групп:

 

Группа 1

банки, в деятельности которых не выявлены текущие трудности

 

Группа 2

банки, не имеющие текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их неустранения могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев

 

Группа 3

банки, имеющие недостатки в деятельности, неустранение которых может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей законным интересам их вкладчиков и кредиторов

 

Группа 4

банки, нарушения в деятельности которых создают реальную угрозу интересам их вкладчиков и кредиторов и устранение которых предполагает осуществление мер со стороны органов управления и акционеров (участников) банка

 

Группа 5

банки, состояние которых при непринятии мер органами управления и (или) акционерами (участниками) банка приведет к прекращению деятельности этих банков на рынке банковских услуг

 

Таблица 1. Группы кредитных организации

 

Е.Б. Лаутс был проведен анализ событий и факторов, которые могут повлиять на основные параметры деятельности банка, то есть, анализ действий, свидетельствующих о проводимой кредитной организацией высокорискованной политики. Как указано автором, на возникновение тех или иных трудностей и недостатков напрямую влияют различные банковские риски, а инструменты банковского регулирования направлены на их минимизацию.

Банковский риск – это вероятность возникновения финансовых потерь в процессе осуществления банковской деятельности.

Банковские риски могут классифицироваться по различным основаниям, в том числе, в зависимости от состава клиентов банка, в зависимости от методов оценки рисков, в зависимости от степени риска, особенностей учета названных факторов.

Все указанное свидетельствует о том, что приоритетным направлением деятельности Банка России является развитие риск-ориентированного надзора за всеми существенными видами банковских рисков, включая как традиционно финансовые риски (кредитные риски, риск ликвидности, рыночные и процентные риски), так и нефинансовые риски (организационный риск, правовой риск).

Список литературы

  1. Банк России одобрил более 100 инициатив рынка по оптимизации регуляторной нагрузки [Электронный ресурс] // Официальный сайт Банка России. 2020. URL: https://www.cbr.ru/Press/event/?id=6352 (дата обращения: 20.12.2020).
  2. Бобкова О.В, Дубова С.Е. Риск-ориентированность как стратегическое направление развития надзора за деятельностью финансово-кредитных институтов в России // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». 2020. № 46. С. 10 – 16.
  3. «Вопросы и направления развития регуляторных и надзорных технологий (RegTech и SupTech) на финансовом рынке России»: доклад для общественных консультаций [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской Федерации: официальный сайт. 2019. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/48604/Consultation_Paper_181016.pdf (дата обращения: 20.12.2020).
  4. Доклад для общественных консультаций «Использование в надзорной практике Банка России мотивированного (профессионального) суждения» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Банка России. 2020. URL: (дата обращения: 27.01.2021).
  5. Дубова С. Е. Развитие рискориентированных подходов в банковском регулировании и надзоре: Монография / С.Е. Дубова, А.С. Кутузова. 3-е изд., стер. Москва: Издательство «Флинта», 2019. 180 с.
  6. Инструкция Банка России от 29 ноября 2019 г. № 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией» (ред. от 03.08.2020) // Вестник Банка России. 2020. № 11 – 12.
  7. Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Профессиональное суждение как основополагающий элемент принятия решений в рамках риск-ориентированного банковского надзора // Финансовое право. 2015. № 12. С. 5-8.
  8. Служба анализа рисков [Электронный ресурс] // Официальный сайт Банка России. 2020. URL: https://www.cbr.ru/about_br/bankstructute/sar/ (дата обращения: 28.01.2021).
  9. Указание Банка России от 03 апреля 2017 г. № 4336-У «Об оценке экономического положения банков» (вместе с «Методикой оценки показателей прозрачности структуры собственности банка») // Вестник Банка России. 2017. № 48.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее