Дискурсивная компетенция как компонент коммуникативной компетенции

Дискурсивная компетенция как компонент коммуникативной компетенции

Авторы публикации

Рубрика

Лингвистика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 36 (134), Сентябрь ‘23

Дата публикации 13.09.2023

Поделиться

В настоящей статье рассматривается вопрос о дискурсивной компетенции как компоненте коммуникативной компетенции. Определяется, что ведущее значение в коммуникативном акте играют продуктивные виды речевой деятельности – различные формы говорения и изложения мыслей в письменной форме. Устанавливается, что дискурсивная компетенция является неотъемлемым компонентов коммуникативной компетенции.

Вопросами изучения дискурсивной компетенции занимались такие ученые, как Пономаренко Л.Н. [1], Попова Е.С. [2], Стрельникова Н.В. [4], Сысоев П.В. [5].

Целью исследования является систематизация концепций о дискурсивной компетенции как компонента коммуникативной компетенции.

Согласно ФГОС, обучение иностранному языку в школе имеет цель формирования и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции [4, c. 91]. Сегодня общение на иностранном языке приобретает особое значение в связи с ростом объема и скорости обмена информацией, тенденциями в оценке уровня владения иностранным языком. В связи с этим, чтобы обеспечить социокультурную мобильность, общение на иностранном языке должно занимать важное место в образовательном процессе. Дискурсивная компетентность является неотъемлемым компонентом коммуникативной компетенции. Она представляет собой способность строить и понимать логические, последовательные и целостные утверждения в различные функциональные стили, возможность выбора языковых средств в зависимости от типа высказывания.

Остановимся более подробно на речевой деятельности. Говорение предполагает деление на диалог (полиглог как особый вид диалога) и монолог. Диалог – это продукт взаимодействия участников на основе общей речевой ситуации, имеет структурные, формальные и лексико-грамматические отличия от монолога. Диалогическая речь – процесс более сложный, чем монолог, т. к. одновременно происходит получение и создание, передача информации, часто эти процессы накладываются друг на друга, например, собеседник начинает говорить, когда его партнер еще не закончил. Для диалога характерны стандартные фразы, неполные предложения, эллиптические формы, клише, языковые формулы, эллиптические фразы. В монологе используются полные предложения, с соблюдением норм языка, без опоры на внеязыковые средства (жесты, выражение лица) [5].

Проанализировав общие положения понятия «коммуникативная компетенция», можно прийти к выводу, что понимание закономерностей и процессов речевой деятельности открывает пути для успешного формирования коммуникативной компетенции. Ведущее значение в коммуникативном акте играют продуктивные виды речевой деятельности – различные формы говорения и изложения мыслей в письменной форме. На умении эффективно общаться строится модель современного языкового образования, что требует пересмотра форм, содержания и средств образовательного процесса, использования разнообразных педагогических технологий и подходов в иноязычном обучении.

Способность организовать языковой материал в целостный и взаимосвязанный текст (дискурс) является основным навыком дискурсивной компетенции. Дискурс — это речевое поведение, обладающее экстралингвистическими параметрами (коммуникативные цели участников общения, знание условий общения, времени и собеседника) и лингвистическими характеристиками, присущими тексту [1].

Кроме того, дискурсивная компетентность — это способность использовать соответствующие стратегии при построении и интерпретация текстов. Это относится к выбору последовательности и расположению слов, структур и высказываний для достижения единого устного сообщения. Именно здесь нисходящие коммуникативные намерения и социокультурные знания пересекаются с лексическими и грамматическими ресурсами для выражения сообщений и установок, и создания связных текстов.

Дискурсивную компетентность составляют:

- жанровая компетентность - способность интерпретировать и создавать тексты разных жанров в коммуникативных ситуациях;

- текстовая компетентность - способность создавать и интерпретировать тексты, основанные на знании какие тексты актуальны в различных контекстах;

- социальная компетентность - способность использовать язык с участием в социальном взаимодействии [2].

Дискурсивная компетенция подразумевает знание более сложных факторов, выходящих за рамки текста, и основывается не только на знании языка. Это означает качество использования языка, навыки и умения в речевой деятельности, правильность написания и говорения на иностранном языке, последовательность высказываний.

Формированию дискурсивной компетенции способствует выполнение ряда обучающих задач:

- обеспечивать систематическое, логичное и упорядоченное формирование речевых навыков;

- формировать мотивацию к общению на иностранном языке в процессе обучения.

Дискурсивная компетенция, основанная на определении Е.В. Шумана, - это способность учащегося понимать и создавать логичные и связные речевые высказывания, представленные устно или письменно. Соответственно, дискурсивная сторона коммуникативной компетенции означает качество использования языковых навыков в речевой деятельности, правильность и корректность говорения и письма на иностранном языке, последовательность и информационную насыщенность высказываний, что также означает понимание иностранной культуры.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Ключевой навык дискурсивной компетенции – это способность организовать языковой материал в целостный и взаимосвязанный текст.

2. Дискурсивная компетентность — один из главных компонентов коммуникативной компетенции. Это означает способность построить логические, последовательные и целостные утверждения в различных функциональных стилях, выбирать языковые средства для разных типов высказывания.

Список литературы

  1. Пономаренко Л.Н. Формирование дискурсивной компетенции у студентов педагогических специальностей в процессе межкультурного диалога: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Киров, 2009. 18 с.
  2. Попова Е. С. Пути овладения дискурсивным компонентом иноязычной коммуникативной компетенции // Актуальные вопросы современной педагогики. Уфа: Лето, 2014. С. 108-110.
  3. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. №4 (20) С.115-127.
  4. Стрельникова Н.В. Методика развития дискурсивных умений в процессе обучения иностранному языку учащихся средней школы (теория и практика) // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно- практической конференции 30 июня 2014 г. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. С. 126-130.
  5. Савельева Е.Б., Котова Е.Г., Линева Е.А., Юсупова Т.Г. Роль игровой технологии в процессе формирования коммуникативной компетенции (на примере изучения иностранного языка в младших классах) Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Издательство: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. С. 90-93.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary