АНАЛИЗ ВИДОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

АНАЛИЗ ВИДОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

571

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (20), июль ‘21

Дата публикации 03.07.2021

Поделиться

в статье анализируются виды универсальных компетенций. Главной особенностью является развитие универсальные компетенции, приобретение знаний, умений и навыков. Разграничиваются понятие «компетенция» и «компетентность», «универсальная компетенция». Так в данной статье предложено к рассмотрению 7 видов отечественные универсальных компетенций и примерный перечень 6 видов универсальных компетенций в зарубежном образовании.

Концепция модернизации Российского образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании, на формирование ключевых (базовых, универсальных) компетентностей, готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

При рассмотрении ФГОС второго поколения характеризует ориентация на результаты образования, реализацию системно-компетентностного подхода в образование, развитие компетенцией педагога. В связи с данным требованием ФГОС меняются и требования педагогам. Главное особенностью будет являться развитие универсальных компетенций в профессиональной деятельности педагогов. Таким образом идет перестройка в образование, которая целенаправленно развивает универсальных компетенций у будущих педагогов. Прежде чем говорить об универсальных компетенциях и их видах, необходимо, для начала разграничить понятия: «компетентность» и «компетенция». 

«Компетентность — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным. Итак, компетентность — «это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности». «Компетенции – это успех, усвоенный стратегиями, которые обеспечивают преодоление препятствий на пути к цели деятельности. Тем не менее, все исследователи едины в том, что «компетенция» — «это сочетание знаний, умений, навыков» [3, c. 207].

Теперь можно рассмотреть термин «универсальные компетенции», которое впервые был употреблен в 1992 году в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе» [2, c. 7], но  в 2003-2004 году академик И.А. Зимняя называет их «ключевыми» [1, c.5], ученые Д.А. Махотин и Ю.В. Фролов  в 2004 году называют универсальные компетенции «базовыми» » [4, c. 21].  В 2007 году в методических рекомендациях по разработке проектов ФГОС ВПО их определяют как «общие», в проекте ФГОС ВПО, одобренном Минобрнауки РФ (22.02.2007) они называются «универсальными» [5, c. 19].

«Универсальные компетенции» — это основа для формирования профессиональных (общепрофессиональных) компетенций, которые определяются совокупностью знаний, умений, профессионально-личностных качеств, необходимых любому специалисту для реализации его профессиональной деятельности.

А.В. Хуторской выделяет 7 групп универсальных компетенций в отечественном образовании: 

1.Ценностно-смысловая компетенция связана с ориентирами учащегося, со способностью видеть и понимать окружающий его мир, ориентироваться в нем, умение выбирать правильность действий в своих поступках, принимать взвешенное решение. При проведении урока в школе учитель должен стремиться к тому, чтобы ученики понимали и представляли: что и как он изучает, каким образом полученные знания можно использовать в жизни.

2. Общекультурная компетенция — это отношение, к которому ученик должен обладать знаниями, опытом. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры.

3. Учебно-познавательная компетенция — это совокупность компетенций. Сфера самостоятельной познавательной деятельности. В данную компетенцию входят: знания, планирование, анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности, на которое учитель направляет учеников. Учитель обязан планировать свой урок, грамотно его проанализировать, создать проблемные ситуаций, из которых ученик должен найти правильное решение, сподвигнуть учеников к рефлексии, к оцениваю приобретенных знаний на уроке.

4. Информационная компетенция — это умение самостоятельно искать способы решения, отбирать необходимую информацию, сохранять и учение передавать ее.

5. Коммуникативная компетенция — это создание и написание различных текстов, публичное выступление, общение и работа в группах.

6. Социально-трудовая компетенция — это владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенция личного самосовершенствования — это выполнение заданий с лишними данными, в данной компетенций делается упор на развитие навыков самоконтроля, при котором необходимо иметь такие качества, как настойчивость, самостоятельность, решительность.

Примерный перечень видов универсальных компетенций во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» 

Виды универсальных компетенций в европейском образовании:

1. Изучать: в данном случае говориться о том, что необходимо педагогу уметь извлекать пользу из своего опыта, выстраивать взаимосвязь своих полученных знаний на опыте и правильно их упорядочивать, уметь решать проблемы, самостоятельно занимать своим обучением.

2. Искать: находить и получать информацию, опрашивать окружение, консультироваться с экспертами, умение работать с документами и классифицировать их в правильной последовательности.

3. Думать: находить взаимосвязь между прошлыми и настоящими событиями, занимать позицию в дискуссиях и отстаивать свое мнение, и свою позицию. Видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит работу или обучение.

4. Сотрудничать: уметь работать в паре или в группе, принимать решение и умение улаживать конфликты, уметь договариваться. 

5. Приниматься за дело: включаться в проект, нести ответственность, вносить собственный вклад, уметь также организовать свою работу.

6. Адаптироваться: уметь использовать новые технологии, умение подстраиваться под ситуацию, уметь находить новые решения.

Таким образом, входе проведенного анализа между зарубежной и отечественной литературой, можно сделать выводы: в отечественной литературе, все виды строго установлены, планомерный переход между каждыми выводами, каждый строго выдержанный, ничего нельзя сказать о зарубежной литературе, но видами универсальных компетенции, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике должен обладать каждый педагог для плодотворной работы.

Список литературы

  1. Зимняя, И.А. Название источника: Ключевые компетенции- новая парадигма результата образования [Текст]/ И.А. Зимняя. – Москва, 2009. – 5 с.
  2. Образование в совете Европы. Название источника: Навыки и квалификации для жизни в демократии, 2015. – 7 с.
  3. Исаева, Т.Е. Название источника: Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя. В сб.: Труды международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сб.4. Ростов-н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2007. – 207 с.
  4. Махотин, Д.А., Павлова, А.М. Название источника: Формирование универсальных компетенций студентов в условиях образовательной среды ВУЗа [Текст]/ А. Д. Махотин, А.М. Павлова. – Екатеринбург, 2007. – 21 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Название источника: Министерство образования науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 9 с.