Во время изучения любого иностранного языка нужно формировать межкультурную коммуникативную компетенцию у студентов, так как она необходима в жизни не меньше, чем знание грамматики и богатый словарный запас. Люди с несформированной межкультурной коммуникативной компетенцией чаще других сталкиваются с непониманием, прекращением общения и конфликтными ситуациями. Медиатехнологии наиболее эффективны в формировании у обучающихся данной компетенции, особенно при изучении иностранного языка онлайн.
Достоинства использования мультимедиа-технологий для обучения студентов:
a. Аудио и видео контент, таблицы и графики, в том числе цветные, анимация, презентации, диаграммы, электронные книги, статьи, учебники и тетради, тесты с мультимедийными элементами, онлайн-платформы, web- конференции и вебинары.
b. Быстрая проверка выполненных заданий, корректировка и обновление учебного материала.
c. Возможностькопированияипереносачастейтекстадля конспектирования.
d. Интерактивные веб-элементы, тесты, электронные учебники и рабочие тетради.
e. Ссылки на дополнительную литературу [1, с.97].
Рассмотрим виды мультимедиа технологий и способы их применения:
1. Интерактивная доска. Использование интерактивной доски онлайн, в дистанционном образовании позволяет всем участникам образовательного пространства, включая преподавателей и студентов, взаимодействовать и обмениваться информацией в реальном времени. Её использование увеличивает динамичность занятия. Обладает всеми качествами обычной школьной доски и при этом имеет и более широкие возможности графического комментирования экранных изображений; позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех студентов группы одновременно. Кроме этого, для создания схем, графиков и таблиц на интерактивной доске требуется меньше времени. Еще одной особенностью интерактивной доски является возможность сохранения фиксируемой на ней информации в формате видеофильма.
2. Система интерактивного опроса. Один из вариантов диагностических комплексов. Позволяет проводить мгновенный мониторинг освоения обучающимися изучаемого материала, поскольку система самостоятельно проверяет ответы учащихся и анализирует. Например, показывает такие показатели как «сколько студентов всего прошли опрос», «сколько студентов полностью прошли опрос», «среднее время прохождение» и другие. Доступ к опросу преподаватель предоставляет с помощью ссылки, домена или QR-кода.
3. Различные образовательные программы. Применяются для индивидуального подхода к каждому студенту. Позволяют преподавателям адаптировать учебные материалы, методы обучения, учебные планы к индивидуальным потребностям и уровню учебных способностей каждого студента.
4. Мультимедийный экран. Студенты слушают лекцию преподавателя и одновременно видят перед собой презентацию с текстом, статическими и анимированными изображениями. Всю информацию с экрана можно сохранить и распечатать.
5. Сетевые образовательные программы. Открытые образовательные ресурсы, возможно взаимодействие между участниками. Используются ресурсы нескольких образовательных организаций, в том числе иностранных.
6. Имитационные технологии. Это метод воспроизведения в условиях обучения процессов, происходящих в реальной жизни, в профессиональной деятельности. Применение в игровой форме (деловые игры), которые позволяют создавать виртуальные среды, имитирующие реальные ситуации и процессы. Они используются для обучения студентов практическим навыкам и умениям.
Мультимедийные технологии – важная часть обучения студентов иностранным языкам. Во время преподавания используются не только текстовые, но и аудио- и видео- материалы, способствующие формированию межкультурной коммуникативной компетенции у обучающихся. Студенты, по заданию преподавателя, просматривая видео материалы, слушая аудио контент и читая тексты, познают не только особенности изучаемого языка, но и культуру, историю иной страны, получают страноведческие, фоновые знания. Преподаватели отбирают для обучающихся различные мультимедийные материалы и для улучшения навыков произношения, разъяснения сложных языковых аспектов. Студентам весь контент доступен для изучения в любое удобное для них время, с любой кратностью использования.
Многие специалисты в области теории и практики межкультурной коммуникации, такие как В.В.Сафонова, Г.В.Елизарова, С.Г.Тер-Минасов, А.Вежбицкая, Н.Д.Гальскова, П.В.Сысоев и другие, считают неэффективным и невозможным обучение иностранному языку без обучения культуре изучаемого языка, а также законов и принципов межкультурного общения [2, с.175].
Изучение культуры важно для понимания особенностей общества, традиций, ценностей и норм поведения других народов. Освоение иностранного языка и культуры должно проходить одновременно, это развивает толерантность, открытость, гибкость мышления, что важно для успешной адаптации в многонациональном мире.
Межкультурная коммуникативная компетенция – это способность учащихся обеспечивать общее понимание людей с различной социальной идентичностью и их способность взаимодействовать с людьми как со сложными человеческими существами с множественными идентичностями и собственной индивидуальностью [4, с. 550].
Существуют 3 группы компонентов структуры межкультурной коммуникативной компетенции:
1 группа – когнитивный компонент. В неё входят: система знаний личности о культуре, особенностях национального менталитета; представления о ценностных ориентирах чужой культуры; способность получать и использовать информацию;
2 группа – аффективный компонент. Это эмоционально-оценочное отношение человека к межкультурному взаимодействию и его субъектам: проявление толерантности, эмпатии и ценностного отношения к культуре.
3 группа – процессуальный компонент. Представляет собой конкретные действия толерантного/интолерантного реагирования: желание общаться/дистанцироваться/демонстрировать акты агрессии по отношению к индивидам иных культурных групп.
Формирование межкультурной компетенции осуществляется в процессе:
- ознакомления с условиями жизни в зарубежных странах;
- освоения знаний повседневной культуры и культуры проведения праздников;
- знакомства с молодёжной, студенческой субкультурой;
- критического осмысления социальных проблем и тенденций;
- эмоционального соприкосновения и интеллектуальной работы с образцами высокой культуры [3, с.172].
Рассмотрим каждый из названных способов формирования межкультурной коммуникативной компетенции у студентов. Первый – это ознакомление с условиями жизни в зарубежных странах. Данную компетенцию можно развить, изучая социально-политическое, экономическое устройство иной страны. Освоение знаний повседневной культуры и традиций проведения праздников, знакомство с молодёжной, студенческой субкультурой возможны при посещении страны изучаемого языка (реально и виртуально) и при общении с её представителями, в том числе с помощью интернета. Критическое осмысление социальных проблем и тенденций появляется при просмотре фильмов и сериалов, чтении аутентичных текстов, содержащих интеркультурный компонент, – книг, газет и журналов, публикаций. Процесс эмотивного постижения и когнитивного освоения образцов высокой культуры может проходить виртуально в музеях, на выставках разной направленности, в разных городах страны.
Использование информационных технологий, потенциала мультимедиа позволяет более эффективно преподавать иностранные языки, формировать межкультурную коммуникативную компетенцию у обучающихся, создавать благоприятные условия для успешного адаптации студентов к особенностям иной культуры, к будущей профессиональной деятельности.
Список литературы
- Мультимедийные средства в образовании: учебник / В.В. Андреев, Н.В. Герова, А.А. Москвитина, О.М. Роговая ; РГУ им. С.А. Есенина. – Рязань, 2012. – 128 с Шеваршинова Е.И. Применение медиатекстов с целью взаимосвязанного обучения иностранному языку и межкультурному общению студентов языковых факультетов // Научно-методический журнал «Наука и школа», 2015, №1.
- Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: учебник. М.: ТК Велби, 2004.
- Арипова Ф. Ш. Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях глобализации образования / Ф. Ш. Арипова, Г. Н. Давлятова. // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). – С. 549-551.