ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

8

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (102), Февраль ‘23

Дата публикации 03.02.2023

Поделиться

В данной статье описываются возможности по формированию языковой компетенции, имеющиеся в арсенале учителя при изучении имени существительного в начальной школе. В связи с тем, что имена существительные являются самой многочисленной группой среди других категорий, грамотное употребление в речи различных их форм позволяет учащимся уверенно чувствовать себя в разнообразных речевых ситуациях.

Современное общество активно использует в своей деятельности информационные технологии. В связи с этим требуются изменения в образовательном процессе. Традиционные методики, которые ранее использовались в образовательном процессе, сменяются использованием компьютерных  технологий. Все это позволяет расширить интеллект обучаемых, их развитие. При всех своих положительных моментах, данный факт имеет и негативное влияние на учащихся, а именно у детей происходит «отторжение» ребенка от общения с окружающими людьми. Соответственно у учащихся становится невостребованным такой компонент как коммуникативная компетенция, без которой соответственно невозможно развитие личности.

Важную роль в создании и воспитании личности играют уроки русского языка и литературного чтения, именно на этих занятиях учащиеся имеют возможность развить свою речь, научится грамотно вести диалог.

В ходе данных уроков у учащихся формируются коммуникативные, языковые и лингвистические компетенции, которые не отделимы друг от друга. Главная цель компетентностного подхода к преподаванию русского языка и литературы заключается в формировании всесторонней личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладения культурой речевого общения и поведения.

Таким образом, для формирования всех вышеизложенных компетенций благоприятное воздействие оказывают уроки русского языка. Рассмотрим основные понятие по теме нашего исследования.

Языковая компетенция — способность ученика употреблять слова, их формы, синтактические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете — владение богатством языка как условие  успешной речевой деятельности.

Данная компетенция представляет собой результат осмысления речевого опыта учащихся. Языковая компетенция включает в себя знание науки о русском языке, а также предполагает усвоение лингвистических понятий. Итак, эта компетенция обеспечивает познавательную культуру личности учащегося, развивает его логическое мышление, память, воображение. Кроме всего прочего ученики овладевают навыками самоанализа, самооценки.

Коммуникативная  компетенция — это способность к реальному общению адекватно целям, сферам, ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию  и взаимопониманию, это умения и навыки с учетом того, с кем мы говорим, где мы говорим и с какой целью.

Итак,  возникает вопрос, что же может сделать учитель русского языка и литературы в процессе преподавания, чтобы сформировать данные компетенции у учащихся.

Роль имени существительного в речи человека сложно переоценить, так как они составляют сорок процентов всех употребляемых человеком слов. Данные слова обозначают предмет или какое-либо явление. Безусловно, огромную роль играет их многозначность в речи, и использование в форме подлежащего, сказуемого. Таким образом, уроки русского языка имеют огромное значение в общеобразовательной подготовке учащихся.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризует новые  подходы к определению целей обучения и выбору  конкретных технологий и методик. В качестве специальных целей преподавания русского языка в школе в Федеральном компоненте государственного стандарта выделяются языковая, коммуникативная, лингвистическая и культуроведческая компетенции.

Переход  в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общения, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью  становится учение, изменяться уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся  отношения ребёнка с окружающими.

Для младших школьников остается немаловажным проведение уроков в формате игры. Игра, для учащихся, как вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В этой связи одной из методик преподавания  на уроках русского языка являются речевые игры, которые являются средством усвоения умения эффективно пользоваться языковыми средствами. Итак, речевые игры  - это разновидность игр с правилами.

 В  речевых играх дети не только усваивают звания, но также развивают свою  эмоционально волевую сферу, учатся взаимодействовать, общаться друг  с другом. Играя дети становятся более раскрепощенными, в ходе игры детям проще высказывать свои мысли, они становятся более раскрепощенными, кроме того школьник должен сам придумывать правила, брать ситуации в свои руки, что способствует развитию их лидерских качеств.

Таким образом, использование на уроках русского языка речевых игр, в том числе при изучении имени существительного, способствует пониманию учащимся смысла высказывания, учит детей определять главное, распознать отдельные речевые образцы и сочетания слов, развивать слуховую память ребенка, обогащает словарный запас. Речевые игры способствуют развитию языковой компетенции, что выполняет требование стандарта и формирует в школьнике умение правильно и грамотно говорить, читать и писать, что важно для освоения всех общеобразовательных предметов.

Список литературы

  1. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский в школе. – 2016. – №1. – С. 3–8.
  2. Вятютнев М.Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков // Иностранные языки в школе. – 2014. – №4. – С. 67–76.
  3. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях // О чем спорят в языковой педагогике. – М.: Еврошкола, 2004. – 236 с.
  4. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В. Хуторской. – М.: Ин-т новых образовательных технологий, 2021. – 173 с.
  5. Черепанова Л.В. Инновационные технологии обучения русскому языку: рефлексивное обучение: учебное пособие / Л.В. Черепанова. – Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2012. – 127 с.
  6. Шанский Н.М., Быстрова, Е.А. Методика преподавания русского языка в современных условиях / Н.М. Шанский, Е.А. Быстрова // Русский язык в национальной школе. – 2015. – №1. – С. 3–10.
  7. Язовицкий Е.В. Говорите правильно: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение. – 2018. – 127 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее