Развитие выставочной деятельности в россии

Развитие выставочной деятельности в россии

В настоящее время выставочно-ярмарочная деятельность является важным инструментом инвестиционной и макроэкономической и политики. Выставки и ярмарки обеспечивают мобильность рынка, создвавая необходимое информационное поле, формируют объемные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджет страны.

Авторы публикации

Рубрика

Архитектура, дизайн, строительство

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (18), июнь ‘21

Поделиться

Вектор развития и тенденции, которые породили мировые всемирные выставки, оказали большое влияние на выставочное строительство в России в XIX – начале ХХ веке. Архитектура развивалась в общем контексте с мировой практикой, что отмечает Е.И. Кириченко: «Момент восхищения техникой в XIX веке был чрезвычайно силен. Вне этого обстоятельства не может быть понята специфика выставок. После строительства Хрустального дворца архитектура не только всемирных выставок, но и национальных, в том числе всероссийских выставок, превращается в способ демонстрации новейших конструктивно - технических достижений».

Стоит упомянуть об организации русских отделов на выставках за рубежом. Именно на всемирных выставках произошло укрепление международного престижа России и впервые произошло знакомство иностранцев с культурой, достижениями промышленного и   сельскохозяйственной производства, с самобытной русской архитектурой и изобразительным искусством.                     

Россия начала принимать участие с самых первых выставок, а именно с 1851 года в Лондоне. Далее, Россия будет принимать официальное участие во всех всемирных (кроме Парижской 1889 г.) и многих международных выставках. Частое совпадение дат проведения выставок ограничивало возможность России принимать официальное участие во всех выставках. Но, основной причиной, все таки являлось то, что расходы по организации русских отделов приходились на государственный бюджет. Чтобы минимизировать расходы, правительство, отказавшись от официального участия, предлагало обращаться непосредственно к русским промышленникам. Так, с 1851 по 1914 гг., Россия принимала участие в более чем 160 различных выставках.

Начиная с первых павильонов, возведенных на Всемирной выставке в Париже в 1867 г., Россия выступала в формах древнерусского зодчества. Одним из немногих исключений стали павильоны на международных выставках 1911 г. в Риме и Турине, выдержанных в стиле русской классической архитектуры.

Отечественные постройки, будучи по своему художественному решению яркими, всякий раз оказывались в числе самых заметных национальных сооружений. Постройки того периода отражали и тенденции, происходящие в самой России, а с другой - рефлексией организаторов на архитектуру нового типа.

Несмотря на временность сооружений, русские архитекторы и художники стремились создать оригинальный образ национального выставочного павильона. Такой путь позволил утвердиться русской национальной культуре на Западе.

Отправной точкой развития выставочной деятельности можно считать период правления Петра I, который регулярно устраивал «смотрины» российских товаров. Масштаб был крайне малым и проводился он в основном для круга приближенных. Первая же публичная Выставка российских мануфактурных изделий состоялась в 1829 г. в Санкт - Петербурге в построенном специально для этого мероприятия здании. В честь этого было выпущено специальное «Положение о выставке», утвержденное самим царем.

Идея строительства выставочного здания в России возникает еще в начале XIX века и связана с деятельность Строительного комитета Санкт-Петербурга. В 1807 г. был выполнен проект 4-этажного универсального здания «для разных городских потребностей», верхний этаж которого предназначался для постоянной выставки изделий русской промышленности. Здание должно было располагаться между Садовой улицей, Апраксиным и Чернышевым переулками, там, где сейчас находятся корпуса Апраксина двора. Но реализаци помешала большая смета и недовольства различных учреждений, которые должны были въехать в будущее помещение.

Нереализованное здание своей объемно-пространственной структурой напоминает павильон: круглый в плане под открытым небом в виде ионической колоннады предназначался для крупногабаритных экспонатов. Можно сказать, что рассмотренный пример представляет историческую ценность, так как являются первым документальным материалом, свидетельствующим о возникновении и развитии в России идеи промышленных выставок и соответствующей этому типу сооружений архитектуры.

В 1824 г. министр финансов граф Е.Ф. Канкрин обратился к Александру I с представлением о постройке здания для выставок российских мануфактурных произведений на Стрелке Васильевского острова. Строительство выставочного зала осуществляла «Комиссия для окончания строений на Биржевой площади», созданная в 1825 г., в состав которой входил архитектор И.Ф. Лукини.

Список литературы

  1. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т.12, М., 1975, с. 263.
  2. Всероссийская выставка. Собрание выставочного комитета // Русское слово. 19 июня 1914 г.
  3. Значение выставки для города // Вестник Всероссийской выставки 1913 года в Киеве, 1912, No 2. С. 26.
  4. Клике P.P. Художественное проектирование экспозиций. М.: Высшая школа, 1978. 368 с. 18
  5. Шпаков, В.Н. История всемирных выставок / В.Н. Шпаков. — М.: ACT: Зебра Е, 2008.-384 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary