Современные социокультурные условия, определенные государственными нормативно-правовыми документами. требуют, как минимум, следующих педагогических условий:
- Формирования на уровне каждой образовательной организации, на уровне каждого муниципального и регионального образований, а также на государственном уровне эффективной структуры управления воспитательной системой для детей, подростков, молодежи;
- Включения в воспитательные системы любого уровня современных инновационных технологий и управления и реализации;
- Объединения усилий всех структур социализации в управление реализаций воспитательных взаимодействий с применением инновационных подходов к воспитанию.
При этом проблемы воспитания в современном обществе являются одной из наиболее актуальных тем для обсуждения как среди педагогов, так и среди родителей и ученых. Современное общество характеризуется быстрыми изменениями, вызванными развитием технологий, глобализацией и изменениями в социальных структурах, что оказывает значительное влияние на процессы воспитания. Одной из главных проблем современного воспитания является влияние цифровых технологий и интернета на развитие детей и подростков. Еще одной значительной проблемой является изменение традиционных семейных структур. Глобализация и миграционные процессы также влияют на воспитание в современном обществе. Одной из острых проблем остается вопрос социального неравенства, которое отражается на доступности качественного образования и воспитания. Так же можно отметить следующие проблемы: недостаточная разработанность управления воспитанием под запросы общества; слабое стратегическое мышление у педагогов в области управления воспитанием; формальность подходов к управлению воспитанием в образовательных организациях; организационная пассивность на всех уровнях управления воспитанием; игнорирование влияния социокультурных условий на создание систем воспитания [2].
Уже на данном этапе педагогического исследования мы установили, что все вышеназванные проблемы должны решаться комплексно, с одной стороны от органов власти, которые должны предоставлять больше прав и свобод в управлении, с другой же стороны изменения необходимо начинать изнутри путем создания вариантов воспитательной системы с учетом современных социокультурных условий. Этим и обусловлена актуальность темы, которую мы рассматриваем в данной статье.
Формирование структуры управления воспитательной системой для детей является сложным процессом, который требует учета множества факторов.
Совместные усилия всех участников воспитательного процесса могут привести к положительным изменениям, которые повлияют на будущее поколение и общество в целом. Важно, чтобы родители, педагоги и государственные структуры работали в едином ключе. Трансформация воспитательных практик, адаптация к новым технологиям и учет культурных различий помогут создать более справедливое и устойчивое общество [2].
В педагогической теории и практике в управлении воспитательной системой для детей принято использовать несколько ключевых структур, которые выступают как педагогически, психологически и социально значимые субъекты воспитательных взаимодействий:
1. Семья: Первичная воспитательная структура, играющая основную роль в формировании личности ребенка.
2. Образовательные организации: Школы и дошкольные учреждения, где осуществляется формальное образование и воспитание.
3. Психолого-педагогические службы: Эти структуры занимаются поддержкой детей с особыми образовательными потребностями, обеспечивая психологическую и консультативную помощь.
4. Социальные учреждения и службы: Включают центры социальной поддержки, которые помогают детям из неблагополучных семей и обеспечивают защиту прав детей.
5. Государственные органы управления образованием.
6. Общественные организации и объединения: Неправительственные организации, активно участвующие в воспитательном процессе.
7. Сообщество воспитательных агентов воспитательных взаимодействий. Важно вовлечение локального сообщества в воспитательный процесс.
Эти структуры функционируют в взаимодействии друг с другом, создавая целостную воспитательную систему, направленную на гармоничное воспитание и развитие детей.
Проведенный нами анализ теории и практики управления воспитанием и формирования некоторых вариантов воспитательных систем позволил нам систематизировать необходимые нам инновационные подходы для проектирования управления воспитательной системой для детей в современных социокультурных условиях:
- Во – первых необходимо включить в управление воспитательной системой разработку индивидуальных образовательно-воспитательных траекторий.
- Во – вторых, необходимо управлять использованием технологий виртуальной и дополненной реальности, что несомненно позволит создать интерактивные и увлекательные воспитательные среды, обеспечивающие успешность мотивации детей в воспитательной системе.
- В – третьих, в управлении, исходя из современных социокультурных реалий общества необходимо разумное применение искусственного интеллекта, который даст возможность автоматизировать рутинные задачи, обеспечит реальную персонализацию образовательно-воспитательных воздействий, будет направлен на непрерывный анализ результатов деятельности воспитательной системы.
Современные инновационные технологии и четкий инновационный подход несомненно необходимы в управлении воспитательной системой для детей, а также обеспечивают следующие направления управленческой деятельности:
1. Персонализация обучения: Инновационные технологии позволяют адаптировать образовательные программы и воспитательные взаимодействия в рамках этих программ под индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка [3].
2. Постоянный доступ к необходимой и позитивной воспитательной информации. Современные инновационные управленческие технологии обеспечивают быстрый доступ к актуальной информации и ресурсам, что расширяет возможности для включения в единую воспитательную среду России на всех уровнях воспитания патриота и гражданина [4].
3. Развитие цифровых навыков как у тех, кто управляет воспитательной системой (учителя, родители, представители социальных и социокультурных систем и др.), так и у тех, кто находится в сфере воспитательных взаимодействий (школьники, школьные сообщества, дети различных возрастов). В современном мире важно развивать навыки работы с цифровыми технологиями, что способствует эффективности управления воспитательной системой через современные цифровые сервисы и платформы, в детей включать в различные воспитательные взаимодействия такие как духовно-нравственное воспитание, подготовка к будущей профессии и жизни в цифровом обществе [4].
4. Интерактивность и вовлеченность через управление во всех сферах воспитательных действий. Современные технологии, такие как образовательные приложения и платформы, делают управление процессом воспитания и всей деятельностью воспитательной системы более интерактивным и увлекательным, что увеличивает интерес детей к взаимодействиям в области воспитания [3].
5. Экономия времени и ресурсов от управления процессом формирования воспитательной системы (в части ее непрерывной трансформации под потребности общества), до управления функционированием воспитательной системы во времени и пространстве. Автоматизация процессов управления и организации воспитания позволяет оптимизировать время и затраты, уделяя больше внимания непосредственно детям.
6. Инновационные методы управления в воспитательной системе процессами обучения и воспитания необходимо дополнять такими технологиями, как виртуальная и дополненная реальность, что позволяет управлять новыми возможностями для практического обучения и воспитания путем погружения в тематику образовательно-воспитательных процессов социума и государств [1].
7. Мониторинг и оценка эффективности управления в воспитательной системе невозможна без современных инновационных инструментов, которые позволяют эффективно отслеживать развитие каждого ребенка, что дает возможность своевременно вносить коррективы в воспитательный процесс.
Использование инновационных технологий в управлении воспитательной системой не только повышает качество образования, но и через управление воспитательной системой способствует подготовить детей к вызовам современного мира, развивая их навыки и способности в области духовно-нравственных основ личности и их жизнедеятельности как гражданина и патриота своей страны.
Рассмотренный нами анализ теории и практики в области создания и функционирования воспитательных систем позволяет сделать следующие выводы:
- Внедрение инновационных технологий управления воспитательной системой позволит сделать ее более эффективной, интересной и адаптированной к современным реалиям.
- Важно помнить, что технологии – это лишь инструмент, а ключевую роль играет профессионализм педагогов и их умение использовать эти инструменты для достижения целей воспитания.
- Инновационный подход к управления воспитательной системой гарантирует не только ее эффективность, но и обеспечивает возможность ее результативного взаимодействия с воспитательными системами иных образовательных организаций на всех уровнях управления воспитанием.
Список литературы
- Асхадуллина Н. Н., Ерёмина А. П. Инновационные способы организации воспитательной деятельности в профессиональном образовании / Н.Н. Асхадулина, А.П. Ерёмина – Текст статьи: // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2021. - № 3 (231). – С. 87-92. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-sposoby-organizatsii-vospitatelnoy-deyatelnosti-v-professionalnom-obrazovanii/viewer
- Перфильева, П. А. Проблемы воспитания в современном обществе / П. А. Перфильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 139-140. — URL: https://moluch.ru/archive/531/117007
- Федотова Е.П., Пилюгина С.А. Эффективные модели управления образованием в Саратовской области: учебно-методическое пособие / сост.: Е.П. Федотова, С.А. Пилюгина. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2024. – 48 с. URL: https://soiro64.ru/wp-content/uploads/2024/08/9_jeffektivnye-modeli.pdf
- Хаблиева, С.Р. Основные подходы к формированию цифровых навыков / С.Р. Хаблиева – Текст // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2022. – № 3 (40). – С. 36-42. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-formirovaniyu-tsifrovyh-navykov/viewer