Актуальность данной проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц. имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. На пути создания «общества для всех» одним из приоритетных направлений социальной политики государства является проведение комплекса мер по социальной реабилитации, адаптации и интеграции лиц с ОВЗ.
Проблема социальной работы с лицами с ОВЗ являлась актуальной во все без исключения этапы развития общества. В настоящий период она имеет не только сугубо медицинский, но также социальный характер. Ограниченные возможности здоровья рассматривается как проблема всего общества, а не как проблема отдельного человека. Общество должно видеть ценность человека с ограниченными возможностями, так как ценность любого человека является важной составляющей, поэтому общество должно сконцентрироваться на устранении разных проблем и барьеров, которые возникают перед людьми с ограниченными физическими возможностями. Лица с ОВЗ считаются полноценными гражданами наряду с абсолютно всеми другими членами общества. Они имеют такие же права. С учётом их своеобразных потребностей, им нужна поддержка и помощь [3].
В социальной работе под технологией социальной работы с лицами с ОВЗ подразумевают последовательность действий специалиста, нацеленную на восстановление и развитие навыков и способностей для самостоятельного функционирования человека с ограниченными возможностями. Конечным результатом применения социальных технологий считается полное или неполное восстановление способностей лиц с ОВЗ к социальной, бытовой, профессиональной деятельности.
«Особая роль в разработке теории социальной работы принадлежит ученым, специализирующимся в данной области, их тесному сотрудничеству с практическими работниками, с учеными других областей научного знания. То есть. Системный подход как синтез теории и практики, вовлечение практических работников в союз с исследователями становится объективной необходимостью и условием повышения эффективности социальной работы, которой предстоит занять важную роль в жизни современного общества и в будущем» [2]. Социальную pa6oiy в широком смысле можно интерпретировать как любое воздействие, направленное на преобразование общества или отдельно взятого индивида, а в узком обычно связывают с деятельностью по предупреждению и разрешению проблем, конфликтов и социальных патологий.
Согласно Российскому законодательству, в частности №442 - ФЗ от 28.12.2013г. ”06 основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» основанием для предоставления индивиду определенного объёма социальной помощи «является ограничение системы его жизнедеятельности, т.е. полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятием трудовой деятельностью.
Социальная работа с лицами с ОВЗ и пожилыми людьми в настоящее время является особым и приоритетным видом социальной помощи, так как проблемы лиц с ОВЗ в настоящее время имеют не только узко групповую значимость, но и затрагивают все общество в целом, как универсально, социально значимые. В современном законодательстве РФ понятие «лица с ОВЗ » относится к лицу, нуждающемуся в оказании социальной помощи и защиты в связи с ограничением его жизнедеятельности в силу умственных и физических недостатков [1]. Подобный генезис общественного сознания и настроения обусловлен рядом основных причин:
• повышением уровня социальной зрелости общества;
• совершенствование и развитие материально - технических и экономических возможностей;
• повышение интенсивности развития человеческой цивилизации;
• рациональное использование человеческих ресурсов.
Социокультурные, исторические, медико-социальные исследования ОВЗ позволяют сделать вывод о том, что в большинстве случаев она является производной общества, а важнейшими причинами и факторами являются:
• низкий уровень развития здравоохранения;
• бедность;
• вредные и опасные условия труда;
• противоречивые нормы и ценности;
• неудачный процесс социализации и т.п.
Существуют множество технологий социальной работы с лицами с ОВЗ, которые отличаются друг от друга, перечислим наиболее значимые из них, которые чаще применяются в практической деятельности специалиста по социальной работе: технология социальной реабилитации, социальной терапии и социальной адаптации, социальной диагностики и др. [6].
Как технология социальная реабилитация лиц с ОВЗ содержит комплекс мер, нацеленных на восстановление человека в социальном статусе, правах, улучшении его дееспособности, здоровья. Основной целью является изменение социальной сферы, условий жизнедеятельности человека с ограниченными возможностями, которые были нарушены или ограничены.
Одной из ключевых технологий социальной работы является социальная терапия. Она ориентирована на достижение максимально возможного уровня социального здоровья человека с ограниченными возможностями, с помощью комплекса приемов и техник социального, изобразительного, музыкального творчества. Так как активное участие в разных видах творческой работы дает возможность для преодоления появившихся социальных или личностных затруднений человека, гармонизации системы его отношений с другими людьми, социальной и природной средой существования.
Социальную адаптацию лиц с ОВЗ можно определить как его интеграцию в общество, в ходе которой он оказывается в разных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных взаимоотношений. Социализация человека с ограниченными возможностями происходит именно под воздействием норм и механизмов, норм социального поведения, установки которого он усваивает [5].
Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, социальной проблемы, которые нельзя решить традиционными методами и существуют они в двух формах: в виде проектов, документов и как реально развивающиеся социальные процессы.
Так вошли в жизнь и распространяются довольно хорошие новые терапевтические технологии:
1. Арттерапия - способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности. Арттерапия несет в себе следующие функции: компенсирующие, развивающие, обучающие [2].
2. Библиотерапия — метод психотерапии, основанный на педагогических дидактических принципах. Осуществляется при помощи книг [2].
3. Музыкотерапия и танцетерапия. Помогает людям с ограниченными возможностями здоровья выразить свои чувства и конфликты, выплеснуть отрицательные эмоции. Оказывает тонизирующие влияние.
4. Трудотерапия - методика направлена на адаптацию детей с ОВЗ к жизни в домашних условиях. Результатом является обучение детей обычным трудовым, бытовым навыкам в жизни.
5. Игротерапия - специфический способ работы с детьми (в том числе с лицами с ОВЗ), который требует определенных навыков и предварительного обучения. Данный вид терапии оказывает эффективный результат при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении [4]. В организации терапевтического процесса А.И. Захаров выделяет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции игры [3]. Все три связаны между собой и реализуются как в спонтанной, так и в направленной игре. Одним из направлений игротерапии является: сказкотерапия, которая используется для интеграции личности ребенка с ОВЗ, развития ею творческих способностей. Так, используют:
• Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх перед медицинским кабинетом и т.д.
• Сказки для гиперактивных детей.
• Сказки для агрессивных детей.
• Сказки для детей, страдающих расстройством поведения и др.
Новейшие, хотя и давно известные методы лечения, адаптации и помощи, также имеют большие шансы стать инновацией.
Это анималотерапия - лечение с помощью животных. К ним относится:
1. Иппотерапия - лечебная верховая езда. С давних античных времен люди знали о пользы верховой езды для восстановления больных и раненных. Люди, нуждающиеся в физической, психосоциальной и личностной реабилитации и адаптации, занимающиеся верховой ездой, перестают чувствовать себя полностью зависимыми членами общества [2]. Эффект от верховой езды особенно заметен у людей, страдающих церебральным параличом и рассеянным склерозом. Лечебная верховая езда является одной из форм лечебной физкультуры. Лошадь выступает здесь в качестве инструмента реабилитации. В наше время такой тип терапии применяется во многих регионах в центрах иппотерапии [3].
2. Очень положительно влияют на любых людей рыбы. Людям, постоянно находящимся в стрессовом состоянии, страдающим от депрессии, по словам экспертов, необходимо наблюдать за рыбами. Очень помогают аквариумы дома, на работе, в детском саду и т.д. Это помогает при лечении гипертонии, невроза, а лечение очень простое - наблюдать за рыбками от 15 минут до 2 часов в день. Хозяева аквариумных рыбок, по статистике, намного больше времени проводят с семьей [3].
3. Фелинотерапия (лечение кошками) одна из самых развитых отраслей петтерапии. Эти привычные нам животные обладают огромным медицинским потенциалом. Ученые Англии, США, Германии, проводившие исследования в специфических клиниках для умственно отсталых детей, выяснили, что кошки помогают людям, страдающим нервными расстройствами, повреждениями мозга и даже полному исцелению зависимых от алкоголя и наркотиков. В Англии общение с кошками прописывают как лекарство при депрессии и шизофрении. Кроме того, исследователи из Берлинского института геронтологии установили, что заядлые «кошатники» живут в среднем на 10-15 лет больше, чем все остальные люди [4].
4. Дельфинотерапия. В 70-х годах прошлого века начали проводить исследования и на сегодняшний день выяснили, что дельфинотерапия особый эффект проявляет при лечении пациентов, страдающие синдромом Дауна. Общение с дельфинами, особенно влияет на состояние памяти и речи, наблюдаются улучшения взаимоотношений в семье, хорошо лечатся расстройства эмоционального плана. Много положительных результатов по изучению дельфинотерапии имеется в Японии. Интересны результаты исследования, проводившиеся в Панаме: просто коммуникационный контакт и просто прикосновение к дельфину увеличивает интерес к познанию и концентрации внимания у больных аутизмом. В России были проведены исследования контакта больных энурезом, логоневрозом и лиц с фобическими отклонениями, улучшения зафиксированы у 80% испытуемых.
Все эти методики прошли испытания и уже широко используются как в России и за рубежом.
Кроме того, существуют различные социальные программы. Например, во Владимирской области реализуется программа «Мир один на всех». Эта акция ориентирована на профилактику ОВЗ, организацию ранней помощи при рождении ребенка с ОВЗ. Исполнителями программы уже являются 6 учреждений социального обслуживания населения и Центр специализированных видов медицинской помощи. Созданные кабинеты ранней помощи оказывают своевременную медицинскую помощь и комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Успешно работают группы кратковременною пребывания детей, где можно оставить ребенка, будучи уверенными, что он получит должный уход и помощь [7].
Таким образом, вышеперечисленные социальные технологии считаются универсальными, которые применимы к разным категориям населения, и у каждой есть своя характерная отличительная черта. По этой причине, подводя итог, следует еще раз выделить, что в условиях нынешнего динамичного развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры, важным ресурсом реабилитации людей с ограниченными возможностями становятся новейшие инновационные социальные технологии, которые раскрывают довольно широкие границы для эффективной социализации лиц с ОВЗ в общество.
Список литературы
- Зольникова, И. Ю., Кушнарева, Т. С. Использование инновационной технологии «тренировочная квартира» в социальной реабилитации детей-инвалидов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар, науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 93-97.
- Мусина-Мазнова, Г. X., Потапова, И. А., Коробкова, О. М., Сорокина, И. А., Тарасова, И. В. Инновационные методы практики социальной работы [Текст]: учебное пособие для магистров / Г. X. Мусина-Мазнова и др. - М.: Дашков и Ко, 2020.
- Лущик, И. В. Пути повышения образовательного эффекта уроков физической культуры с младшими школьниками подготовительной медицинской группы / И. В. Лущик, И. В. Прохорова, Г. А. Дзержинский // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 11.-С. 107-108.
- Любека, С. В. Исследование физического состояния школьников различных групп здоровья / С. В. Любека, О. В. Юречко // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. -№5 (75). -С. 80-85.
- Узденов Ш.Б. Актуальные вопросы правовой регламентации Приемных семей для пожилых граждан // Вестник магистратуры. 2019. № 10-3 (97). С. 47-48.
- Садыков Р.М., Мигунова Ю.В. Роль кадрового обеспечения медицинских организаций в контексте проблем российского здравоохранения // Известия Уфимского научного центра РАН. 2021. № 3. С. 74-80.
- Хамадеева Р.Х., Большакова Н.Л. Социально-психологическое сопровождение приемных семей для пожилых людей // Социальная политика и социальное партнерство. 2020. № 7. С. 12-18.