Молодые сотрудники социальных служб играют важную роль в обеспечении качества социальных услуг в целом. Они обладают энергией, новыми идеями и мотивацией, которые могут способствовать улучшению качества услуг. Однако без поддержки мотивация может постепенно снижаться вплоть до отказа от профессии и дальнейшей деятельности в сфере. В свою очередь высокая мотивация у сотрудника влияет на отношение к работе и на качество ее выполнения. Именно поэтому поддержание мотивации молодых сотрудников является ключевым фактором в повышении качества социальных услуг.
Социальная работа специфична. Она больше чем другие направления деятельности связана с проявлением гуманности, со стремлением, желанием и возможностью помогать и обеспечивать комфортное проживание другим людям. Раскрывая эту тему, можно выделить следующий ряд особенностей трудовой мотивации социальных работников:
- Гуманистическая направленность деятельности. Социальные работники играют важную роль посредников между людьми и учреждениями, влияя на формирование ценностей в обществе. Они должны быть примером для других и проявлять лучшие человеческие качества.
- Повышенный приоритет морально-этических ценностей личности социального работника. Одним из важнейших требований к профессиональной деятельности социального работника является необходимость соблюдения этических принципов и норм, тактичности, доброты, справедливости, толерантности и любви к людям.
- Творческая природа работы социальной службы. В процессе решения социальных проблем социальному работнику необходимо мыслить творчески, учитывать изменяющиеся социокультурные обстоятельства, индивидуальные и др. особенности клиентов. Творческий потенциал социального работника строится на основе накопленного социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения и творчество. Представители молодежи в этом плане самые эффективные работники, поэтому чрезвычайно важно мотивировать их к труду.
- Большие эмоционально-психологические нагрузки на психику социального работника. Социальные работники сталкиваются с эмоциональными и психологическими нагрузками в работе с клиентами из уязвимых групп общества (инвалидами, многодетными семьями, беженцами, безработными, одинокими, престарелыми, наркоманами и т.п.), что требует от них повышенной стойкости.
- Ненормированность рабочего дня, т.е. отсутствие временных рамок на выполнение тех или иных видов профессионального труда. Это негативно сказывается на работе социальных работников, вызывая перегрузку и стресс.
- Преимущественно женский состав. Несмотря на эмоциональность и конфликтность, женщины более чуткие и по своей природе более предрасположены к данной профессиональной деятельности. В частности, они более гибки в выборе приемов и способов социально-психологического воздействия, следовательно, могут проявлять большую продуктивность в работе.
- Недостаток социально-экономической поддержки оказывает отрицательное влияние на качество услуг и мотивацию социальных работников.
Таким образом, мотивация сотрудников социальной сферы должна строится с учётом этих факторов, а также с учётом потребностей конкретной возрастной категории работника.
Материальная мотивация. Этот вид мотивации включает в себя материальное вознаграждение за работу, а именно заработную плату, бонусы, премии и льготы. К сожалению, сфера социальной работы страдает от отсутствия высоких заработных плат, поэтому важно обращать на него особое внимание или компенсировать другими способами мотивации.
Социальная мотивация. Она связана с удовлетворением потребности в общении, признании и социальной поддержке. Это включает в себя создание благоприятной атмосферы в коллективе, поддержку и признание со стороны руководства и коллег, участие в общественных мероприятиях и конференциях. В отличие от материальной поддержки, социальная мотивация — это самая эффективная точка роста для организаций, занятых в социальной сфере, потому что именно благодаря ей сотрудники могут проявить себя с лучшей стороны, реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать полезность для общества.
Важно понимать, что сотрудники желают видеть результаты своего труда, а также чувствовать себя важными и включенными в процесс принятия решений. Нужно создать условия, при которых молодые сотрудники будут ощущать, что их мнение учитывается, и их идеи важны. Открытость к новым идеям и предложениям, а также поддержка в реализации своих проектов, могут стать мощным мотивационным фактором для молодых сотрудников.
Кроме того, важно установить систему поощрений за достижения. Это может быть как материальное вознаграждение, так и общественное признание за выдающиеся результаты работы.
Организационная мотивация обусловлена системой, структурой и культурой организации, в которой работают сотрудники. Этот вид мотивации включает в себя возможность профессионального роста, развитие карьеры, участие в профессиональных тренингах и семинарах, а также создание благоприятных условий труда.
Информационная мотивация обусловлена доступностью информации о работе, а также возможностью предоставления ее клиентам. Наличие подходящей техники и литературы помогут обеспечить информационную мотивацию.
Таким образом, мотивация молодых сотрудников социальных служб является ключевым фактором в повышении качества социальных услуг. Самыми большими возможностями для мотивации молодых сотрудников обладает социальная мотивация, потому что она отвечает за желание посвятить себя социальной сфере в целом. При правильном подходе к социальной мотивации, молодые специалисты могут стать важным двигателем изменений в обеспечении качественных социальных услуг и внести свой вклад в улучшение жизни клиентов.
Список литературы
- Лапидус Л.В. Повышение качества услуг социальной сферы в современных условиях // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kachestva-uslug-sotsialnoy-sfery-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 22.11.2023)
- Махмудова М.Д. МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ // Academic research in educational sciences. 2023. №Periodical Collection 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-sotrudnikov-sotsialnyh-sluzhb-kak-faktor-kachestva-okazyvaemyh-uslug (дата обращения: 21.11.2023)
- Митрофанова С.В., Савченко В.В. Проблемы внедрения новых механизмов финансирования учреждений бюджетной сферы // Региональная экономика: теория и практика. – 2012. – № 26. – С. 47