Эффективность деятельности социальных организаций сегодня является основным критерием для управления ими. Управление в универсальном смысле означает воздействие и изменение объектов, субъектов и процессов в желаемом направлении. Социальное управление обладает своей спецификой, которая обуславливается природой человека как объекта управления [4, с.11–12].
Данная специфика выражается в «субъект-субъект» отношениях, которые складываются между руководителем и его подчиненными.
Управление социальной работой направлено на эффективную координацию социального положения всех участников общественной жизни и обеспечение их достойного и цивилизованного существования [2, с.767].
Менеджмент в социальных учреждениях охватывает различные аспекты работы организации, в том числе:
1. социальные аспекты (удовлетворение потребностей населения в предоставляемых социальных услугах);
2. организационные аспекты (координация работы в социальном учреждении и его организация);
3. человеческие аспекты (профессионализм и компетентность персонала социальной работы).
Существуют количественные и качественные методы оценки эффективности социальной работы. Они играют наиболее важную роль в оценке эффективности работы в социальных учреждениях. Наиболее распространенными количественными показателями задач и результатов являются категория и количество обслуженных людей, вид услуги, количество услуг за определенный период времени и стоимостное измерение услуг, предоставляемых учреждением.
Качественные методы оценки эффективности более трудоемки и сложны для анализа, но и они позволяют выявить мнение получателей социальных услуг о качестве предоставляемых услуг, существующих проблемах социальных учреждений и путях их решения с помощью анкетирования, тестирования и методов экспертных оценок.
Во всех организациях социальной работы успех и эффективность их деятельности зависят от различных факторов, таких как вопросы финансирования, выбор специалистов, построение и организация рабочих процессов, но самое главное - это личность руководителя и его стиль управления. Если менеджеры могут грамотно организовать работу своих подчиненных для достижения организационных целей и при этом создать хорошие условия для трудовой деятельности, то конечный результат деятельности будет благоприятным.
Когда деятельность учреждения приносит благоприятные результаты и функционирует эффективно, руководители понимают, что помимо поставленных целей в коллективе существует взаимопонимание и удовлетворенность.
Существует три основных стиля управления в социальных учреждениях: авторитарный, демократический и либеральный. Менеджеры не применяют ни один из перечисленных стилей в чистом виде. Эти стили могут применяться руководителями социальных учреждений в комбинации или дополнять друг друга.
Руководители учреждений социальной сферы корректируют свой стиль управления в зависимости от изменяющихся внутренних и внешних условий. Руководители учреждений социальной сферы должны уделять пристальное внимание человеческим качествам сотрудников и их способности брать на себя ответственность за решения на всех этапах работы.
В учреждениях социального обслуживания руководители применяют свой стиль управления в зависимости от ситуации. Одни стремятся повысить эффективность работы, ставя задачи и выражая поддержку, другие доверяют подчиненным решение рабочих проблем. В любой рабочей ситуации стиль профессионального руководителя должен быть главным оружием для эффективного управления организацией.
Первый стиль - авторитарное руководство. Авторитарный стиль - это стиль, при котором функция управления достигается на основе принуждения сотрудников к выполнению обязанностей начальства.
Второй стиль управления - демократический. Этот стиль подразумевает реализацию управленческих функций на основе партнерских отношений между высшим руководством и персоналом для достижения целей социального института.
Третий стиль управления - либеральный. Либеральный стиль - это стандартный, формализованный стиль управления, основанный на отстранении руководителей от работы персонала и не контролирующий его трудовые процессы и деятельность.
Также выделяют два основных стиля по направленности: ориентированный на определенную задачу;ориентированный на самого человека.
Руководителя первого типа заботит постановка и разработка систем поощрений и стимулирования.
Руководители, ориентированные на людей, уделяют большую часть времени своим сотрудникам и строят отношения в коллективе таким образом, чтобы каждый подчиненный чувствовал свою значимость и уважение как часть единой команды.
Все перечисленные стили управления применяются в конкретных системах управления, которые соответствуют индивидуальным описаниям стилей и уникально воспроизводятся на разных уровнях межличностного и технического взаимодействия.
Например, эксплуататорские авторитарные системы управления группами используют авторитарный стиль руководства. Дисциплинарные системы и жесткий контроль являются основными элементами управления. В превосходных авторитарных системах управления преобладают системы стимулирования и вознаграждения, а также тесные взаимоотношения между руководителями и сотрудниками.
Руководители, применяющие демократический стиль управления, сочетают доверие к сотрудникам с управлением эффективностью работы.
Либеральные системы основаны на участии, доверии и дружбе между руководством и сотрудниками, делегировании управленческих полномочий самим сотрудникам. В таких системах хорошо развиты элементы самоорганизации и саморегулирования.
Руководство выбирает свой собственный стиль управления, учитывающий новые ситуации и использующий влияние дополнительных факторов в отдельных случаях.
Менеджмент в нашей стране пока еще очень новый термин и редко используется руководителями социальных учреждений. Это связано с тем, что первоначально эта профессия появилась за рубежом, в основном в коммерческих организациях. Однако, доказав, что они являются необходимыми специалистами для обеспечения эффективности работы предприятий, профессия менеджера стала распространяться на все общественные сферы, включая политическую, социальную и духовную.
Таким образом, менеджмент в социальной работе является весьма перспективной дисциплиной и требует дальнейшего изучения и развития.
Список литературы
- Новикова, К. Н. Управление системой социальной защиты населения: региональный аспект/ К. Н. Новикова//
- Холостова, Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. — 6-е изд. — М.: «Дашков и К», 2009. — 860с.
- Менеджмент: учебник для бакалавров /под общ. ред. А. Л. Гапоненко. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 396с.
- Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Е. И. Комарова, О. Г. Прохоровой. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 425с.
- Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. — М.: «Дашков и К», 2009. — 364с.