Само понятие «выставка» зародилось еще в древние времена и организовывалось китайцами, греками, финикийцами, египтянами и римлянами. В то время, они представляли собой базары и рынки и обычно проводились на больших городских площадях. На такого рода мероприятия приезжали и приплывали ремесленники из разных частей света.
Восточное побережье Средиземного моря являлось одним из самых благоприятных мест для организации крупных базаров и рынков. Можно предположить, что именно здесь зародились первые выставочные центры.
К началу эпохи индустриализации, обмен товарами пришел в западную Европу. Растет как спрос на новые типы товаров так и на его качество.
Выставочная деятельность смогла успешно добраться и до Северной Европы, приобретая новые форматы. Динамика развития промышленности, экономики, продиктовало формирование новой структуры и формы информационно - культурного обмена между странами. Такой формой стала выставочная деятельность, а в последствии - выставочно - конгрессная.
История развития и становления выставочного движения делится на три периода. Первый - период индустриализации (1851 - 1938 гг.). Следующий период (1939 вплоть до 1987гг.) ознаменовался более гуманистическим и оптимистическим взглядом в будущее человечества : «К миру через взаимопонимание», «Человек и его история», «Заря нового дня», «Строим мир завтра». Третий период (с 1988 года), который продолжается и сейчас, проходит в проходил в постиндустриальном обществе. Основной вектор - осознанность, экология, сохранение природы, устойчивое развитие.
Каждый из этих периодов оставил свой уникальный след в архитектуре, искусстве, градостроительстве и технологиях. Сравнивая их между собой, можно отчетливо проследить увеличение внимания вложенных ресурсов в объем проводимых Всемирных Выставок от общего павильона - к комплексам, включающих масштаб города. 1
Сама идея провести Всемирную выставку, на которой можно будет продемонстрировать произведения искусства и достижения техники из разных стран, появилась в Европе задолго до 1851. Во Франции уже успели провести несколько национальных выставок, и тогда за дело взялась Англия, на тот момент лидирующая по всем параметрам. В 1849 году по инициативе британского Королевского общества искусств, была сформирована концепция Первой Всемирной выставки. Разработка общего проекта экспозиции была предложена немецкому архитектору Готфриду Земперу. Главным строением всей выставки стал, так называемый, Хрустальный дворец, спроектированный Джозефом Пакстоном.
Здание, возведенное из стекла, чугуна и железа, на тот момент стало верхом инженерной мысли и поражало своими габаритами. Выставочное пространство было способно вместить 14 000 посетителей и имело габариты в плане 564 на 124 метра. Высота от пола до самой верхней точки составляла 33 метра. По завершении выставки Дворец был разобран и перенесен в новое место на юго-восток Лондона. 30 ноября 1936 года здание было уничтожено пожаром и не восстановлено. 2
Архитектура здания в свое время вызвала резонанс у аудитории. Но несмотря на на критику и насмешки, здание стало предвестником новой архитектуры следующего столетия.
Проведенная выставка позволила решить много задач разного плана, среди которых важнейшей явился культурно-просветительский аспект. Успех выставки, который выразился в огромном числе ее посетителей (5,1 млн. человек за полгода работы) и в существенных финансовых поступлениях от ее проведения, позволивших не только окупить все затраты, но и получить значительную прибыль, дал возможность говорить о целесообразности дальнейшего проведения аналогичных мероприятий. Этой первой масштабной выставкой были обозначены принципы, взятые за основу для проведения последующих выставок:
- Деление площади выставки на секции от различных стран;
- Размещение всей выставочной деятельности в одном пространстве;
- Утверждена классификация экспозиций: промышленные товары, промышленные механизмы, полезные ископаемые, искусство;
- Пространство выставки должно быть оборудовано искусственным климатом;
- Инженерное оснащение выставочных площадей для возможности демонстрации промышленных товаров.1
История всемирных выставок напрямую связана с широким применением новых, не встречавшихся ранее конструкций. Эти выставки становились экспериментальной площадкой для архитекторов, инженеров и строителей, где использовались не только новые строительные материалы и конструкции, но и методы строительства
Список литературы
- Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т.12, М., 1975, с. 263.
- Всероссийская выставка. Собрание выставочного комитета // Русское слово. 19 июня 1914 г.
- Значение выставки для города // Вестник Всероссийской выставки 1913 года в Киеве, 1912, No 2. С. 26.
- Клике P.P. Художественное проектирование экспозиций. М.: Высшая школа, 1978. 368 с. 18
- Шпаков, В.Н. История всемирных выставок / В.Н. Шпаков. — М.: ACT: Зебра Е, 2008.-384 с.